Почему самые несчастные в мире колонизаторы - русские, живущие в Узбекистане
"Русский братается в полном смысле слова. Он совершенно свободен от того преднамеренного вида превосходства и мрачного высокомерия, который в большей степени воспламеняет злобу, чем сама жестокость. Он не уклоняется от социального и семейного общения с чуждыми и низшими расами"
(лорд Джордж Керзон министр иностранных дел Великобритании)
«Англичане
ведут себя в Азии менее цивилизованно, чем русские ; они слишком
презрительно относятся к коренному населению и держатся на расстоянии от
него... Русские же, напротив, привлекают к себе народы, которые они
включают в свою империю, знакомятся с их жизнью и сливаются с ними»
(Отто фон Бисмарк).
Я родился в Ташкенте в 1966 году, и к моменту ареста главных узбекских взяточников и казнокрадов заканчивал школу, поэтому очень хорошо помню это время. В институт я поступил благодаря двум волшебникам: Тельману Хореновичу Гдляну и Николаю Вениаминовичу Иванову – следователям по особо важным делам Генеральной Прокуратуры СССР. Нет, я лично с ними не знаком, и они тоже вряд ли слышали обо мне, но поступить в Ташкентский мединститут без взятки стало возможно только после той антикоррупционной зачистки, которую произвели эти достойнейшие люди.
К 11-ой годовщине Независимости Узбекистана, 31 Августа 2002 года, в столице республики, городе Ташкенте, был открыт музей Памяти Жертв Репрессий. Однако не стоит думать, что имеются ввиду сталинские репрессии. "Репрессиями" тут называют весь период освоения Средней Азии русскими: "Подавление народно-освободительных движений царской Россией, в дальнейшем советским режимом":
Узбекские "патриоты" зачислили в "репрессии" даже "так называемое “хлопковое дело” в 1980-хх". Если кто не знает, или не помнит - это расследование колоссальной аферы с приписками миллионов тонн хлопка, в результате которой узбекская мафия, представленная первыми лицами партийно-хозяйственной номенклатуры республики, выкачала из союзного бюджета миллиарды тех (!), советских рублей, каждый из которых "весил" как 5 долларов сейчас.
Если в одном месте чего-то прибыло - в другом столько же убыло. Совершенно очевидно, что сворованные миллиарды рублей, которые оказались в карманах мафиозных партийных узбекских боссов, не только не влились в экономику Узбекской ССР, но и не попали в союзную экономику. Т.е. жители России и других союзных республик недополучили больниц, школ, кинотеатров, стадионов, дорог, водопроводов, и других благ на эту сумму.
Но нынешние политики Узбекистана называют расследование этого преступления "репрессиями", надо понимать, что жулики, которые воровали миллиарды - национальные герои, пострадавшие за свободу и независимость Узбекистана?
И в таком ключе подается вся история "колонизации и оккупации" Узбекистана русскими.
На самом деле: никакой оккупации Узбекистана не было, потому что не было такой страны "Узбекистан".
УЗБЕКИСТАН ПРИДУМАЛИ БОЛЬШЕВИКИ
Точно также, как они придумали Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Туркмению. Все эти государства были искусственно созданы всего лишь 89 лет назад, в 1924 году - большевиками. До прихода русских, в середине XIX века, на территории Средней Азии было три крупных феодальных образования - Хивинское и Кокандское ханства, и Бухарский эмират, а также масса мелких городов-государств: Шахрисабз, Кангар, Джизак, Арал, Кундуз, Куляб, Балх и т.д. Все они по своему развитию стояли на уровне раннего средневековья, века примерно восьмого. Границы этих феодальных образований были весьма условны, т.к. все воевали со всеми, и города переходили от одного правителя к другому. Кроме того, по их территории перемещались кочевые племена, находящиеся на уровне родоплеменного строя. Эти племена не имели своей государственности, но и феодалам напрямую не подчинялись, хотя часто привлекались в качестве наёмников в междоусобных феодальных разборках.
КТО ПРИДУМАЛ УЗБЕКОВ?
Не было не только нынешних государств Средней Азии, но и узбеков, туркмен, киргизов как таковых. Население было неоднородным, представлено многочисленными племенами и мелкими народностями - оседлыми, полуоседлыми и кочевыми, такими как кипчаки, меркиты, йомуды, текинцы, эрсари, киргыз-кайсаки (казахи), сарты, мангыты, каракалпаки, арабы, персы (иранцы), таджики, цыгане-люли и др. В Бухаре встречались иноверцы - индусы, бухарские евреи. Этноним "узбек" не использовался ни в самоназвании жителями региона, ни в исторической литературе и документах того времени. В научной литературе и государственных документах второй половины XIX века всех степных кочевников именовали «киргыз-кайсаки». Сами они называли себя "хасак", но чаще - по принадлежности к тем или иным родам - найманами, джалаирами, дулатами, аргынами, теке и т.д. Оседлые народности называли либо по их территориальной принадлежности - "бухарцы", "кокандцы", либо племенной - кипчаки, сарты.
