Страницы

четверг, 11 июня 2015 г.

Даже «последние подлюки» вспомнили. Ура!

Versii.com11.06.15
В. Скачко
Версии

Даже «последние подлюки» вспомнили. Ура!
Ой, не зря главковерх нации отправил тушить пожар на нефтебазе под Киевом вице-премьера и министра культуры в одном флаконе Вячека Кириленко, ой, не зря. Отравленный миазмами горения вредных токсичных веществ чел внезапно прозрел. Прочистило ему что-то мозги и память. И он вспомнил, что в Украине был, есть и будет в памяти народной и в истории подлинного, а не шароварно-фейкового поцриотеческого искусства великий актер, Артист Милостью Божьей Богдан Сильвестрович Ступка. Человек, при жизни которого можно было говорить, что в Украине есть кино. 

Настоящее, добротное, эмоционально возвышенное, вдохновением и человеческим опытом, врожденной тягой человечества к переосмыслению прожитого мотивированное кино, а не нынешний кич, фейк и дрысня. Прикрытые, как флером, и заретушированные в желто-синее сиюминутной конъюнктурой и вызванные к жизни заказом временщиков, которым хочется казаться лучше, чем они есть на самом деле.

И все настоящее украинское кино, как искусство, как одновременное служение музам и людям, олицетворял и Богдан Ступка. О нем после показа на нью-йоркской премьере нового фильма Киры Муратовой «Два в одном» в 2007 году заговорили как о мировом гении. И поставили в один ряд с Робертом Де Ниро, Аль Пачино и Энтони Хопкинсом, отмечая мастерство и многогранность его актерской игры, умения входить в чужие образы и дара перевоплощения. В других странах тоже были и есть актеры его уровня. А он был наш. И через пять лет, в 2012-м, его не стало. Теперь, увы, скорее всего, уместнее говорить, что кино в Украине было...

А Кириленко вспомнил. И сейчас даже не ясно, что с ним произошло. Может, просто тупо сидел и втыкал, как три дня горит нефтебаза, смотрел телек с русскими каналами, и ему попался фильм с участием Ступки. Может, даже лента «Тарас Бульба» Владимира Бортко, где герой Ступки предполагает, что и у «последнего подлюки есть крупица русского чувства»:



Короче, «культурный» вице-премьер страны победившего «евромайдана» вдруг вспомнил, что в ней 27 августа родился ее, без всякого пафоса, великий сын. И обратился к Первому национальному телеканалу и телерадиокомпании «Культура» (надо же, есть и такая, оказывается, – культуры нет, а телерадиокомпания есть) с просьбой продемонстрировать фильмы и телеверсии спектаклей с участием актера. «Богдан Ступка – гений украинского кино и театра, который оставил огромное наследство – экранизированную украинскую классику, исторические фильмы, блестяще сыгранные роли в украинском поэтическом кино. По случаю 74-й годовщины со дня рождения Богдана Сильвестровича, который будет отмечаться 27 августа, следует вспомнить о его таланте показами любимых лент и представлений», – посчитал Кириленко.

Ложь, цинизм, подлость, фарисейство, лицемерие – все есть в этих словах «вицика», который стал инициатором того, что Ступку после «евромайдана» не травили (он уже к тому времени умер), а запрещали и вырезали из украинского культурного контекста и контента. Все неправда! Во-первых, в декабре прошлого года, например, запретили указанный выше фильм «Тарас Бульба», из которого взят чудесный монолог еще одного полузапрещенного украинца Николая Гоголя о русском товариществе идущих на смерть казаков. «За искажение исторических событий в истории украинского народа». Более того «из-за шовинистического возвеличивания России и российских ценностей, возбуждения искусственной ностальгии по советским традициям, имперской идеологии и пропаганды «русского мира». Вот под этот идеололгически-запретительный, агитационно-пропагандистский и расово правильный каток и попал Богдан Ступка!

