Римма Грачева | Родилась в 1958г., под городом Горьким в рабочем поселке. Окончила
экономический факультет Горьковского государственного университета.
Работала инженером по нормированию труда в НИИ, экономистом на
производстве, начальником планово-учетного отдела, главным бухгалтером,
занималась частной консалтинговой деятельностью. Автор ряда книг по
бухучету, анализу и налогообложению. Сайт: Методология бухгалтерского учета. Страница в ЖЖ: mikuli_shna |
Странное учреждение – Центральный
Банк Российской Федерации (Банк России). Вроде и статус законом
определен (юридическое лицо), и функции известны (они очень даже
государственные), и полномочия законом очерчены вполне отчетливо, а
место ему в государственной системе – не определено. Можно, конечно, возразить: о каком таком месте в государственной системе речь, если Банк России – юридическое лицо, а не орган государственной власти? Погодите...
Вот, в Конституции черным по белому: «Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального Банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти»
(см. ч.2 ст.75 Конституции РФ). Те же слова, со ссылкой на Конституцию,
находим и в ст.1 Общих положений Федерального закона от 10 июля 2002 г.
№ 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В
законе даже конкретизируется, что свои функции и полномочия Банк России
осуществляет независимо ни от каких других органов власти: ни
федеральных, ни субъектов Федерации, ни органов местного самоуправления.Если бы не слово «других» (а, заметим – это Конституция, там случайно быть не может даже запятых), то положение так бы и звучало: «...функция Центрального Банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от [...] органов государственной власти». И тогда вопрос о месте Банка России ставить нужды нет – всем было бы понятно: оно даже не под солнцем, Банк России – сам и есть Солнце.
Но слово «других» в тексте присутствует, что равнозначно присвоению Банку России статуса органа государственной власти.
Между тем, никакого центробанка среди органов государственной власти в той же Конституции (см. ст.11) не указано, список таковых короткий и исчерпывающий. Вот они, органы государственной власти, со всеми эмблемами.
Итак, по Конституции получается, что Банк России – и власть (ст.75), и не власть (ст.11), одновременно.
Согласитесь, такая неопределенность статуса учреждения, обладающего монопольным правом эмиссии наличных денег и организации наличного денежного обращения (см. ст.4, ст.29 Закона № 86-ФЗ), реализация полномочий которого предполагает применение мер государственного принуждения – это просто безответственность какая-то. Но конституция и безответственность – категории не сочетаемые. Поэтому будем искать в том большой государственный смысл.
Расхожее утверждение: «Банк России – филиал ФРС США» отметаем сразу. Мы не располагаем документальными свидетельствами на этот счет, а логические аргументы без фактологического подтверждения несостоятельны. Поэтому предлагаю пойти путем доказательства от противного: Банк России не подчинен никому в мире, он самостоятельный, независимый и служит государству российскому.
Пускаясь в искания большого государственного смысла означенных конституционных положений, договоримся исходить из того, что определенно есть: Банк России – юридическое лицо. В законе так и написано: «Банк России является юридическим лицом» (см. ст.1 Закона № 86-ФЗ ). Т.е. Банк России – участник имущественных отношений, носитель имущественных прав и обязанностей и т.д. по всему спектру прав и обязанностей, указанных в главе 4 ГК РФ. Никаких изъятий для Банка России в этом плане не предусмотрено.
Оставим пока в стороне тот факт, что Банк России наделен функциями и полномочиями, а не правами и обязанностями, как это положено юридическому лицу. Учитывая тот факт, что о статусе Банка России как юридического лица говорит буква закона, а о том, что он является субъектом публичного права, говорит лишь дух, будем руководствоваться общим правилом, согласно которому обязательным является буквальное прочтение, если смысл, как в нашем случае, прямо выражен в форме: «Банк России является юридическим лицом». И, стало быть, ответственность у него не государственная, а сугубо корпоративная. И вот теперь вопрос: перед кем? Сейчас расщелкаем.
Поскольку Банк России не является ни хозяйственным товариществом/обществом, ни производственным или потребительским кооперативом, ни религиозной или общественной организацией, ни благотворительным фондом, а является, по всем признакам, учреждением, то он есть именно то юридическое лицо, на имущество которого его учредитель имеет право собственности или иное вещное право (см. ст.48 ГК РФ). И в Законе № 86-ФЗ есть тому подтверждение: «Уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью» (ст.2 Закона). Об учреждениях подробнее – в ст.120 ГК РФ, смотрим – всё сходится.
Далее. Согласно Ст.71 (п.Д) Конституции РФ, федеральная собственность находится в ведении Российской Федерации. К слову, денежная эмиссия тоже, согласно п.Ж той же статьи – в ведении Российской Федерации. Очевидно потому, что Банк России своё монопольное право на эмиссию реализует печатанием денежных знаков государства Российская Федерация, а не своих собственных как юридического лица.
И коль скоро Банк России по закону – юридическое лицо, то его независимость ограничивается волей учредителя. Учредитель – Российская Федерация. Российскую Федерации внутри страны и за рубежом, согласно ч.4 ст.80 Конституции РФ, представляет президент.
Еще раз, по буквам: учредителем юридического лица Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) является государство Российская Федерация в лице своего полномочного представителя – президента Российской Федерации.
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению учредителя. Читаем ст.61 ГК РФ внимательно, до запятой, и убеждаемся: никаких объяснений закрытия юридического лица «по решению учредителя» не требуется – оно может быть ликвидировано просто потому, что так решил учредитель. Но – нет. Указом президента Банк России ликвидирован быть не может. Статья 87 Закона № 86-ФЗ не велит: «Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации».
И тут мы вынуждены вернуться к тому, от чего ушли: к конституционным положениям, наделяющим Банк России статусом органа государственной власти без определения места в её системе. Конституционный Суд (см. Определение от 14 декабря 2000 г. № 268-О) так и сказал, что полномочия Банка России, закрепленные статьей 75 Конституции, «по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти». По своей правовой природе, и только – слышали? А на каком грунте эта природа колосится – про то никому не ведомо. Очевидно, даже Конституционному суду. Попутно суд указал, что законодатель должен «исходить из особого конституционно-правового статуса Банка России». Статус же якобы следует из его функций. В общем, поскольку Конституция наделила Банк России государственными функциями, но места в государственной власти ему не определила, то Банк России у нас власть, но не так чтобы очень, «на полшишечки».
Но, извините, так не бывает! Или бывает, когда хотят уйти от ответственности. Банально всё это до безобразия. Банально и противно. И, что почти смешно – никакого высокого смысла.
Прервусь, пожалуй.
Продолжение – следует.
чего гадать..... ясное дело что Банк России независим от Российского государства а зависим от Ф.Р.С
ОтветитьУдалитьНе зависим от Росии, но не зависим от ФРС.
ОтветитьУдалить