четверг, 29 мая 2014 г.

«Слушай, какой майдан? Зашли вежливо с президентом поговорить, да»

Фото: ХИЖНЯК Николай
Наш спецкорр Владимир Ворсобин попытался понять, ради чего абхазы неожиданно разожгли в Сухуме «мандариновую революцию» [видео]

Дворец абхазского президента. Полпервого ночи.

Парочка смиренных «перешедших на сторону народа» милиционеров дремлют в углу. Им, по-моему, все равно, кто ими командует. Вялая перебранка революционеров, вставших на ночлег. До президентского кабинета пара шагов. Но туда не пускают самые серьезные, самые трезвые представители народа.

- Кто сказал, что мы украли позолоченные таблички с кабинетов?! - кричал двухметровый абхазец, выпучив свои страшные глаза.

- Я сказал - свинтили.

- Тихо, не ори! - заорал другой революционер. - Рауль спит!

- Сам Рауль?! Где? - здоровяк радостно вскричал так, что повскакивали бы и мертвые.

С дальнего конца коридора послышалось шипение - это телохранитель показывает нам кулак-наковальню, намекая где.

Там, у стены на диванчике, спал лидер революции Рауль Хаджимба. Спал сидя, склонив голову набок. Мы договорились с ним о встрече, Хаджимба, ожидая меня, присел на секунду и отключился…

- Две ночи не спал, - уважительно зашептали революционеры…

С улицы несся гул. Пара сотен самых отчаянных, оставшихся здесь ночевать противников действующего президента Абхазии Александра Анкваба устроили перекличку…

Ну прямо майдан в своей ранней мирно-пушистой стадии.

- Слушай, какой майдан, а! - обиделись мужики. - Вы там, в Москве, пишете: «вооруженные молодчики ворвались к президенту».

- А что, разве не так? - шепчу я, чтобы не разбудить будущего президента. - Ворвались, побили стекла…

- Что-о-о-о-о?! Там одно стекло было разбито. На двери! И то рукой! - опять взревел здоровяк, потрясая своим подозрительно поцарапанным кулаком.

СВЕРЖЕНИЕ ПО-АБХАЗСКИ

Восстанавливая начало абхазской революции, я снова изумился.

Ведь то, что оппозиция готовит для власти грандиозную демонстрацию, абхазские власти знали за полгода, а то, что она случится именно 27 мая, - как минимум за неделю.

И тут я долго ломал голову, пытаясь понять дальнейшие действия Анкваба…

Несколько тысяч человек съезжается со всей республики на народный сход - древнее абхазское вече. Такие сходы пользуются многовековым уважением, так что дубинками их не разгонишь. Да и не принято тут прилюдно кого-то бить.

Абхазы собрались, помитинговали и послали к президенту своих старейшин, чтобы тот вышел к народу.

Анкваб отказался. И тут вся эта история сделала сумасшедший скачок.

- Если бы он вышел к народу - мы бы его послушали и разошлись! - божатся демонстранты. - Он просто испугался!

- Мы готовы были на компромисс! - рассказывал мне потом Хаджимба. - Даже после отказа выйти к народу. Мы сидели с ним в кабинете и три часа вели переговоры. Мы предлагали ему остаться президентом, сформировать правительство народного доверия… Но он говорил, что надо посоветоваться, и все ходил к телефону.


Сторонники оппозиции полагают, что президент испугался "прямого диалога" с народом.
Фото: ХИЖНЯК Николай

- Кому звонил?

- Не знаю, - покачал головой Хаджимба.

Далее версии разнятся. Анкваб заявляет, что его отъезд в Гудауту спровоцировали ворвавшиеся в президентскую администрацию. Причем, по его словам, до достижения компромисса оставалось чуть-чуть…

Революционеры утверждают, что президент просто ушел…

- Один из депутатов крикнул: «Президент бежал!» - рассказывает зампредседателя оппозиционной партии «Эра» Даниил Убирия. - А людям, которые три часа ждали исхода переговоров, показалось, что он крикнул: «Президент бежит». Ну и ворвались в здание, чтоб его поймать…

(Мне потом рассказали, что во дворе президентского дворца, кроме милиции, было достаточно сторонников Анкваба - чтобы перегородить двери. Но президент все пытался избежать жертв.)

- А зачем?

- В смысле? - насторожился Убирия.

- Зачем ловить президента? Да и вообще - свергать?