Вот что, к примеру, пишет очевидец событий М.В. Лико с в своём "Очерке военных действий 1868 года в долине Заравшана" изданном в 1871 году: "Китай-кипчаки, составляющие значительную часть оседлого населения Бухарского Ханства... были также недовольны Сеид-Музафаром".
Так что "национальность" узбеки, как и "страна" Узбекистан - это продукт творчества большевистских "народо- и странопроизводителей", которые вычерчивали границы республик на карте по линейке.
Узбекистан - это продукт творчества большевистских "народо- и странопроизводителей", которые вычерчивали границы республик на карте по линейке
Зачем они это сделали? Все просто: в ходе попытки советизации Средней Азии большевики столкнулись с двойными трудностями - противодействием национальным и классовым. Дело в том, что Бухарский Эмират и Хивинское ханство не были разрушены царской администрацией, и эти два образования серьезно препятствовали установлению Советской власти на всей территории Средней Азии. Просто поставить свою администрацию там было мало - нужно было полностью ликвидировать эти государства, что и было сделано. Территория Хивинского ханства и Бухарского эмирата была распилена на несколько частей, и передана искусственно созданным "национальным" социалистическим республикам: Узбекской, Туркменской, Таджикской, Каракалпакской и Киргизской республикам. Соответственно этим государствам нужно было "организовать" нации.
Замечу, в качестве красноречивого примера: в первоначальной версии никакой Казахской республики не было, на её месте была Киргизская АССР.
Замечу, в качестве красноречивого примера: в первоначальной версии никакой Казахской республики не было, на её месте была Киргизская АССР
Это было в полном соответствии с тем, что до революции нынешних казахов именовали "киргиз-кайсаками", или попросту "киргизами".
ЗАЧЕМ РУССКИМ ПОНАДОБИЛАСЬ СРЕДНЯЯ АЗИЯ?
Сами по себе эти земли для России никакого интереса не представляли - безводные пустыни, солончаки, на которых не то что жить - просто проехать большими караванами было невозможно - не было воды и корма для скота. Вся феодальные образования Средней Азии были нищими, и выгода от их приобретения была меньше, чем расходы на захват и удержание. В сущности, это подтвердилось впоследствии - даже после вассального подчинения трёх ханств Российской Империи, русские не вмешивались в их дела, оставив, где это было возможно, власть прежней элите.
Главные цели проникновения России в Среднюю Азию: освобождение русских людей, попавших в рабство, защита торговых путей, обеспечение безопасности восточных рубежей и противостояние английской экспансии в регион.
ВЫЗВОЛЕНИЕ РУССКИХ РАБОВ
Благодаря своей изолированности, до определенного момента среднеазиатские сатрапы делали, что хотели, пренебрегая всеми нормами закона и морали. Во всех трех ханствах процветала работорговля. Значительную часть рабов представляли русские, которые попадали в плен в результате набегов кочевников на Оренбургскую и Сибирскую пограничные линии. Кроме русских, в рабство угоняли иранцев и калмыков. Бухара, Хива и Коканд были крупнейшими центрами работорговли в регионе на конец XIX века. Общее число рабов в трех ханствах достигало 200 000 человек.
Мужчину можно было купить от 140 до 320 золотых рублей, красивые женщины в возрасте от 10 до 30 лет ценились в два раза дороже. Спросом пользовались и мальчики до 15 лет.
Работорговля прекратилась лишь после того, как Россия утвердила свое влияние в этом регионе.
ПРОБИТЬ ПУТЬ В ИНДИЮ
Эту идею пытался реализовать еще Петр Великий. России не нужна была Средняя Азия, как таковая, России нужно было обеспечить возможность торговли с Индией, Китаем и Афганистаном. Эти страны представляли, с одной стороны, интерес, как огромные рынки сбыта для российских товаров, с другой стороны - как источник специй, шелка, хлопка, чая, табака, и прочего, востребованного в России и Европе.
Российские караваны подвергались постоянным грабежам, как со стороны зависимых от Хивы, Бухары и Коканда кочевников, так и со стороны ханских нукеров, которые не чурались таким "заработком". Так, к примеру, сумма убытка потери одного лишь большого каравана составила - 550 000 тогдашних рублей - это больше, чем годовой оборот торговли со всеми тремя ханствами в то время.
