среда, 24 июля 2013 г.

Операция «Шубохранилище». К кампании против руководства РЖД

Роман Носиков Роман Носиков
Юрист, публицист. Родился в Москве в 1976 году.  Автор блога roman-n.livejournal.com
24 июля 2013  
…В последнее время свободолюбивые СМИ и блогеры слаженно палят по главе «Российских железных дорог» Якунину Владимиру Ивановичу. Вот заголовки последней пары дней: «ФАС ополчился на РЖД: монополия Якунина отказывается от сотрудничества», «Якунину придётся отчитаться: какие госкомпании расскажут о доходах сотрудников?», «Кто положит Якунина на рельсы

Ещё несколько ранее в блоге известного борца с коррупцией и осуждённого по делу о присвоении средств «Кировлеса» Алексея Навального появилась публикация с описанием загородной резиденции главы РДЖ Владимира Якунина. Запись была снабжена фотографиями роскошного интерьера (на самом деле результат обработки фотошопом) и мнением риелторов о том, что строение стоит никак не менее 75 млн долларов, оказавшимся некоторым, мягко говоря, преувеличением

А несколько попозже, когда ничего не подозревавший начальник РЖД сидел в компании президента РФ, кто-то разослал по всем главным информационным агентствам страны пресс-релиз от имени правительства, всеми родинками похожий на настоящий, об увольнении Владимира Ивановича с должности.

Диверсию свалили на безымянного хакера.

…В общем, признаки кампании налицо. Так, чтобы сразу и Навальный, и хакер, и «Форбс», и всё-всё-всё — случайно не бывает.

Ранее мы это уже видели в других вариантах: ранее зло приобретало очертания «угрожавшего журналисту» «чешского шпиона» — главы Следственного комитета Бастрыкина, «сгнивших» нефтяных вышек ВТБ, «пропавшего» газопровода «Транснефти» и т.д.

…Собственно, у какой мощной экономико-политической группировки имеется сейчас крупный интерес, реализации которого мешает нынешний глава РЖД, — это не вопрос. Ответ известен всем, кто в тему вчитывался.

В данном случае — что сам глава РЖД, что СМИ, не включённые в охоту на него, выдвигают ровно одну версию. Конфликт называется «приватизация «Трансконтейнера». И противостоят тут две позиции: «сохранить за государством» (Якунин) и «отдать группе «Сумма» братьев Магомедовых» (собственно, группа «Сумма»).

Кратко: «ОАО «Трансконтейнер» было создано в марте 2006 года как дочернее общество РЖД и является ведущим железнодорожным контейнерным оператором в РФ. Компания эксплуатирует около 25 500 платформ, собственную сеть железнодорожных терминалов на 46 железнодорожных станциях в России. В ноябре 2010 года «Трансконтейнер» провёл IPO.
Изначально предполагалось, что доля РЖД в «Трансконтейнере» (50%) будет приватизирована.

Государство заявило об этом ещё в прошлом году, однако сроки и форма продажи так и не были определены из-за разногласий между чиновниками и монополией. Глава РЖД Владимир Якунин выступал за продажу блок-пакета этого актива только после 2013 года, а Минтранс и Минэкономразвития настаивали на продаже контрольного пакета уже в 2012 году.

Претендентами на «Трансконтейнер» считались Fesco, Globaltrans и группа «Сумма».

Главным претендентом являлась, конечно, группа «Сумма». Братья Магомедовы и их партнёры в конце прошлого года купили у Сергея Генералова транспортную группу Fesco, которой через Halimedia International Ltd принадлежало 23,7% акций «Трансконтейнера». Сумма сделки составила около 1 млрд долларов. Ещё 5% акций «Трансконтейнера» «Сумма» скупила на рынке, доведя свой пакет до блокирующего. Если бы компании братьев Зиявудина и Магомеда Магомедовых удалось реализовать свои планы и увеличить долю как в Новороссийском морской торговом порту, так и в «Трансконтейнере», она стала бы крупнейшей логистической компанией в стране.

С учётом давней нацеленности приватизационных идеологов правительства на сдачу частникам РЖД — цель вполне реальна. «В Азии бум потребления, грузопотоки перемещаются с Запада на Восток. Но на транзит через Россию приходится лишь 1% от объёма торговых потоков между Старым Светом и Азиатско-Тихоокеанском регионом. Одна из причин — отсутствие в нашей стране мощного логистического оператора. Эту нишу и намерен занять г-н Магомедов», — объясняют СМИ.

И что же мешает уважаемым частникам получить желанную долю «Трансконтейнера»? Ответ можно найти в интервью, данном Владимиром Якуниным Business FM:

«Вы выступили с инициативой, чтобы 50% акций «Трансконтейнера» не пошли дальше на приватизацию, а были внесены в устав российско-белорусско-казахстанского совместного предприятия. Известно, что достаточно открыто другой акционер говорит, что это противоречит его интересам.
« — Наши действия не были направлены против интересов миноритариев. Это была взвешенная позиция, направленная на реализацию стратегического курса главы государства и правительства по развитию интеграционных процессов на едином экономическом пространстве и в Таможенном союзе...».

Так что с вопросом «кто с кем задрался» — всё понятно. Вопрос, который на самом деле заслуживает рассуждения и ответа, — в другом: где в этой битве интерес нашего с вами государства. И следует ли какое-то собственное отношение к этой «борьбе внутри элит» иметь нормальному гражданину.

Давайте подумаем. С одной стороны — «развитие интеграционных процессов в союзе». С другой — «она стала бы крупнейшей логистической компанией в стране».

Нередко желание компании укрупниться вполне созвучно стратегическому интересу государства. Но в данном случае — мы, как в кино, почти с той же красочностью и яркостью, можем наблюдать, как интересы крупного бизнеса и покровительствующих ему либеральных представителей властного клуба вошли в противоречие с интересами, заявленными руководством страны.

И совпали с интересами геополитических конкурентов.

Дело не в том, что бизнесмен Зиявудин Магомедов какой-то злодей в чёрном плаще. Просто его намерение «создать крупнейшую в России транспортную компанию, осуществляющую интермодальные перевозки», входит в противоречие с интересами России по созданию Евразийского союза, одновременно совпав с интересами наших традиционных конкурентов на геополитической арене. Госсекретарь одного из таких конкурентов совершенно недавно заявила: «Существует движение в сторону ресоветизации региона. Это будет называться Таможенным союзом, Евразийским союзом, и всё в таком роде. Не будем заблуждаться на этот счёт. Мы знаем, в чём заключается цель, и мы стараемся разработать эффективные способы того, как замедлить это или предотвратить это».

Так что шубохранилище — это, конечно, серьёзно и будоражит эмоционального читателя разоблачительных статей. Но взрослого гражданина передача потенциального инструмента воссоединения в руки лиц, которым воссоединение неинтересно, должна будоражить куда больше.

P.S.

Невозможно не замечать ещё один момент. Совпадение интересов значительной части крупного «отечественного» капитала, рукопожатной общественности и госдепа носят не случайный, а системный характер. Это нам не мерещится. Это так и есть, потому что первое, второе и третье — части одной системы, интересы которой не совпадают с нашими, потому что для них мы — это издержки и фактор риска. То есть ещё большие издержки. То есть снижение нормы прибыли. Нет евразийского пространства — нет нас, нет рисков и издержек.

…Но интерес нашего государства — не норма прибыли. Это мы уже установили.

ОДНАКО

Комментариев нет:

Отправить комментарий