Во-вторых, это преступление перед памятью не только великого актера, но и перед всем украинским народом – сведение его творчества исключительно к актуальному и политически ангажированному, повторяю, конъюнктурному «украинству». В творческом плане Ступка был человеком мира, небожителем, чей гений принадлежит всему человечеству. Как ни высокопарно это звучит, но это удел всех гениев. Помните, в соловьевской «Ассе» героя Виктора Цоя спрашивают, где он живет. Герой разворачивается и уходит, а его спутник отвечает в мурло ожиревшей от собственной значимости и метаболизма чиновницы: «Он поэт, он на белом свете живет...». Вот так и нынешняя украинская власть хочет одеть мировое достояние в шаровары и сузить его красочную палитру до узора на застиранной вышиванке.

Да, Ступка на театральной сцене во Львове и особенно в Киеве в Театре имени Франко создал незабвенные и неповторимые образы из украинской классики. И Государственную премию СССР в 1980 году украинец Ступка из Галичины получил за исполнение ролей в спектаклях «Дикий ангел» Алексея Коломийца и «Дядя Ваня» Антона Чехова в своем Театре Ивана Франко. И народным артистом СССР он уже под занавес существования «империи зла» в 1991 году тоже стал как украинский актер.

Но навсегда вошел он в историю украинского театра и образом Тевье-молочника Шолом-Алейхема. А лично для меня вообще есть только два Тевье. Один – Богдана Ступки из «Тевье-Тевеля», другой – Евгения Леонова из «Поминальной молитвы» московского «Ленкома». Даже более того, тут я соглашусь даже с расово правильной украинской газетой «День», которая написала: «Когда смотришь киевского «Тевье-Тевеля», не замечаешь, что еврея играет украинский актер Богдан Ступка. У него получается такой колоритный и мудрый образ, что забываешь, что Тевель говорил на идиш, а не по-украински. Возможно, это потому, что герой Шолом-Алейхема своим еврейским корням сросся с украинской землей».

И автор «Поминальной молитвы» Григорий Горин утверждал, что «Ступка переиграл самого Евгения Леонова». А внучка Шолом-Алейхема, американская писательница Бел Кауфман во время гастролей спектакля со Ступкой в Нью-Йорке признала украинского актера «наилучшим Тевье-молочником». И тут, собственно, и комментировать нечего. После 300-го показа спектакля в 2004 году Богдан Сильвестрович был удостоен титула «Живая легенда». А что еще можно сказать о человеке, который ушел, исполнив около 100 ролей на киноэкране и более 50 на театральной сцене? И вот по нему сейчас топчутся поцреоты, посмертно затягивая к себе...

Это и есть местечковое скотство и узкопатриотическое надругательство над умершим, который был шире любой сиюминутной потребы. Да, в поэтическом кино «Белая птица с черной отметиной» Ступка дебютировал не просто блестяще, а на все века и на все времена. Но потом, когда после распада СССР и медленного умирания в конвульсиях бездарности и судорогах безденежья украинское кино практически почило в Бозе, раскрыть свой недюжинный потенциал, отшлифовать грани мастерства до филигранной тонкости и небесной высоты Ступка смог в соседней стране. В России. Среди наград и отличий, которые можно вспоминать и перечислять часами, у него в России около 15 кинонаград и призов, включая «Нику», «Триумф», «Хрустальную Турандот» и три «Золотых орла».

За участие в российской картине «Свои» Ступка был номинирован на престижнейшую премию Европейской киноакадемии и уступил ее лишь Хавьеру Бардему. Может быть, за то, что образ он воплотил не по-западному корректный: человека, который пошел на сотрудничество с гитлеровцами ради спасения земляков, но сына своего отправил защищать Родину. Тогда – советскую, на Западе позже названную «империей зла».

А вот уже мировое признание и приз Международного кинофестиваля в Риме – серебряную статуэтку «Марк Аврелий» – Богдан Ступка получил в 2008 году за лучшую мужскую роль в фильме польского режиссера Кшиштофа Занусси «Сердце на ладони». А российский режиссер Тигран Кеосаян, снимавший Ступку в ленте «Заяц над бездной», после его смерти сказал: «Когда уходит гений, то не то что грустно, это необратимо, невозвратно, эту потерю невозможно измерить никакими мерилами. К этому невозможно привыкнуть». Впрочем, и не надо привыкать...