Кроме торговых интересов, были и политические интересы: англичане активно пытались внедриться в Среднюю Азию через Афганистан и Иран, что представляло серьезную угрозу российским коммуникациям на Каспии и на торговых путях в Афганистан, Китай и Индию. Однако русские военачальники успешно справились с этим вызовом. В ходе военных конфликтов 1850-1870-х годов Хивинское и Бухарское ханство попали в вассальную зависимость от России, хотя это не сопровождалось вмешательством во внутреннюю жизнь этих образований.
Кокандское ханство, как самое агрессивное, были ликвидировано, на его месте создано Туркестанское генерал-губернаторство под управлением русской администрации.
В таком виде территориально-административное деление Средней Азии просуществовало до революции.
ИЗ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ - В РАЗВИТОЙ ФЕОДАЛИЗМ
Общественно-экономическое развитие народов Средней Азии к концу XIX-го века находилось в диапазоне от первобытно-общинного строя до раннего феодализма VIII-го века. Не было системы здравоохранения, не было промышленности. Система образования была представлена аналогом церковно-приходских школ двух уровней: начальная школа - "мактаб" и "высшая" - медресе, но намного более примитивных. Достаточно сказать, что изучение математики в медресе к концу XIX века ограничивалось изучением четырех арифметических действий.
Университеты и специализированные учебные заведения отсутствовали (в Европе первые университеты появились в IX веке).
Отсутствие полноценной системы образования не давало возможностей для развития промышленности, архитектуры, науки, медицины. Народ вымирал от различных инфекций - холеры, дизентерии, амебиаза, лейшманиоза, малярии, тифа. Кишечные инфекции были причиной огромной детской смертности, которая, даже при большой рождаемости, препятствовала демографическому росту.
Сегодня Узбекистан - страна с развитой промышленностью и инфраструктурой, системой образования и здравоохранения. Рядом, через речку - Афганистан, который не подвергся "оккупации и колонизации" русскими. Он так и продолжает жить в средневековом феодализме.
В ЧЕМ ВИНОВАТ БОЛЬШОЙ РУССКИЙ БРАТ?
Сегодня достоверно установлено, что русские виноваты в том, что создали в Узбекистане, как и во всей Средней Азии, полноценную систему бесплатного образования, промышленность, инфраструктуру. Построили дороги, электростанции, газопроводы, водопроводы и водохранилища, школы, больницы, заводы и фабрики.
Но главная вина русских в том, что они создали систему здравоохранения, в результате которой детская смертность снизилась в 50 раз. И это не шутки - низкая детская смертность при большой рождаемости - это неминуемый демографический взрыв. Узбекистан задыхается от избытка людей. Пока был Советский Союз, русские обеспечивали занятость населения, а теперь что делать? Миллионы гастарбайтеров едут из Узбекистана, куда только можно - в Россию, в Казахстан, в Эмираты, в Европу, в США.
РУССКИЕ В УЗБЕКИСТАНЕ В СОВЕТСКОЕ И ПОСТСОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ
С советизацией Средней Азии феодализм никуда не делся. Поменялась форма, но не изменилось содержание, изменились проявления, но не изменилась сущность. Место хана или эмира занял первый секретарь ЦК компартии УзССР, место беков (правителей областей) заняли секретари обкомов. Естественно, феодальная система сохранила все свои черты, в полном соответствии с трудами классиков марксизма-ленинизма: методы внеэкономического принуждения к труду и ленную систему распределения прибавочной стоимости.
В полном же соответствии с тезисом Маркса, русские в Узбекистане испытывали на себе двойной гнёт - гнет феодальной эксплуатации и гнёт притеснений по национальному признаку.
Только Маркс говорил об угнетении жителей колоний колонизаторами, а тут "жители колонии" угнетали "колонизаторов".
Ох уж эти русские, всё у них не так!
С распадом СССР все эти противоречия обострились, и республику покинули все, кто мог. Уехало более 90% евреев, армян, немцев, крымских татар. Русских уехало меньше половины. Почему? Может, им там живется лучше, чем другим? Нет. Им некуда ехать. Евреи едут в Израиль и США, Армяне - в Армению и Европу: община не даст пропасть. Если у человека есть хотя бы четверть немецкой крови, он имеет шанс вернуться на историческую Родину -в Германию. Русских никто нигде не ждёт. Даже в России русские не нужны: «ФМС выслала многодетную русскую мать в Узбекистан».
Сегодня положение русских в Узбекистане просто плачевное. Как вы все понимаете, миллионы узбекских гастарбайтеров едут в Россию не от хорошей жизни. Но положение русских в Узбекистане всегда было хуже, чем положение узбеков. Всегда! Узбекам всегда, даже в советское время, отдавался приоритет при приеме на престижную, высокооплачиваемую работу, при поступлении в ВУЗы. В ВУЗах для узбеков был другой конкурс - я сам поступал в 1983 году - на собственной шкуре испытал.
