понедельник, 20 апреля 2015 г.

Китай, страна на краю света

Пишет Павел Шипилин 
(pavel_shipilin)
Самой большой проблемой и одновременно преимуществом Китая всегда было его огромное трудолюбивое население. Как казалось совсем недавно, готового производить товары, которыми пользуется весь мир, за плошку риса.
Однако времена изменились.
 

Развитие внутреннего рынка много десятков лет было проблемой для Поднебесной. Хотя вроде очевидно: нужно всего лишь так сбалансировать экономику, чтобы китайцы сами покупали то, что производят. В этом случае страна уже не была бы так зависима от чужих кризисов вроде того, что случился в мире в 2008—2009 гг. Просевшие японский, американский и европейский рынки заставили китайское руководство немало понервничать в поисках новых ниш.

Но чтобы развить внутренний рынок, нужно сделать богаче самих китайцев. А значит, потерять главное преимущество: дешевую рабсилу. Которая и делает производство в КНР таким привлекательным для транснациональных корпораций, фирм и фирмочек всего мира.

Многие экономисты когда-то рассказывали, что этот замкнутый круг китайцам не разорвать. Однако в ЦК КПК, видимо, не читали и не слышали этих умных экономистов и действовали по планам съездов и пленумов, которыми предусматривалось постепенное повышение жизненного уровня населения. И вот что из этого вышло.

Таблица составлена на основе данных Trading Economic.

На мой взгляд, этот график лучше ВВП и других показателей свидетельствует о весьма продуманной экономической политике китайского руководства и выросшей мощи страны. В отличие от многих других, в том числе нас, россиян, китайцы умеют ждать и довольствоваться малым ради далекой перспективы. И потому в итоге добиваются успеха.

На прошлой неделе Барак Обама в своем специальном послании конгрессу заявил: «Когда 95 процентов наших потенциальных покупателей живут за границей (вне США), мы должны быть уверены, что это мы пишем правила для глобальной экономики, а не страны вроде Китая». Это пренебрежительно-грозное предупреждение было адресовано, конечно, Поднебесной, которая посмела выйти на первое место по размерам экономики, обогнав Америку.

Китай вряд ли пропустил мимо ушей эти слова, но, как водится в этой многотысячелетней империи, не сделал и не сделает в ответ ни одного резкого шага. Просто принял к сведению и продолжил ждать у реки, когда мимо проплывет труп врага. То есть, планов своих не изменил.

По мнению экс-министра финансов США Лоуренса Саммерса, Китай способен положить конец американской гегемонии в области экономики. И приводит в пример созданный Пекином Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, в который уже вошли союзники Вашингтона, как ни старались американцы этому помешать. «Штатам необходимо сконцентрироваться только на тех проблемах, которые действительно касаются их национальных интересов. У других государств есть все основания для возмущения, когда Вашингтон навязывает им свою политику», — считает экс-министр. Он допустил, что доллар может в итоге лишиться статуса мировой валюты.

К счастью, с новым гигантом у нас складываются неплохие отношения.

Здесь важно понимать, что строительство «пояса ненависти», которое, можно сказать, завершилось после победы Майдана, отделяет не только и не столько Россию от Европы. Эта преграда, конечно, заставила нас вкладываться в обходные маршруты газопроводов, но целью являемся все же не мы, а Поднебесная.

США, унаследовавшие от царицы морей Великобритании «островной синдром», неслучайно развивают свой флот. Прежде всего он необходим, чтобы контролировать морские торговые пути. Китай сегодня доставляет свои грузы в страны на побережье Индийского океана и Европу, фактически, только по воде. Обратно доставляются углеводороды и другие товары. На этом пути есть три узких места — Малакский и Ормузский проливы и Суэцкий канал, за которыми присматривают американцы.

Пекин пытается противостоять Вашингтону в этом регионе, инвестирует в портовое хозяйство в Мьянме, Бангладеш, Мальдивах, Шри-Ланке, Пакистане, Иране и других странах, стремясь оградить страну от любых возможных попыток перерезать пути энергоснабжения. Цепь этих китайских портов американцы назвали «Нить жемчуга». Которая, впрочем, в некоторых местах тонка, а во многих — вообще отсутствует.


Поговаривают, что паритет с ВМС США будет достигнут к 2030 году. Однако я сомневаюсь, что американцы будут бездействовать, наблюдая за усилением своего главного конкурента.

Как бы то ни было, китайцы весьма заинтересованы в альтернативных путях доставки товаров в Европу и более безопасном снабжении нефтью и газом. И Россия вполне может помочь новому глобальному гегемону решить обе проблемы. Именно поэтому «пояс ненависти» между нами и Европой так нужен американцам, которые стремятся не допустить строительства железнодорожной ветки из КНР в Евросоюз через территории Казахстана, России и Украины.

Украину удалось выключить из этого глобального проекта. Здесь еще долгие годы победители Майдана будут увлеченно выяснять отношения с остальными гражданами.

Но есть еще один маршрут — через Белоруссию. В этой стране американцам устроить цветную революцию пока не удалось. Будем надеяться, что и не удастся.

____________________
В любопытном исследовании Большой Индийский океан и китайская стратегия «Нить жемчуга» подробно рассказывается о расстановке сил в регионе, о реализованных и запланированных Китаем проектах. Автор — кандидат исторических наук Нина Лебедева, ведущий научный сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН.

Комментариев нет:

Отправить комментарий