Фото Александр Качкаев для "Ленты.ру"
На проспекте Сахарова состоялся митинг оппозиции (Минаев грузится от 5-ти минут и выше в зависимости от вашего железа, если глючит смотреть здесь http://www.minaevlive.ru/archive/link5c33b9ad/
15 сентября в Москве прошел "Марш оккупантов". Оппозиционеры проследовали от Страстного бульвара до проспекта Сахарова, где состоялся митинг. Он обошелся без эксцессов и был посвящен в основном казусу Геннадия Гудкова, которого накануне лишили депутатского мандата, "болотному делу" и сбору денег на нужды оппозиции. Координатор "Левого фронта" Сергей Удальцов призвал своих сторонников устроить майдан, но большинство участников акции его призыву не последовали.
"Этот митинг будет отличаться от других", - прокричала со сцены красивая брюнетка в свободной клетчатой рубашке с красной ленточкой. Активистка Российского социалистического движения Изабель Магкоева вместе с одним из лидеров "Солидарности" Ильей Яшиным начала митинг.
Изабель пояснила, что на очередной "Марш миллионов" вышли не только политические активисты и креативный класс, но и учителя, медики, ученые, военные. Яшин добавил, что пришло "невероятное количество людей", позже конкретизировав, что говорит "минимум о 100 тысячах человек". Участников митинга было, действительно, много - люди стояли по всей длине проспекта Сахарова, до Садового кольца. Впрочем, ГУВД это не помешало заявить о 14 тысячах митингующих. По мнению журналистов различных изданий, в том числе и "Ленты.ру", ближе к действительности была бы оценка в 30-40 тысяч человек.
Колонны выстраивались с 12 часов дня вдоль Страстного бульвара, чтобы по бульварному кольцу дойти до Тургеневской площади и повернуть на проспект Сахарова (по такому же маршруту прошел "Марш миллионов" 12 июня). Левые группировались по левой стороне бульвара, а либералы и националисты (их было сильно больше) - соответственно по правой.
Полиция проводит последние приготовления к маршу. Фото Виктории Ивлевой для "Ленты.ру" Открыть фотогалерею "Для миллионов" |
Креативных плакатов и необычных костюмов, которыми прославились первые митинги "За честные выборы", стало меньше. На общем довольно унылом фоне выделялись разве что парившие над толпой серые картонные фигуры, изображавшие арестованных по Болотному делу. В качестве характерных примеров народного творчества осени 2012 года можно привести плакаты: "Ганеша, Путина затопчи", "Лучше умная синица в руках, чем такой журавль а небе", "Путин - СПИД России, не убивает, но обезоруживает". В связи с делом Pussy Riot было много плакатов, посвященных этой группе.
Самой многочисленной была общегражданская колонна, в которой по скоплению журналистов можно было легко найти политика Алексея Навального. Он шел, держась за руки с женой Юлией, а рядом улыбаясь и кивая знакомым шагал его друг и конкурент по выборам в Координационный совет оппозиции журналист Олег Кашин со спутницей. Рядом семенила пресс-секретарь Навального Анна Ведута с букетом белых цветов. Над их головам какой-то мужчина держал открытку "Папа, Путина прогони".
Журналист и бывший член оргкомитета митингов Юрий Сапрыкин признался, что прогулялся со всеми колоннами и интереснее всего ему было идти с десантниками.
- А самый неожиданный лозунг, знаете какой? "Нет наемному труду, Прохоров - гори в аду!" - сказал Сапрыкин.
- Есть предположение, что это сотрудники "Сноба" (этот журнал принадлежит Михаилу Прохорову - "Лента.ру") кричат", - пошутил шедший с Сапрыкиным главред GQ Михаил Идов. На лацкане его рыжей кожаной куртки красовался значок с американской избирательной кампании Билла Клинтона и Альберта Гора.
Националисты, которыми руководил экс-глава ДПНИ Александр Белов, несли имперские (бело-черно-золотые) флаги и пытались прорваться в отгороженную от основной массы митингующих фан-зону. Туда якобы пускали только "инвалидов, пенсионеров и женщин с детьми", но на деле ее заполняли журналисты и активисты среднего звена.
Туда же проник и Анатолий Александрович с плакатом "Дайте бомжам слово". Он сказал, что на сцену его не пустили, хотя он хотел привлечь внимание общества к проблемам бомжей, которых в России уже 3 миллиона. "Мы есть, мы параллельный мир, а на нас только плюются, когда мы просим милостыню", - обиженно сказал бомж.
Едва ли не главная проблема "Марша миллионов" (в отличие от зимних митингов, которые были посвящены фальсификации выборов) - это отсутствие актуальной повестки, которая могла бы увлечь одновременно всех оппозиционеров. Однако к маршу 15 сентября власть сделала оппозиции подарок, лишив мандата депутата Госдумы одного из наиболее статусных лидеров движения "Белой ленты" Геннадия Гудкова.
