четверг, 2 апреля 2015 г.

Страна парадоксов. Олигархи деолигархизируют, коррупционеры - борются с коррупцией

http://polemika.com.ua/news-152015.html
03.04.15
Виталий Филипповский
Версии

Украина обрела новую навязчивую идею. После того как тема АТО и грядущего нападения российских войск потеряла свою актуальность в силу очевидной несвежести, навевающей информационную скуку, в медиапространство были запущены две новые наживки – деолигархизация и борьба с коррупцией.

Отставка Коломойского и театральный арест главы ГСЧС Бочковского дали старт новой вехе современной украинской истории. Спустя год после Майдана, уничтожив собственную экономику и сравнявшись по уровню жизни с экваториальной Африкой, новая украинская власть взялась за олигархов и коррупцию. Две вечные проблемы Украины - почти как дураки и дороги.
Анонсировал долгожданную борьбу лично президент Украины Петр Порошенко и был таков. На боевой клич хозяина Банковой быстро отозвались в правительстве и в парламенте, а с острых языков телевизионных спикеров слова «АТО», «война» и «оборона» за считанные дни стали уступать новому смысловому ряду – «олигархи», «коррупция» и «взятки». И народ жадно проглотил очередную порцию пропагандисткой лапши. Жадно и с аппетитом.

Украина все больше превращается в страну, которая способна существовать лишь в голове шизофренического сюрреалиста. Только здесь скелеты Майдана (те же деолигархизация и борьба с коррупцией), которые некогда были его главным знаменем, достают из шкафа спустя год. И то в политтехнологических целях. И достает их сама власть, а не майдановцы, которые еще год назад называли себя «гражданским обществом», «пенсионариями», «социальной активным классом», обладающим, как стало модно говорить, «активной гражданской позицией». Как так получилось, что распиаренные идеалы Майдана пропылились на полочке целый год, превратившись в итоге в медийные «темники»? Куда делась активная гражданская позиция и легендарная свидомисть? Но это так, профилактика амнезии…

В этом ключе гораздо интереснее поговорить о субъектности и причинно-следственных связях, которые. при всей своей очевидности, видны далеко не всем.

Президент Украины Петр Порошенко заявляет: «Ключевая позиция, с которой я сейчас выхожу — деолигархизация страны». И теперь берем лежащие на поверхности вещи. Наш президент – первый олигарх, чье состояние оценивается, по данным разных источников, от $750 млн  до $1,5 млрд.  Это только с учетом официально высвеченных активов.

Для сравнения, официально у того же Коломойского $1,4 млрд, и это при том, что он «брендовый» олигарх, открыто козыряющий своим состоянием. Порошенко при этом капитал не теряет, а наращивает. В 2014 году открылось 19 фирменных магазинов Roshen. Киевская фабрика увеличила прибыль в девять раз, до 35 млн грн, винницкая получила 47 млн  грн. О работе Липецкой фабрики и предвыборном обещании распрощаться со всем этим добром я вообще промолчу.
Но это все мелочи по сравнению с последствиями обвала гривны и проведенном рефинансировании частных банков. Мало кому известно, что Международный инвестиционный банк (МИБ) входит в активы Порошенко. Более того, думаю, мало кто из читателей вообще слышал о МИБе и его деятельности. Активности на рынке кредитования эта структура не проявляет, в СМИ не присутствует, маркетинговых кампаний не ведет. Зато ударными темпами осваивает рынок. Активы МИБ за год выросли с 1,74 млрд. до 3,22 млрд. грн., или на 85%.

С депозитами вообще чудеса – у всех идет бешеный отток, зато президентский банк и здесь «в шоколаде». Валютные вложения увеличились на 24,2%, гривневые – и вовсе на 46,7%. Верная подруга Валерия Гонтарева здесь, конечно же, не при чем. Кстати, во всей этой банковской истории вспоминается печальный опыт всем известного Саши Стоматолога, он же Александр Янукович, чьи активы росли ровно такими же темпами. Но тогда журналисты о конфликте интересов и олигархизации власти писали просто-таки с пламенным остервенением, сейчас же наши разоблачители чего-то приутихли.

При этом у президента успешно получается создавать альтернативную реальность, в которой он разоблачает олигархические спекуляции и всячески выступает за демонтаж этого атавизма «старой Украины». «В то время как власть в стране пытается навести порядок, олигархи пытаются создать в стране хаос», – говорит олигарх-президент, недвусмысленно намекая на своих олигархических конкурентов.

Раз нас с вами уж настолько разрывает от парадоксов, давайте обратимся к терминологии, возможно, мы с Петром Алексеевичем просто по-разному понимаем значения слова «олигарх». В традиционном понимании это представитель крупного монополизированного бизнеса. В украинских реалиях еще и владеющий политической властью. Или после попадания во власть олигархи у нас переходят в какую-то другую, более высокую касту, о которой было известно ранее только Януковичу?

