19.05.2014
Владимир Винников
Журналистская правда
Слово главного редактора
На 20—21 мая запланирован визит президента Владимира Путина в Китайскую Народную Республику. В программе визита – переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином, а также участие в четвёртом саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) плюс двусторонние встречи с лидерами государств-участников данного саммита.
В условиях длящегося конфликта на Украине, вызванного февральским госпереворотом, санкций США и их союзников против России, нарастания «второй волны» глобального системного и финансово-экономического кризиса данную поездку трудно назвать заурядной. Особенно с учётом того, что российско-китайские переговоры на высшем уровне будут сопровождаться подписанием «ряда важных документов в торгово-экономической, энергетической и гуманитарной сферах».
И всё это, несомненно, так: переориентировать экспортные потоки углеводородов с Запада на Восток готовы и «Газпром», и «Роснефть», больше места уделить финансовым операциям через Шанхай, Гонконг и Сингапур могут российские банки, взаимную торговлю давно пора переводить на юани и рубли…
Но – слухами земля полнится. Всё это, вместе взятое, трудно назвать, цитирую, «выходом двусторонних отношений на новый этап всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия». Что называется, «не тянет».
А вот создание совместной системы ПРО на основе российских технологий, «покрывающей» не только Сибирь и Дальний Восток, но также весь прибрежный Китай, – «тянет», и даже с избытком.
Ведь США с шумом и треском вышли из договора ПРО 1972 года ещё тринадцать лет назад. Теперь они в обозримой перспективе могут получить бумерангом по голове – прикрытый от ракетно-ядерных ударов США противоракетными интегрированными системами российского производства, Пекин сможет куда активнее действовать на международной арене. Особенно в финансово-экономической сфере, где китайско-американские противоречия нарастают не по дням, а по часам.
Соответственно, это означало бы не только загрузку отечественной «оборонки» совместными заказами с модернизацией десятков тысяч рабочих мест, но и параллельную минимизацию всех реальных издержек России от западных санкций. Уже понятно, что часть стоимости гипотетических систем ПРО будет погашаться не деньгами, а встречными поставками китайских товаров на российский рынок.
Вторым важным вопросом, который может быть принципиально решён в Шанхае, является придание ШОС военно-политических функций, пусть даже в ограниченном формате. Тем самым будет восстановлена ситуация 1949 года, когда победа коммунистов в континентальном Китае заставила США в срочном порядке сколачивать военно-политические блоки по всему миру. Самым крупным и долгоживущим из них стала небезызвестная НАТО. Остальные, названия которых помнят только профессиональные историки и дипломаты: СЕНТО, СЕАТО, АНЗЮС и т. д., – канули в Лету в конце 70-х годов, после того как произошло сближение Вашингтона и Пекина.
Сегодня всё это – «зона влияния» уже, скорее, Китая, чем Америки. «Под вопросом» для Вашингтона не только Австралия или Новая Зеландия, но даже Япония. На азиатско-тихоокеанском фланге у США перед лицом возобновления российско-китайского (или уже китайско-российского?) союза может образоваться гигантская геостратегическая «дыра», «заткнуть» которую практически невозможно.
Так что своими санкциями США практически толкнули Россию к углублению сотрудничества с Китаем, укрепив позиции последнего в борьбе за глобальное доминирование. Иными словами, «хотели как лучше, а получилось как всегда».
Наверное, особо следует отметить и тот – последний по месту, но не по значению – факт, что СВМДА является одной из немногих международных площадок, в рамках которых оставался возможен прямой диалог, например, Израиля и Ирана. Поэтому не будет ничего удивительного в том, что в Шанхай для переговоров с Путиным прибудут спецпредставители таких государств-наблюдателей СВМДА, как Украина и США. Хотя бы потому, что другой возможности сделать это, «не теряя лица», у них в ближайшее время не просматривается, если украинский конфликт не будет урегулирован в приемлемой для России форме. Заявленная в начале июня поездка российского президента в Нормандию на празднование 70-летия операции «Оверлорд» может и не состояться.
Так что поторопитесь, господа! Поезд может уйти дальше без вас.
Автор: Владимир Винников
Владимир Винников
Журналистская правда
Слово главного редактора
На 20—21 мая запланирован визит президента Владимира Путина в Китайскую Народную Республику. В программе визита – переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином, а также участие в четвёртом саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) плюс двусторонние встречи с лидерами государств-участников данного саммита.
В условиях длящегося конфликта на Украине, вызванного февральским госпереворотом, санкций США и их союзников против России, нарастания «второй волны» глобального системного и финансово-экономического кризиса данную поездку трудно назвать заурядной. Особенно с учётом того, что российско-китайские переговоры на высшем уровне будут сопровождаться подписанием «ряда важных документов в торгово-экономической, энергетической и гуманитарной сферах».
И всё это, несомненно, так: переориентировать экспортные потоки углеводородов с Запада на Восток готовы и «Газпром», и «Роснефть», больше места уделить финансовым операциям через Шанхай, Гонконг и Сингапур могут российские банки, взаимную торговлю давно пора переводить на юани и рубли…
Но – слухами земля полнится. Всё это, вместе взятое, трудно назвать, цитирую, «выходом двусторонних отношений на новый этап всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия». Что называется, «не тянет».
А вот создание совместной системы ПРО на основе российских технологий, «покрывающей» не только Сибирь и Дальний Восток, но также весь прибрежный Китай, – «тянет», и даже с избытком.
Ведь США с шумом и треском вышли из договора ПРО 1972 года ещё тринадцать лет назад. Теперь они в обозримой перспективе могут получить бумерангом по голове – прикрытый от ракетно-ядерных ударов США противоракетными интегрированными системами российского производства, Пекин сможет куда активнее действовать на международной арене. Особенно в финансово-экономической сфере, где китайско-американские противоречия нарастают не по дням, а по часам.
Соответственно, это означало бы не только загрузку отечественной «оборонки» совместными заказами с модернизацией десятков тысяч рабочих мест, но и параллельную минимизацию всех реальных издержек России от западных санкций. Уже понятно, что часть стоимости гипотетических систем ПРО будет погашаться не деньгами, а встречными поставками китайских товаров на российский рынок.
Вторым важным вопросом, который может быть принципиально решён в Шанхае, является придание ШОС военно-политических функций, пусть даже в ограниченном формате. Тем самым будет восстановлена ситуация 1949 года, когда победа коммунистов в континентальном Китае заставила США в срочном порядке сколачивать военно-политические блоки по всему миру. Самым крупным и долгоживущим из них стала небезызвестная НАТО. Остальные, названия которых помнят только профессиональные историки и дипломаты: СЕНТО, СЕАТО, АНЗЮС и т. д., – канули в Лету в конце 70-х годов, после того как произошло сближение Вашингтона и Пекина.
Сегодня всё это – «зона влияния» уже, скорее, Китая, чем Америки. «Под вопросом» для Вашингтона не только Австралия или Новая Зеландия, но даже Япония. На азиатско-тихоокеанском фланге у США перед лицом возобновления российско-китайского (или уже китайско-российского?) союза может образоваться гигантская геостратегическая «дыра», «заткнуть» которую практически невозможно.
Так что своими санкциями США практически толкнули Россию к углублению сотрудничества с Китаем, укрепив позиции последнего в борьбе за глобальное доминирование. Иными словами, «хотели как лучше, а получилось как всегда».
Наверное, особо следует отметить и тот – последний по месту, но не по значению – факт, что СВМДА является одной из немногих международных площадок, в рамках которых оставался возможен прямой диалог, например, Израиля и Ирана. Поэтому не будет ничего удивительного в том, что в Шанхай для переговоров с Путиным прибудут спецпредставители таких государств-наблюдателей СВМДА, как Украина и США. Хотя бы потому, что другой возможности сделать это, «не теряя лица», у них в ближайшее время не просматривается, если украинский конфликт не будет урегулирован в приемлемой для России форме. Заявленная в начале июня поездка российского президента в Нормандию на празднование 70-летия операции «Оверлорд» может и не состояться.
Так что поторопитесь, господа! Поезд может уйти дальше без вас.
Автор: Владимир Винников
Комментариев нет:
Отправить комментарий