Узбеки шли туда, где можно "срубить денег" - в милицию, торговлю, медицину, прокуратуру, партийные, советские и различные надзорные органы, на руководящие посты. Русские же пополняли ряды промышленного пролетариата и технической интеллигенции. Мало кто из узбеков шел работать токарем-фрезеровщиком или инженером-конструктором.
Сейчас ситуация усугубилась - русские школы закрываются - их стало в десятки раз меньше. Работы нет - её не хватает даже для коренного населения - что говорить про русских? То, что европейской девушке небезопасно ходить одной даже днём - об этом и говорить не приходится - такое началось сразу же после развала СССР и провозглашения независимости Узбекистана.
"РУССКИЕ, НЕ УЕЗЖАЙТЕ, НАМ НУЖНЫ РАБЫ!"
Несмотря на все достижения Советского времени, сегодня республики Средней Азии деградируют. Без технических специалистов и высококвалифицированных рабочих, которые были представлены покинувшими эти республики представителями русскоязычного населения, стала невозможной работа многих предприятий. В Таджикистане остановились гидроэлектростанции, в Узбекистане стагнируют промышленные предприятия. Поэтому в ряде случаев местные власти пытаются препятствовать выезду немногих оставшихся европейцев. В частности, в Узбекистане ввели процедуру официального отказа от гражданства, за нарушение которой предусмотрено лишение свободы на длительный срок. Именно под эту статью попал полковник Корепанов, уехавший в Россию без исполнения этой процедуры. Корепанова арестовали, когда он приехал навестить сына, и дали 16 лет.
ЭКСПОРТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Сегодня главной статьей экспорта в Узбекистане является не газ, не хлопок и не золото, а гастарбайтеры. Именно они приносят больше всего денег в бюджет республики. Чуть ли не половина мужчин трудоспособного возраста работает за пределами Узбекистана, большая часть - в России. В нашей стране многие относятся к узбекским мигрантам с сочувствием - "они ведь бедные, что плохого, что они заработают здесь денег?"
Проблема в том, что 15 миллионов мигрантов из Средней Азии разрушают рынок труда, нанося тяжелейший удар по развитию наших собственных, российских человеческих ресурсов. Кроме того, это огромная армия нелегалов, вынужденных любой ценой приспосабливаться и выживать в чуждых для них культурных условиях начинает менять среду под себя, осуществляя фактически экспорт средневековых феодальных отношений.
Всё вместе представляет колоссальную угрозу как для каждого отдельно взятого гражданина России, так и для государства в целом.
Может быть, русским людям стоит отказаться от потуг осчастливливать все человечество, и попытаться для начала, сделать счастливым свой народ?
Либералы нас стращают тем, что без азиатов (негатива в этом слова нет) все у нас в грязи зарастут, что дворики не будут такие чистенькие. Да плевать на эту так наз. "чистоту", тем более, что это враньё. Навезено такое количество, что уже чуть ли не вся СА в Москве и С.-П. Говорят, что русские мести улицы не будут... Это вообще без комментариев. Что ж, если не будут - значит, не будут. Важнее, чтобы русский язык не исчез в России, то есть, чтобы Россия цела была... Однако, постепенно будут и русские мести, тем более, что когда всё будет поспокойнее, так и в головах просветлеет. Да и сейчас многие русские не прочь мести, что тут позорного? хоть подвИгаются. Плохо то, что они уже не только в дворниках. И это мягко сказано.
ОтветитьУдалитьГерман, Вы не правы. Я выпускник Томского госуниверситета. Узбек и живу в Ташкенте. К русским отношение всегда и сейчас самое хорошее. У меня соседи справа и слева русские. Спрашиваю у них, не хотят ли уехать в Россию. Нет не хотят, советуют мне уезжать. Прочитал Вашу статью вчера, а сегодня проехался по Ташкенту и обратил внимание, что из 100 прочитанных мной различных вывесок, объявлений, рекламных щитов и т.п., почти 90 на русском языке.
ОтветитьУдалитьНебольшое отступление: В 2007г. моя компания строила рабочий посёлок для газовиков в Узбекистане, поставщиком легко возводимых конструктивных зданий была российская компания. Эта компания прислала на монтаж 20 своих лучших специалистов. С узбекской стороны была бригада из 30 человек. Эти две бригады должны были смонтировать 5 общежитий. "0 россиян возвели за сорок дней 1 общежитие, а 30 узбекских рабочих остальные 4. В связи с этим постройку остальной инфраструктуры решено было возвести силами узбеков. К тому же построенное россиянами перед госприемкой пришлось переделывать на 20-25 процентов. Это к слову.