Все
мои встречи с избирателями — это сериал Wire, любимый, кстати, сериал
Обамы: там есть серии (третий и частично четвертый сезон The Wire. — The
New Times), где идут выборы в мэры Балтимора. Вот там эти встречи ровно
так выглядят. В сериале House of Сards («Карточный домик») есть,
например, эпизод, когда один из героев встречается с избирателями: там я
увидел стульчики для пожилых людей, которые пришли на встречу. Меня
сейчас все спрашивают, как вы придумали стульчики ставить? А я не
придумал, я в сериале подсмотрел: обычная сцена, задник с моим
портретом, трибунка с надписью «Навальный», стульчики, на них сидят
бабушки, и мы говорим в микрофон.
Штабной weekend — классика американской кампании.
Тоже
придумали сами, а идея — опять же из сериалов. Что касается
интернет-технологий — это главным образом Волков придумывает. А какие-то
вещи, например, «Навальный в каждый дом» — это нереализованная идея ДМП
(проект Навального «Добрая машина пропаганды». — The New Times) —
регистрация людей на карты, геолокация — это то, что мы давным-давно
придумали.
Потрясающее интервью Навального журналу "Нью Таймс". Я, дескать, посмотрел сериалы, все оффлайн-технологии взял оттуда, а люксембуржско-екатринбуржский "гений" Волков придумал все интернет-технологии. Романтически-политическая сказка. Реальность, к сожалению, куда прозаичнее. Процентов девяносто своей предвыборной кампании Навальный внаглую передрал у Обамы.
Слоган Обамы: «Change» (Измени), слоган Навального «Измени Россию, начни с Москвы». На листовках Навального написано: «Навальный такой, как ты. За ним не стоят олигархи». Одна из самых известных цитата Обамы о нем самом - «as a black man like you». О визуальном стиле молчу, достаточно картинок.
Вплоть до закатанных рукавов:
В начале кампании Навальный, как и Обама, сделал e-mail рассылку по уже имеющейся базе своих сторонников. Обе рассылки написаны в неформальной форме, обращаясь на равных к своему собеседнику. В них излагается основной «месседж» программы и предлагается присоединиться. Цитата из письма Обамы: «Мы просим вас встретиться и сделать первые шаги к победе 6 ноября 2012». Цитата из письма Навального: «Никто, кроме нас, этого сделать не сможет. Так давайте сделаем это вместе».
Работа с волонтерами. Внимание на наклейку.
Работа Навального с волонтерами - это формирование «горизонтальных связей» - неформального общения, досуга и взаимопомощи волонтеров. Все перечисленное было активно задействовано в кампании Обамы. Как Обама, так и Навальный очень часто упоминают своих жен, жены сопровождают их на всех публичных мероприятиях, акцентируется эмоциональная близость. Как и Обама, «интернет-кандидат» Навальный воспользовался коллективным блогом, объединяющим лидеров мнений - сравните акцию Обамы «Ask me anything» на сайте Reddit и акцию Навального на сайте Leprosorium. 24 июля Навальный был избран «Президентом Грузии» - это шуточное название для переизбираемого раз в неделю модератора сайта Leprоsorium.
А о том, что в сборе денег он берет пример с фандрайзинга Обамы, Навальный открыто писал в своем жж.
Впрочем, даже копирование один-в-один не принесет Навальному успехов, что подтверждается рейтингами, колеблющимися около 10%. Как так получилось , что самый популярный в России блогер успешно запорол кампанию, приведшую Обаму на должность президента США?
Во-первых, Навальный не является политиком, в отличие от Обамы, который до борьбы за президентский пост занимал должность сенатора и имел опыт практической работы в политическом управлении. Опыт управления Навального-политика - деятельность в должности главы Координационного совета оппозиции. Где сейчас КС оппозиции? А черт его знает.
В отличие от Обамы, у Навального не выстроен web-маркетинг - он использует только свои медиа-ресурсы, где главным инструментом остаются сливы на других кандидатов и второсортные фотожабы. В его кампании практически не задействованы платные возможности социального Интернета и анализа данных - контекстная и другая онлайн-реклама, продвижение в соцсетях, оптимизация выдачи, аналитическое сопровождение кампании. Волков в своем блоге обещает скоро начать все эти виды деятельности.
Однако, одним из секретов эффективности Интернет-маркетинга Обамы было именно раннее начало, и, по утверждению его стратега, на ранних этапах реклама работает значительно лучше. На финишной прямой избирательной кампании Обама, напротив, актуализировал оффлайн-деятельность волонтеров. С учетом всего одного месяца, оставшегося до выборов, онлайн-маркетинг Навального просто не успеет дать эффект. Ведь он уже будет нацелен на невовлеченных пользователей, а сам процесс погружения в кампанию с повышением уровней участия занимает время.
Кампания не направлена на свой электорат. Можно сколько угодно заходиться криком "Не врать и не воровать" и "Кто здесь власть", говорить об изменениях в стране, честной власти и борьбе с коррупцией, но москвичей волнуют мигранты и другие локальные проблемы. Навальному и его команде пишут об этом в блогах, задают вопросы, но вопросы эти продолжают оставаться без ответа. Так и не сформирован целостный «конструктивный» образ Навального - образ будущего главы города, а не лидера внесистемной оппозиции.
А Навальный в это время продолжает развлекать хипстеров фотожабами.
Еще одна ключевая проблема Навального - ужасно непрофессиональная команда. Одним из секретов кампании Обамы и одновременно одной из ее визитных карточек стало привлечение профессиональных специалистов для проведения избирательной кампании. Ими стали «звезды» и авторитеты Интернета, совладелец крупнейшей социальной сети в США, научный департамент, включающий в себя не только политологов, но и математиков, программистов, web-аналитиков и сложное программное-техническое сопровождение. В случае Навального непрофессионализм предвыборной команды стал одним из первых пунктов критики в его адрес. Нет у него и видимой профессиональной команды, которая будет вместе с ним осуществлять новую политику Москвы. Правда, неужели вы верите в то, что эффективную городскую политику смогут выстраивать Кац, Шац и Альбац, или, в лучшем случае, екатеринбуржец Волков?
По сути, Навальный имитирует кампанию Обамы по внешним признакам, не совершая ключевых ее шагов. Да и те, которые реализуются, похожи на бездумное копирование чужого опыта. Организация Навальным сбора денег тоже не выдерживает критики - слишком много «мутных» пятен, "доверительных кошельков", одинаковых сумм и интервалов переводов и так далее. Причем, несмотря на активную критику, Навальный не спешит ни изменять систему, ни отвечать на возникающие вопросы.
Поэтому не удивляйтесь, когда кандидат Навальный наберет 8 сентября свои 10% и с треском провалит все, что так старательно копирует - дай дураку предвыборную кампанию Обамы, он половину сломает, половину потеряет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий