понедельник, 11 июня 2012 г.

Права и обязанности Банка России: несоразмерность и разносубъектность

Римма Грачева Римма Грачева Родилась в 1958г., под городом Горьким в рабочем поселке. Окончила экономический факультет Горьковского государственного университета. Работала инженером по нормированию труда в НИИ, экономистом на производстве, начальником планово-учетного отдела, главным бухгалтером, занималась частной консалтинговой деятельностью. Автор ряда книг по бухучету, анализу и налогообложению. Сайт: Методология бухгалтерского учета. Страница в ЖЖ: mikuli_shna


Странное учреждение Центральный Банк Российской Федерации (Банк России). Вроде и статус законом определен (юридическое лицо), и функции известны (они очень даже государственные), и полномочия законом очерчены вполне отчетливо, а место ему в государственной системе не определено. Можно, конечно, возразить: о каком таком месте в государственной системе речь, если Банк России юридическое лицо, а не орган государственной власти? Погодите...
Вот, в Конституции черным по белому: «Защита и обеспечение устойчивости рубля основная функция Центрального Банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти» (см. ч.2 ст.75 Конституции РФ). Те же слова, со ссылкой на Конституцию, находим и в ст.1 Общих положений Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В законе даже конкретизируется, что свои функции и полномочия Банк России осуществляет независимо ни от каких других органов власти: ни федеральных, ни субъектов Федерации, ни органов местного самоуправления.
Если бы не слово «других» (а, заметим
это Конституция, там случайно быть не может даже запятых), то положение так бы и звучало: «...функция Центрального Банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от [...] органов государственной власти». И тогда вопрос о месте Банка России ставить нужды нет всем было бы понятно: оно даже не под солнцем, Банк России сам и есть Солнце.
Но слово «других» в тексте присутствует, что равнозначно присвоению Банку России статуса органа государственной власти.

Между тем, никакого центробанка среди органов государственной власти в той же Конституции (см. ст.11) не указано, список таковых короткий и исчерпывающий. Вот они, органы государственной власти, со всеми эмблемами.
Итак, по Конституции получается, что Банк России и власть (ст.75), и не власть (ст.11), одновременно.
Согласитесь, такая неопределенность статуса учреждения, обладающего монопольным правом эмиссии наличных денег и организации наличного денежного обращения (см. ст.4, ст.29 Закона № 86-ФЗ), реализация полномочий которого предполагает применение мер государственного принуждения это просто безответственность какая-то. Но конституция и безответственность категории не сочетаемые. Поэтому будем искать в том большой государственный смысл.
Расхожее утверждение: «Банк России филиал ФРС США» отметаем сразу. Мы не располагаем документальными свидетельствами на этот счет, а логические аргументы без фактологического подтверждения несостоятельны. Поэтому предлагаю пойти путем доказательства от противного: Банк России не подчинен никому в мире, он самостоятельный, независимый и служит государству российскому.
Пускаясь в искания большого государственного смысла означенных конституционных положений, договоримся исходить из того, что определенно есть: Банк России юридическое лицо. В законе так и написано: «Банк России является юридическим лицом» (см. ст.1 Закона № 86-ФЗ ). Т.е. Банк России участник имущественных отношений, носитель имущественных прав и обязанностей и т.д. по всему спектру прав и обязанностей, указанных в главе 4 ГК РФ. Никаких изъятий для Банка России в этом плане не предусмотрено.
Оставим пока в стороне тот факт, что Банк России наделен функциями и полномочиями, а не правами и обязанностями, как это положено юридическому лицу. Учитывая тот факт, что о статусе Банка России как юридического лица говорит буква закона, а о том, что он является субъектом публичного права, говорит лишь дух, будем руководствоваться общим правилом, согласно которому обязательным является буквальное прочтение, если смысл, как в нашем случае, прямо выражен в форме: «Банк России является юридическим лицом». И, стало быть, ответственность у него не государственная, а сугубо корпоративная. И вот теперь вопрос: перед кем? Сейчас расщелкаем.
Поскольку Банк России не является ни хозяйственным товариществом/обществом, ни производственным или потребительским кооперативом, ни религиозной или общественной организацией, ни благотворительным фондом, а является, по всем признакам, учреждением, то он есть именно то юридическое лицо, на имущество которого его учредитель имеет право собственности или иное вещное право (см. ст.48 ГК РФ). И в Законе № 86-ФЗ есть тому подтверждение: «Уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью» (ст.2 Закона). Об учреждениях подробнее в ст.120 ГК РФ, смотрим всё сходится.
Далее. Согласно Ст.71 (п.Д) Конституции РФ, федеральная собственность находится в ведении Российской Федерации. К слову, денежная эмиссия тоже, согласно п.Ж той же статьи в ведении Российской Федерации. Очевидно потому, что Банк России своё монопольное право на эмиссию реализует печатанием денежных знаков государства Российская Федерация, а не своих собственных как юридического лица.
И коль скоро Банк России по закону юридическое лицо, то его независимость ограничивается волей учредителя. Учредитель Российская Федерация. Российскую Федерации внутри страны и за рубежом, согласно ч.4 ст.80 Конституции РФ, представляет президент.
Еще раз, по буквам: учредителем юридического лица Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) является государство Российская Федерация в лице своего полномочного представителя президента Российской Федерации.
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению учредителя. Читаем ст.61 ГК РФ внимательно, до запятой, и убеждаемся: никаких объяснений закрытия юридического лица «по решению учредителя» не требуется оно может быть ликвидировано просто потому, что так решил учредитель. Но нет. Указом президента Банк России ликвидирован быть не может. Статья 87 Закона № 86-ФЗ не велит: «Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации».
И тут мы вынуждены вернуться к тому, от чего ушли: к конституционным положениям, наделяющим Банк России статусом органа государственной власти без определения места в её системе. Конституционный Суд (см. Определение от 14 декабря 2000 г. № 268-О) так и сказал, что полномочия Банка России, закрепленные статьей 75 Конституции, «по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти». По своей правовой природе, и только слышали? А на каком грунте эта природа колосится про то никому не ведомо. Очевидно, даже Конституционному суду. Попутно суд указал, что законодатель должен «исходить из особого конституционно-правового статуса Банка России». Статус же якобы следует из его функций. В общем, поскольку Конституция наделила Банк России государственными функциями, но места в государственной власти ему не определила, то Банк России у нас власть, но не так чтобы очень, «на полшишечки».
Но, извините, так не бывает! Или бывает, когда хотят уйти от ответственности. Банально всё это до безобразия. Банально и противно. И, что почти смешно никакого высокого смысла.
Прервусь, пожалуй.
Продолжение следует.

2 комментария:

  1. чего гадать..... ясное дело что Банк России независим от Российского государства а зависим от Ф.Р.С

    ОтветитьУдалить
  2. Не зависим от Росии, но не зависим от ФРС.

    ОтветитьУдалить