Еще все должны помнить, что когда в 2011 году Богдану Ступке звание Герой Украины присвоил «тиран и диктатор» Виктор Янукович, нынешние поцреоты, тогда оппозиционеры, скрипели ментально нечищенными и гнилыми зубами и ворчали в тряпочку: мол, за что – он же в России играет, москаль? Богдан Сильвестрович уже тогда мучительно и тяжело боролся с раком, и «антинародный режим» как чувствовал, КОГО теряет Украина. И не только вешал на него высочайшего уровня побрякушки, донельзя дискредитированные многими их номинантами, покупавшими «Героя», как престижную безделушку на госраспродаже, но и нашел деньги на лечение больного актера в Германии. В госказне нашел...

...Не помогло, увы. Но вы можете представить, чтобы нынешние кого-нибудь спасали?!

В-третьих, не совсем понятно, каким боком Ступка вписывается в планы Кириленко, который в апреле текущего года объявил о создании при Министерстве культуры Украины «Общественного совета реформ», куда уже по привычке пригласят экспертов из Польши, Литвы и Франции. И как без Грузии обошлось, я даже и не знаю, такой прокол. Но по-любому и культуру решили «озападнить», осовременить в соответствии с новыми веяниями, соединить, так сказать, шаровары с фраком под «Щэ нэ вмэрла...»

«Эксперты», безусловно, реформируют и кино, и театр. Так реформируют, что мало не покажется. И, конечно, Ступка смог бы сыграть и после «реформ». Что-то укро-модерновое и конъюнктурно-толерантное, политкорректно-общечеловеческое, о духовных страданиях, например, какого-нибудь душевнобольного, подглядывающего в замочную скважину или через дырку в заборе за тем, как его коллеги-психи насилуют полураздавленную гусеницу и страшно при этом страдают непонятым и неподдержанным искательством общечеловеческого мейнстрима в гей-клубе. Но Ступка шире этого. И выше. И глубже. Как бы ни требовали от него сиюминутного патриотизма галактический европейский выбор Украины и лозунги сорванного гей-парада...

Я одним могу объяснить обращение нынешнего режима и его «диячив» к памяти Ступки – совсем плохи у них дела. И сегодня им нужны любые подпорки. Даже те, на которые они совсем недавно по-холопски высокомерно и патриотически плевали, исходя злорадным ядом зависти и нетерпимости, издеваясь над памятью того, кто уже не может ответить, запрещая его фильмы. Плевали-плевали, получается, в колодец, а теперь пытаются из него живительно попить. И поделом им! Самого же актера и памяти людей о нем это не касается...

...А свою Украину Богдан Ступка любил. Трепетно, нежно, всем естеством. Сердцем и разумом понимая, что любовь к Родине – это не ненависть к другим странам. И потому любовь эта была взаимной и всеобъемлющей. Неподвластной тем, кого его герой Тарас Бульба называл «мышиными натурами», тупо перенимающими «басурманские обычаи»:



...А еще актерские байки рассказывают, как смеялся Богдан Ступка, когда его коллега Наталья Лотоцкая, в «Тевье-Тевеле» игравшая жену Тевье-молочника Голду, перепутала слова и вместо «Вiзьми горщик с борщем» («Возьми горшочек с борщом») произнесла: «Вiзьми борщик с горщем» («Возьми борщик с горщом»). Богдан Сильвестрович, говорят, даже за кулисы ушел, согнувшись, чтобы отсмеяться. И все так мило было в той стране – были и борщ, и горшок. Всем всего хватало. И никто не плевал ни туда, ни туда. А сейчас плюют. И слово «горщ» теперь звучит чрезвычайно актуально для многих – горчит от происходящего. Однако мне кажется, что Ступка, конечно, при его таланте и в таких условиях играл бы смех. Но что это был бы за звенящий слезами смех! Слезами за его Украину, к которой упыри, ее распинающие, не имеют никакого отношения...
Владимир Скачко
Источник: Версии

Комментариев нет:

Отправить комментарий