Этот вопрос я задал, думая, что прекрасно знаю ответ. Часто бывая в Абхазии, я представлял, как людей достала безработица, беззаконие и разбазаривание - здесь в этом железно уверены - российской помощи… Я думал, что с Анквабом злую шутку сыграл его имидж «законника», «железного милиционера», который, как говорят, когда-то засудил даже собственного отца. Три года назад, когда Анкваба избрали президентом, от него ждали больших перемен, почти чуда. Но чуда не произошло, что многих разочаровало…

И тут меня ждал такой сюрприз, что я понял многое. Потому что те, кто все это придумал, очень мудро не пошли по скользкой либеральной дорожке: «мы против коррупции, за прозрачность власти и бла-бла-бла».

- Это уже не работает, - поморщился один из оппозиционных лидеров Шамиль Адзимба. - Людям построй новую школу, они подумают, что жизнь не так плоха…

В итоге в Анкваба выстрелили самым мощным политическим оружием. Памятью о войне.


Разбитую дверь аккуратно отложили в сторону.
Фото: ХИЖНЯК Николай

ПЛАН СААКАШВИЛИ

Оружие было простым и точным, как пуля. Народный сход, на который собрались в большинстве ветераны Отечественной войны с грузинами, потребовал от президента ответа: почему 26 тысяч грузин получили абхазское гражданство?

- И вы захватили дворец из-за паспортов?! - глядел я пораженно на лидеров оппозиции.

- Да, - удивляются они моему удивлению, - ведь еще чуть-чуть, и страна очутилась бы под грузинами.

Оказалось, месяц назад местная парламентская комиссия закончила расследование «паспортного дела» и подтвердила: грузины, хоть и писали в документах «я отказываюсь от иностранного гражданства», доказательств тому не представляли.

- Нахождение даже одного человека с грузинским паспортом в Абхазии - уже угроза безопасности страны, - возмущался председатель содружества ветеранов «Ааруа» Даур Очумба. - Почему на грузинской границе построено пять мостов, а на российской только один? Это же ползучая грузинизация страны. Словно власти действуют по плану Саакашвили!

- На прошлых выборах абхазы составляли 53 процента всех избирателей, - объясняет антигрузинскую волну Шамиль Адзимба. - Если титульная нация потеряет «контрольный пакет» - потеряем суверенитет. Увы, все просто…

ОТВЕТ АНКВАБА

В Сухуме сейчас гадают: почему молчит президент? Да, был организован трехтысячный митинг сторонников Анкваба. Его даже показало местное телевидение, которое уже находится под негласным контролем революционеров. Вежливые, иногда чуть пьяные люди теперь охраняют информационную власть, и это на нее - судя по телекартинке - волшебно действует.

Но после «митингового» всплеска официальная власть затихла. Причем так, что мне пришлось долго ее искать. В парламенте и в Доме правительства было пусто.

Революционеры с милиционерами здесь тоже были не разлей вода.

И я отправился в штаб-квартиру правящей партии «Амсахара», где наконец-то нашел очаг контрреволюции.

Десяток человек сидели в темном кабинете и читали какой-то листок.


Несмотря на поздний час, толпа у президентского дворца внушительная.
Фото: ХИЖНЯК Николай

- Вот хитрецы! - возмущенно шептали они.

Оказывается, оппозиция, чтобы угодить Москве, выпустила заявление о дальнейшей интеграции с Россией и намерении вступить в Таможенный союз. Этот ловкий ход противника вывел одного из партийцев из себя.

- Они просто антироссийские мятежники! - возмущался он. - Живущие на американские деньги! Вы думаете, это у них случайно получилось? Этот Хаджимба столько раз проигрывал выборы, что уже понял - честно прийти к власти у него не получится. Это хорошо проплаченный сценарий!

- Где президент? - навожу справки.

- Президент контролирует ситуацию, не волнуйтесь.

- Но почему власть молчит?

- Скоро услышите! Если не освободят дворец до этого вечера, мы их выметем оттуда.

ЖДЕМ РЕШЕНИЯ МОСКВЫ

Утро революционеры встретили надеждой: ура, побеждаем, вот-вот, еще чуть-чуть…В народе ходили слухи, что к ним вот-вот приедет присланный из Москвы помощник Президента России Владислав Сурков. Так как абхазы, включая оппозицию, абсолютно лояльны к России (понимая, что им без нее просто не выжить), здесь ждут решения Москвы. Сурков занят буквально «челночной дипломатией», курсируя между абхазской оппозицией и президентом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий