пятница, 13 сентября 2013 г.

"В церкви нет разведки и контрразведки. Андрей Кураев"

13 сентября 2013 года

Газета "ДЕЛОВОЙ ПЕТЕРБУРГ"

http://azbyka.ru/audio/wp-content/uploads/2012/10/Kyraev.jpgАндрей Кураев, протодиакон Русской православной церкви, о страхе Божьем, мигрантах, современном анонимном обществе и том, откуда возникает негатив вокруг церкви.

- Андрей Вячеславович, в России любят говорить о проблемах: тотальная коррупция, отсутствие независимых институтов власти и пр., и пр., и пр. Но, может, все-таки главная проблема - тотальное неверие: власть не верит своим гражданам, граждане не верят власти, бизнесмены не верят чиновникам?..

- Признаюсь, в начале 1990-х годов у меня была аллергия к расхожим фразам публицистов - и в рясах, и без ряс - под слоганом "только православие спасет Россию, без православия России гибель". Но вот спустя десятилетие я начал понимать правду этих слов, по крайней мере механизм их действия, логику развития той ситуации, которую они пробуют описать.

Дело в том, что там, где нет веры, нет страха Божия, - там пока нашему обществу не получается положить пределов коррупции. Скажем, в древнерусской литературе: если в летописях говорится, что князь такой-то зело бесстрашен, - это далеко не всегда комплимент и нередко означает, что этот человек способен на все, у него нет страха Божия. И я боюсь, что сегодня мы видим немалое количество предпринимателей и чиновников, которые действуют без оглядки на Божий суд и решают чисто корыстные свои маленькие проблемы, делают сами себе небольшие гешефты, не задумываясь, что потом будет со страной. Речь идет об отношении к природным ресурсам и о проблемах миграции.

К примеру, рядом со мной находится магазин "Перекресток", я в него хожу многие годы и вижу эволюцию этого рабочего коллектива. Поначалу в зале появились молчаливые уборщицы вьетнамской или корейской наружности, не понимающие по-русски. Потом появились такие же раскладчицы товаров на полки, теперь уже кассиры и продавцы, с которыми действительно проблема объясняться по-русски. Но меня волнует не проблема коммуникации - дело в том, что владельцы компании минимизируют свои расходы на заработную плату и поэтому приглашают гастарбайтеров. Понятно, у них дополнительная прибыль, но а что нам с этим делать? С этими тысячами и тысячами рабочих рук, которых позвали сюда, по сути вытеснив местных. Сначала ведь там работали русские женщины, москвички, а теперь для них работы нет, надлежащих рабочих условий для них не создают. Приходится их замещать мигрантами, но потребность в мигрантах создана совершенно искусственно, потому что кто-то хочет много кушать, кому-то нужна сверхприбыль, а не потому, что русские женщины нечистоплотные и ленивые.
 
- Работодатели действительно часто говорят, что местных сотрудников не найти: они либо пьяницы, либо работают плохо, либо и то и другое...

- Я бы очень советовал провести серьезное социологическое исследование. Неоднократно мелькали сюжеты, как в том или ином маленьком городке освобождались от мигрантов и русские с радостью подметали свои собственные улицы. На самом деле всем известно другое - что в коммунальной сфере гастарбайтеры просто удобны тем, что с ними легко творить беззаконие, легко платить им фиктивную зарплату, радует их полное бесправие. Так что проблема не в том, чтобы найти русских на объявленную зарплату, а в том, что хочется украсть объявленную зарплату. Так что не надо оскорблять простых людей такого рода оценками. Надо скорее просто обратить внимание на неумеренность чьих-то аппетитов.

- В Петербурге на этой неделе крестный ход по Невскому, посвященный перенесению мощей Александра Невского. Праздник. Но что еще про это говорили: перекрытие Невского пр., тендер по выбору подрядчика, который проводил Смольный, наконец на Лавре появится колокол с именем руководителя компании, к которой проявляли интерес следственные органы из-за завышения отпускных цен на 400 млн. В итоге, с одной стороны, праздник, а с другой - негативный фон. Это привлекает людей к вере или, напротив, отвращает от нее?

- Чтобы негатив отвращал, нужно постараться разнести это дерьмо везде и всюду. По секрету скажу, что в церкви нет своей разведки и контрразведки. Мы не можем собирать досье на всех предпринимателей России, все сплетни о них, все документы и делать отсюда выводы: вот с этим человеком можно сотрудничать, а вот с этим нет. То есть или мы занимаемся нашим делом: молитвой и помощью конкретным людям, которые об этом просят, - или же мы следим за всеми и контролируем всю жизнь общества, потому что у кого информация, у того контроль и власть. И тогда у нас, может быть, окажутся очень рукопожатные партнеры по тем или иным проектам. Я думаю, что никто из нас не хотел бы, чтобы церковь превращали в такого рода информационную контору.

- Но, к примеру, Фонд Андрея Первозванного привозит на Пасху благодатный огонь. А с другой стороны - все слышали про поместье, перекрытую речку, шубохранилище, которые руководитель этого фонда никак не мог приобрести на зарплату в госкомпании. Опять получается несоответствие, раздвоение.

- Я опять не понимаю, что значит фраза "всем известно, все знают".

Знаете, есть церковные правила, которые говорят: приношение от разбойника, вора и т. д. не принимать. Но в средневековом обществе, когда есть маленький городок, где все живут на глазах друг у друга, действительно можно иметь информацию, кто как нажил свои капиталы. В современном достаточно анонимном обществе, честно говоря, трудно себе представить такого рода полную информированность: кто имеет какие зарплаты, доходы помимо зарплат и прочее. Это надо работать в налоговой инспекции. И я вновь и вновь спрашиваю: вы хотели бы, чтобы церковь наводила бы обо всех справки в налоговой инспекции?