Яшин смело сравнил его с Эво Моралесом и Индирой Ганди, которых тоже сначала выгнали из их парламентов, а потом они возглавили Боливию и Индию соответственно. Гудков, кстати, ранее уже демонстрировал свои президентские амбиции. Когда Гудков вышел на сцену в субботу и заявил, что накануне в Госдуме "изнасиловали Конституцию" в толпе кричали "Мо-ло-дец". В итоге про расправу над депутатом Гудковым упоминал почти каждый выступавший со сцены.
Участники "Марша миллионов". Фото Виктории Ивлевой для "Ленты.ру" Открыть фотогалерею "По знакомому маршруту" |
"Мы должны ходить на митинги, как на работу. Это должно стать частью нашей жизни. Хочу, чтобы каждый утром перед зеркалом задавал себе вопрос, что он сегодня сделает для свободы и сохранения достоинства", - говорил Навальный. Он предложил людям либо помогать Чириковой, либо жертвовать оппозиции деньги, либо расклеивать листовки его "Доброй машины правды".
"Или можно сбить этот вертолет", - сказал Навальный, указав рукой на круживший над проспектом Сахарова полицейский вертолет. И тут же добавил, что пошутил. Про вертолет потом вспомнил и координатор "Левого фронта" Сергей Удальцов, предположивший, что в вертолете летает лично Путин, и призвавший того прыгнуть к нему вниз с парашютом.
Националист Белов тоже вспомнил про Путина и потребовал от него "расчехлиться" (что он имел в виду, Белов не пояснил). Экс-лидер ДПНИ вообще был в этот день ударе.
"Эта мразь не должна править страной! - кричал Белов, вышедший на сцену в красной рубашке и черном плаще. - Он должен сидеть в тюрьме. Мы выбираем Координационный совет, чтобы было кому принимать капитуляцию Путина". От криков Белова закладывало уши, но сидевший у него на плече мальчик Миша был невозмутим.
Националист вынес на сцену ребенка, чтобы на его живом примере продемонстрировать, что Путину дороже курорты на Северном Кавказе и саммит на Дальнем Востоке, чем проблемы простых людей. На плече мальчика красовалась имперская ленточка. "Родина или смерть?! Слава России!" - прокричал Белов и поднял вверх правую руку.
Несмотря на то (или именно из-за того), что стоявшие на границе фан-зоны националисты многих выходивших на сцену политиков (например, Гарри Каспарова) встречали скандированием: "Ру-со-фоб", выступавшие говорили о единстве протестного движения. Например, писатель Сергей Шаргунов, вышедший на сцену в длинном фиолетовом свитере, заявил, что "вся палитра красок оппозиции" должна выступить против "серости властей".
Он представил на суд публики новый хлесткий оппозиционный лозунг "Серая тля - вон из Кремля!". Пока, впрочем, кричалка Шаргунова в моду не вошла, народ предпочитает скандировать "Раз, два, три - Путин уходи! Три, два, раз - Путин…".
О скандальном, но далеко не однозачно воспринятом в обществе деле Pussy Riot со сцены почти никто не упоминал (кроме Изабель и, конечно же, адвоката группы Марка Фейгина). А вот о "болотном деле", по которому арестованы почти 20 человек, говорили многие. Выступал, например, отец Артема Савелова, одного из арестованных. "Мне стыдно, что наше поколение прозевало эту власть", - сказал он. "Пока они в клетке - мы все в клетке. Мы их никогда не забудем", - заявил Навальный и добавил, что оппозиция "обязательно добьется их освобождения".
"Как?" - прокричали в толпе, но Навальный не ответил. Это вообще было далеко не лучшее публичное выступление политика.
Зато мощно выступил Сергей Удальцов. Он вышел на сцену в своей знаменитой черной куртке и крупных черных очках. "Мои черные очки - моя черная метка этим жуликам и ворам", - сказал Удальцов, чем вызвал у журналистов дружный смех и сомнения в своей адекватности. "По сути митинг закончился и начинается майдан", - обрадовал всех Удальцов. Митинг зачем-то был согласован аж до 22:00, и разгонять пришедших могли только после этого времени.
"Москва сегодня наша! Город наш! Страна наша! Нужны перевыборы и люстрация! Присылайте нам записки, будем стоять здесь, устроим народное вече", - Удальцов кидал в толпу лозунг за лозунгом, но мало кто в толпе ему отвечал.
Когда у сцены начали скандировать "Позор", то было непонятно, кричат ли это в адрес власти по призыву Удальцову или недовольны бессмысленными радикальными действиями самого политика. Повторения мартовского стояния в фонтане, похоже, мало кому хотелось. Поэтому к семи вечера почти все участники митинга разошлись, несмотря на то, что Удальцов то и дело выходил к микрофону и призывал неравнодушных оставаться на проспекте Сахарова.
Davno svalil v Switzrland. Nad vami teper' RZHUNIMAGU!!!!!!
ОтветитьУдалить