О моральном праве поговорили, давайте теперь о технологии. Кого же Порошенко будет деолигархизировать? Коломойского, как главного конкурента? Фирташа, к которому даже у самой справедливой украинской прокуратуры претензий нет? Или, может быть, Мартыненко, уже попавшего под внимание швейцарских правоохранителей? А глава АП Борис Ложкин, чье состояние еще до прихода к власти оценивалось в 126 млн. долл., он олигарх? А Аваков со своим бизнесом в Италии? Как разграничивать будем? Народ жаждет реприватизации. Вот давайте выбирать, с кого начнем – с контрактов Ахметова или, например, с «Ленинской кузни»?
Истинный мотив Порошенко – не борьба с олигархами, а устранение конкурентов, которые в такое смутное время могут объединиться против Гаранта, да и активов в кризис на всех не хватает. Зато в информационном поле профит очевидный. Олигархи у украинцев всегда пользовались слабой популярностью. Хотя эту аксиому активно ломает Коломойский, который за считанные дни прокачал тему «олигарха-губернатора», который «защитил, спас и не допустил», поэтому против борца с олигархами Порошенко уже полным ходом работает технологическая ответка.

Не менее интересно обстоят дела и с борьбой против коррупции. За год правления новой власти ее уровень даже по данным лояльным к майдановским политикам рейтинговым агентствам остался на прежнем уровне. Transparency International в 2014 году поставил нас на уже ставшее привычным 142 место. Но власть не унывает. Провалив в самом эпичном виде создание столь щедро разрекламированного Антикоррупционного бюро, которому до сих пор не могут подобрать руководителя, правительство решило уйти в реалити-шоу под условным названием «Показательные посадки».

Сценарии посадок были под копирку списаны с грузинских методичек середины 2000-х. Только в Грузии перформанс делали для того, чтобы вызвать общественную ненависть к старой власти, а в Украине отдают предпочтение каким-то мазохистским методам. Экс-глава Госслужбы по чрезвычайным ситуациям Бочковский – плоть от плоти ставленник Майдана, и лично Яценюк в ответе за его коррупционные схемы. Более того, Арсений Петрович еще и вызвался свидетельствовать о коррупции в собственном Кабмине.

Это как понимать? Руководитель будет давать показания против своих подчиненных, за действия которых он лично ответственен? Это же абсурд. Общественное мнение готово простить Яценюку неудачную кадровую политику, полное отсутствие реформ, да еще и свято верить в его непричастность к коррупционным схемам, которые процветали у него под носом весь последний год. Эта доверчивость и внушаемость патриотов  поистине феерична.
Правительство под видом борьбы с коррупцией занимается откровенным политическим каннибализмом, истинные причины которого связаны в первую очередь с перераспределением сфер влияния, но никак не с желанием ломать устоявшуюся годами систему, автором которой является далеко не Янукович и даже не Кучма.

При этом на бытовом уровне коррупция растет не меньшими темпами – тенизация экономики по неофициальным данным достигает 70%. А чего здесь удивляться –когда власть зажимает  в налоговых и административных тисках людей, люди начинают в ответ жить параллельной с государством жизнью. Власть сама стимулирует коррупцию – иначе в стране, где всем постоянно на все не хватает, быть просто не может.

Но вместо системного подхода к решению проблемы Яценюк предпочитает шоу, которое с удовольствием устраивает Аваков. Нам не интересен пересмотр тендерной системы в Украине, процедуры госзакупок и прочих наглухо закоррумпированных сфер, нам интересно смотреть как на упитанного чиновника, которого еще вчера называли «профессионалом», надевают браслеты в прямом эфире. Шоу продолжается. В следующем сезоне ждите бывших министров-свободовцев и кого-нибудь из нынешнего состава Кабмина.

И что самое показательное – власть захлебывается от безответственности. От Бочковского его вчерашние патроны начали открещиваться на второй день. Несколько дней длилась эпопея с выяснением, кто же рекомендовал в свое время его кандидатуру: Аваков или Коваль. Спихнули на Коваля, он ведь уже отыгранная карта. В стране, в которой инфляция и девальвация измеряется десятками процентов, до сих пор не назначен глава Антимонопольного комитета. Представители власти в прямом эфире спорят, кто – президент или премьер -  вносит в парламент его кандидатуру. Это не шизофренический сюрреализм?
А мои коллеги-журналисты тем временем уже вовсю выполняют новый информационный заказ – в ближайшие несколько месяцев будем на полном серьезе жевать «деолигархизацию» и «борьбу с коррупцией».

  

Комментариев нет:

Отправить комментарий