- Думаю, вряд ли.

- Знаете, есть профессиональный риск священника, что мы вдруг окажемся дружны с неким человеком дурной репутации. Это один из наших рисков, неизбежных в общем-то в жизни священника, его работе. Другой такой риск: священник, доверившись кому-то, может просто стать жертвой и быть убитым. Последний такой случай - отец Павел Адельгейм, который исполнил свой священнический долг и открыл свою дверь просящему, чем это кончилось? И это ведь тоже не единичный случай, когда священника зовут в ночную тьму, когда срочно незнакомый человек звонит на телефон или в дверь и говорит: срочно, батюшка, надо ехать, потому что кто-то якобы умирает. И священник не имеет права оставить такого рода просьбы без внимания - а может быть, его выманивают, чтобы ограбить или убить. Такие случаи тоже бывали.

- Предмету "Основы православной культуры" исполнился год (Андрей Кураев - автор учебника по этой дисциплине. - Ред.). Насколько оказались готовы учителя? И, может быть, не надо было делить детей, а просто изучать общую историю всех религий?


- Думаю, что даже без сведений с мест понятно, что учителя, конечно, не готовы, но дело в том, как они могли вдруг оказаться готовы? Нельзя научиться плавать, стоя на бортике сухого бассейна. Точно так же и здесь. Надо понять, что это всерьез, что нужно работать, копить информацию, учиться с детьми об этом беседовать. Главный итог по крайней мере первых лет преподавания этого предмета - демонстрация его бесконфликтности. Я ни в Интернете, ни в прессе, ни в частных разговорах не слышал за этот год, чтобы где-то из-за этих уроков среди детей возникли конфликты в школе - из-за того, что им рассказывают о разных религиях.. Мне кажется, что это главный итог этого года. А дальше по ходу дела все будут учиться и меняться: литература для учителей будет меняться, учебник будет меняться, сами педагоги будут меняться.

- А четвертый класс - не слишком ли это рано?

- Смотря для чего. Для того, чтобы знакомиться с историей мировых религий, крайне рано. А для того, чтобы познакомиться с родной культурой, что же в этом раннего? Плюс к тому возраст определяло Министерство образования (и Фурсенко еще). Насколько я понимаю логику тогдашнего министра, с которой во многом согласен, соображения были такие: надо успеть рассказать детям, что люди делятся не только на мальчиков и девочек, до того как это сделают соседские друзья, чтобы ребенок спокойно относился к этому нашему разнообразию, и поэтому надо в предподростковом возрасте успеть встретиться с ребятами. Но при этом желательно, чтобы возраст был максимально более зрелый, чтобы ребенок не стал заложником учителя или учебника. Это не первоклашка, который смотрит в рот учителю, а уже чуть-чуть более сложные отношения. Поэтому был выбран последний год младшей школы..

- Если взять условного человека, находящегося на перепутье, думающего, к какой религии обратиться, - что он слышит: много говорят о мусульманстве, много говорят о новом главе католической церкви, про то, какой он аскет: отказался от драгоценного перстня, от жизни в роскошных покоях и т. д. Хватает ли православной церкви такого позитивного PR?

- Здесь серьезнейшая проблема нравственного богословского характера, потому что есть слова Христа: "Когда творите добрые дела, пусть левая рука не знает, что делает правая. И не трубите перед собою об этом". Ну не принято у христиан, особенно православных, делать PR-кампанию из тех или иных добрых дел, если только человек, увидевший эту доброту священника, монаха или епископа, сам потом не пожелает свидетельствовать, как ему помогли. Но сам автор этой помощи не должен созывать пресс-конференцию по поводу своей доброй деятельности.

В этом есть некая проблема. И это проблема не PR или бюрократии - это фундаментально нравственная проблема. Мы понимаем, что реклама сейчас - двигатель всего, и поэтому нам действительно непросто сказать, как нам все-таки быть.

- В итоге получается, что русский человек и так охотно верит в плохое, а тут ему еще со всех сторон напоминают об отрицательных моментах, которых за пару лет было немало, начиная от всем известных Pussy Riot и т. п.

- Это вопрос опять-таки не к церковным пресс-службам - это же не мы напоминаем.

- А было ли что-то положительное за те же последние пару лет?

- Дети росли!.. Подождите, самое главное в жизни происходит не санкционным путем: растет пшеница, растут дети, строятся храмы..

- Сама бурная дискуссия вокруг этих отрицательных моментов о чем-то свидетельствует? Говорят о гонениях на церковь, об усиливающейся борьбе за души.

- Об этом я уже много раз говорил. Если и была такого рода активность в критике того или иного рода церковных действий или, напротив, недеяний, но это нельзя объяснять одной причиной. Их много, и одна из них просто антропологического уровня. Всегда для человека тягостно наличие моралистов, которые его к чему-то призывают. Бывает очень радостно дезавуировать этих навязчивых моралистов и свести с пьедестала. Речь идет о журналистах, о школьных педагогах или же о священниках или морализирующих политиках. Это вопрос уже скорее антропологии: почему людям так радостно падение праведника, реальное или мнимое?

- У вас есть объяснение?

- Богословское - да. Говоря словами Канта, из того кривого дерева, из которого сделан человек, трудно выстругать что-нибудь прямое.


Дмитрий ГРОЗНЫЙ
13 сентября 2013 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий