Журналист Максим Кононенко — о том, как Алексей Навальный стал борцом с коррупцией
Максим Кононенко. Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Давашкин
Эта история началась еще тогда, когда нефть росла. Группа
предприимчивых людей, уверенная в перспективах нефтегазовой отрасли,
делала бизнес. В центре группы стоял человек по имени Юрий Яковлевич Лившиц. Когда ему надо было решить какой-то вопрос, он звонил в министерство и говорил:
«Здравствуйте, я Юрий Яковлевич Лившиц, меня к вам послал мой брат». И
на том конце провода ни секунды не сомневались в том, что звонящий —
брат бывшего министра финансов Александр Яковлевича Лившица (у которого,
к слову, братьев никогда не было). Вопросы решались, бизнес двигался,
росло количество аффилированных компаний. В 2005-м году наши бизнесмены
учредили ЗАО «Геологоразведочная компания «Северная экспедиция»», до
степени смешения названия похожую на ОАО «Северная экспедиция», компанию с 25-летней историей, наследницу «Удмуртгеологии». Наладили дружеские отношения с китайским заводом буровых установок. Нефть продолжала расти, перспективы завораживали. Из правительства доносились слухи о том, что вот-вот будет удвоено госфинансирование геологоразведки.
И вот в мае 2007-го года наши герои регистрируют компанию Well Drilling Corporation, а потом приходят в дочернюю банку ВТБ компанию «ВТБ Лизинг» и говорят: а давайте сделаем финансовый лизинг. По федеральному закону «О лизинге» это значит, что наши бизнесмены указывают «ВТБ Лизингу», у кого и за сколько купить буровые, которые потом останутся в собственности «ВТБ Лизинга», а Well Drilling будет брать их в аренду и сдавать, например, известной геологоразведочной компании «Северная экспедиция».
В «ВТБ Лизинге» посмотрели: вроде уважаемая «Северная экспедиция» (ну а как ее было отличить от настоящей?), вроде завод и правда производит буровые… ну и ударили по рукам. Купили буровые у того, на кого указала Well Drilling (у кипрской компании Clusseter Limited, поскольку, как сказали наши герои, китайский завод не мог напрямую продавать русским), поставили их грузополучателю, на которого указала та же Well Drilling (некоему ЗАО «Грант», запомните это название).
А дальше всё пошло как по маслу. Well Drilling передала установки в сублизинг ГК «Северная экспедиция», те забрали у «Гранта» несколько буровых и запустили их в работу, поскольку подрядов у них было хоть отбавляй. Это было в середине 2008-го года. И уже тогда было понятно, что будущее не так радужно, как это казалось еще несколько месяцев назад. Накатывал кризис.
Тогда же руководство банка ВТБ заинтересовалось странной комбинацией, в центре которой оказалась «ВТБ Лизинг». Не составило большого труда понять, что Clusseter, Well Drilling, ГК «Северная экспедиция», сертифицировавшая буровые для эксплуатации в России «Иждрил-нордэкс-хунхуа» и даже ЗАО «Грант» — компании одной и той же группы людей, которые просто использовали «ВТБ Лизинг» в каких-то своих наверняка подозрительных целях.
Руководство «ВТБ Лизинг» немедленно сменили, а новому руководству поручили быть начеку. Это было в сентябре 2008-го.
И вот кризис докатился до геологоразведочной отрасли. Подряды были свернуты, «Северная экспедиция» начала загибаться, Well Drilling перестала платить «ВТБ Лизинг» за аренду буровых установок. Наши герои побежали в разные стороны. В январе 2009-го от всей грандиозной комбинации остались лишь несколько еще не запущенных буровых, лежащих под снегом на площадке ЗАО «Грант» в поселке Пурпе Пуровского района Ямало-ненецкой автономной области.
И тут на сцену выходит новый герой: Вадим Леонидович Смоляр, мастер арбитражных схваток и человек, который умеет делать деньги из того, что, казалось бы, уже как бы ничьё. В феврале 2009-го господин Смоляр приобретает контроль (51%) над ЗАО «Грант» и немедленно начинает действовать. Для начала он подает иск против «Иждрил-нордэкс-хунхуа» и, внимание, «ВТБ Лизинг» с требованием 376 миллионов рублей в качестве оплаты за хранение установок. Также наш новый герой заказывает местной компании «Эксперт» оценку хранимого имущества. Супруга директора компании «Эксперт» (наверняка и состоящей всего из двух связанных браком людей) делает экспертизу следующим образом: она размещает на профильном международном сайте информацию о продаже конкретной буровой установки. Из полученных предложений цены формируется оценка имущества: 10 миллионов долларов за установку. Тогда Смоляр объявляет аукцион по продаже двух хранящихся у него чужих буровых в качестве компенсации убытков.
О дальнейшем мы можем только догадываться, но вскоре Вадим Смоляр отзывает свой иск к «ВТБ Лизинг» и отменяет аукцион. Вполне может быть, что у ВТБ оказались некие убедительные аргументы, и, оставшись без прибыли, господин Смоляр задумал отомстить ВТБ.
Это всего лишь мое оценочное суждение, но дальнейшее его лишь подтверждает.
В конце лета 2009-го года господин Смоляр обратился к набиравшему известность борцу-миноритарию Алексею Навальному. Он рассказал Навальному, что буровые стоимостью в 10 миллионов (по оценке интернет-эксперимента супруги директора ООО «Эксперт» из города Губкинский) «ВТБ Лизинг» купила по 15 миллионов, и что это говорит о тотальной коррупции в руководстве «ВТБ Лизинг».
Однако что такое для Навального «ВТБ Лизинг»? Тьфу, плевок под ногами. Его интересовало куда как более лучшее начальство — сам банк ВТБ, руководство которого он и обвинил в присвоении разницы в 5 миллионов долларов с каждой из 30 буровых.
Однако если бы стало известно о том, что Навальному просто слили сомнительную информацию,да еще и наверняка приплатили за разоблачения (опять же — оценочное суждение) — получилось бы неудобно. Поэтому Навальный в срочном порядке получает статус адвоката в Кировской области (где он тогда работает советником губернатора), предоставив в качестве свидетельства о необходимом двухлетнем юридическом стаже справку о том, что он работал собственным заместителем по юридическим вопросам в собственном ООО «Аллект».
Через полтора месяца после принесения присяги адвоката, 30 ноября 2009 года, Алексей Навальный публикует в «Живом Журнале» знаменитый пост «Как пилят в ВТБ», где обвиняет руководство 65-го в мире по размеру капитала банка стоимостью под 300 миллиардов долларов в краже 150 миллионов.
В обвинении Навального фигурируют все компании не имеющего никакого отношения к ВТБ Юрия Лившица и его друзей: и Clusseter, и Well Drilling, и ГК «Северная экспедиция». Нет там только одной компании: ЗАО «Грант» (которой, к слову, принадлежало 99 процентов ГК «Северная экспедиция», например). Конечно — ведь это именно ЗАО «Грант» в лице Вадима Смоляра предоставило Навальному всю «сенсационную» информацию, в чем сам Навальный признался в ответ на прямой вопрос акционеров ВТБ во время совместного разбора полетов в сентябре 2012-го. А еще там нет ни слова о том, что руководство ВТБ еще за год до этого само сменило менеджмент «ВТБ Лизинг», усомнившись в качестве сделки с веселым Лившицем и его компаньонами.
Такая восхитительная наглость, а также успех диковатого обвинения среди интернет-зевак привлекли к Навальному внимание аферистов масштабом побольше. В 2010-м году Алексей по рекомендации Гарри Каспарова, Евгении Альбац и Сергея Гуриева обучался неизвестно чему в Йельском университете, где и познакомился с проживающим в США фигурантом дела ЮКОСа Павлом Ивлевым. Тот, по его собственному признанию, помог Алексею Навальному в 2011-м подать против «ВТБ Лизинг» иск в районном суде Лимассола, на Кипре. Иск был отклонен, однако известно, что в обеспечение этого иска Навальный уплатил залог в 70 тысяч евро. Где он взял такие деньги Навальный не объяснил до сих пор (он вообще продолжает утверждать, что их не платил, хотя существует нотариально заверенная копия решения суда, где говорится: платил). Приблизительно в то же самое время Навальному подсовывают фальшивый договор между китайским заводом и Clusseter, где буровые продаются за 10 миллионов, а не за 15. Он его публикует (не прошитый, без номеров страниц, подписей и печатей), понимающие в договорах поднимают борца на смех, что только ожесточает борьбу. Навальный продолжает упорно обвинять руководство ВТБ, причем сумма ущерба с помощью таинственных пассов вырастает уже до 600 миллионов долларов. Кстати, по опубликованным в том же посте Навального, где появляется фальшивый договор, фотографиям с площадки ЗАО «Грант» в поселке Пурпе, датированными концом мая 2011 года (то есть — за десять дней до публикации), можно сделать вывод, что договор подсунул именно Вадим Смоляр (владелец площадки на тот момент времени).
После неудачи с судом на Кипре и фальшивым договором Павел Ивлев, не желая терять связь с разочарованным, но перспективным оппозиционером, преподносит ему утешительный приз — в ноябре 2011 он нанимает Навального как собственного адвоката и кладет ему вознаграждение в 10 тысяч долларов в месяц. Пусть всё будет официально, а не так кустарно, как два года назад! Платные публикации фальшивых документов и лжи должны быть щедро и легально оплачены.
С тех пор дела у Алексея Анатольевича идут значительно лучше: за прошлый год он задекларировал аж 7,5 миллионов рублей дохода от «адвокатской деятельности». Правда, он не рассказывает об этом на своих предвыборных встречах, когда говорит, что проживает в обычной квартире в Марьино, а его дети ходят в обычные школу и поликлинику. Не врать и не воровать — вот его принцип. (n.b. сей лозунг, кстати, украден борцом у бывшего партайгеноссе Явлинского).
Ровно год назад, когда все буровые были вызволены из цепких щупалец остатков империи Юрия Лившица и запущены в работу, «ВТБ Лизинг» пригласила слетать в Сибирь и посмотреть на них нескольких журналистов и блогеров.
Звали и Алексея Навального, но он сказал, что не сможет — подписка о невыезде помешала.
И вот в мае 2007-го года наши герои регистрируют компанию Well Drilling Corporation, а потом приходят в дочернюю банку ВТБ компанию «ВТБ Лизинг» и говорят: а давайте сделаем финансовый лизинг. По федеральному закону «О лизинге» это значит, что наши бизнесмены указывают «ВТБ Лизингу», у кого и за сколько купить буровые, которые потом останутся в собственности «ВТБ Лизинга», а Well Drilling будет брать их в аренду и сдавать, например, известной геологоразведочной компании «Северная экспедиция».
В «ВТБ Лизинге» посмотрели: вроде уважаемая «Северная экспедиция» (ну а как ее было отличить от настоящей?), вроде завод и правда производит буровые… ну и ударили по рукам. Купили буровые у того, на кого указала Well Drilling (у кипрской компании Clusseter Limited, поскольку, как сказали наши герои, китайский завод не мог напрямую продавать русским), поставили их грузополучателю, на которого указала та же Well Drilling (некоему ЗАО «Грант», запомните это название).
А дальше всё пошло как по маслу. Well Drilling передала установки в сублизинг ГК «Северная экспедиция», те забрали у «Гранта» несколько буровых и запустили их в работу, поскольку подрядов у них было хоть отбавляй. Это было в середине 2008-го года. И уже тогда было понятно, что будущее не так радужно, как это казалось еще несколько месяцев назад. Накатывал кризис.
Тогда же руководство банка ВТБ заинтересовалось странной комбинацией, в центре которой оказалась «ВТБ Лизинг». Не составило большого труда понять, что Clusseter, Well Drilling, ГК «Северная экспедиция», сертифицировавшая буровые для эксплуатации в России «Иждрил-нордэкс-хунхуа» и даже ЗАО «Грант» — компании одной и той же группы людей, которые просто использовали «ВТБ Лизинг» в каких-то своих наверняка подозрительных целях.
Руководство «ВТБ Лизинг» немедленно сменили, а новому руководству поручили быть начеку. Это было в сентябре 2008-го.
И вот кризис докатился до геологоразведочной отрасли. Подряды были свернуты, «Северная экспедиция» начала загибаться, Well Drilling перестала платить «ВТБ Лизинг» за аренду буровых установок. Наши герои побежали в разные стороны. В январе 2009-го от всей грандиозной комбинации остались лишь несколько еще не запущенных буровых, лежащих под снегом на площадке ЗАО «Грант» в поселке Пурпе Пуровского района Ямало-ненецкой автономной области.
И тут на сцену выходит новый герой: Вадим Леонидович Смоляр, мастер арбитражных схваток и человек, который умеет делать деньги из того, что, казалось бы, уже как бы ничьё. В феврале 2009-го господин Смоляр приобретает контроль (51%) над ЗАО «Грант» и немедленно начинает действовать. Для начала он подает иск против «Иждрил-нордэкс-хунхуа» и, внимание, «ВТБ Лизинг» с требованием 376 миллионов рублей в качестве оплаты за хранение установок. Также наш новый герой заказывает местной компании «Эксперт» оценку хранимого имущества. Супруга директора компании «Эксперт» (наверняка и состоящей всего из двух связанных браком людей) делает экспертизу следующим образом: она размещает на профильном международном сайте информацию о продаже конкретной буровой установки. Из полученных предложений цены формируется оценка имущества: 10 миллионов долларов за установку. Тогда Смоляр объявляет аукцион по продаже двух хранящихся у него чужих буровых в качестве компенсации убытков.
О дальнейшем мы можем только догадываться, но вскоре Вадим Смоляр отзывает свой иск к «ВТБ Лизинг» и отменяет аукцион. Вполне может быть, что у ВТБ оказались некие убедительные аргументы, и, оставшись без прибыли, господин Смоляр задумал отомстить ВТБ.
Это всего лишь мое оценочное суждение, но дальнейшее его лишь подтверждает.
В конце лета 2009-го года господин Смоляр обратился к набиравшему известность борцу-миноритарию Алексею Навальному. Он рассказал Навальному, что буровые стоимостью в 10 миллионов (по оценке интернет-эксперимента супруги директора ООО «Эксперт» из города Губкинский) «ВТБ Лизинг» купила по 15 миллионов, и что это говорит о тотальной коррупции в руководстве «ВТБ Лизинг».
Однако что такое для Навального «ВТБ Лизинг»? Тьфу, плевок под ногами. Его интересовало куда как более лучшее начальство — сам банк ВТБ, руководство которого он и обвинил в присвоении разницы в 5 миллионов долларов с каждой из 30 буровых.
Однако если бы стало известно о том, что Навальному просто слили сомнительную информацию,
Через полтора месяца после принесения присяги адвоката, 30 ноября 2009 года, Алексей Навальный публикует в «Живом Журнале» знаменитый пост «Как пилят в ВТБ», где обвиняет руководство 65-го в мире по размеру капитала банка стоимостью под 300 миллиардов долларов в краже 150 миллионов.
В обвинении Навального фигурируют все компании не имеющего никакого отношения к ВТБ Юрия Лившица и его друзей: и Clusseter, и Well Drilling, и ГК «Северная экспедиция». Нет там только одной компании: ЗАО «Грант» (которой, к слову, принадлежало 99 процентов ГК «Северная экспедиция», например). Конечно — ведь это именно ЗАО «Грант» в лице Вадима Смоляра предоставило Навальному всю «сенсационную» информацию, в чем сам Навальный признался в ответ на прямой вопрос акционеров ВТБ во время совместного разбора полетов в сентябре 2012-го. А еще там нет ни слова о том, что руководство ВТБ еще за год до этого само сменило менеджмент «ВТБ Лизинг», усомнившись в качестве сделки с веселым Лившицем и его компаньонами.
Такая восхитительная наглость, а также успех диковатого обвинения среди интернет-зевак привлекли к Навальному внимание аферистов масштабом побольше. В 2010-м году Алексей по рекомендации Гарри Каспарова, Евгении Альбац и Сергея Гуриева обучался неизвестно чему в Йельском университете, где и познакомился с проживающим в США фигурантом дела ЮКОСа Павлом Ивлевым. Тот, по его собственному признанию, помог Алексею Навальному в 2011-м подать против «ВТБ Лизинг» иск в районном суде Лимассола, на Кипре. Иск был отклонен, однако известно, что в обеспечение этого иска Навальный уплатил залог в 70 тысяч евро. Где он взял такие деньги Навальный не объяснил до сих пор (он вообще продолжает утверждать, что их не платил, хотя существует нотариально заверенная копия решения суда, где говорится: платил). Приблизительно в то же самое время Навальному подсовывают фальшивый договор между китайским заводом и Clusseter, где буровые продаются за 10 миллионов, а не за 15. Он его публикует (не прошитый, без номеров страниц, подписей и печатей), понимающие в договорах поднимают борца на смех, что только ожесточает борьбу. Навальный продолжает упорно обвинять руководство ВТБ, причем сумма ущерба с помощью таинственных пассов вырастает уже до 600 миллионов долларов. Кстати, по опубликованным в том же посте Навального, где появляется фальшивый договор, фотографиям с площадки ЗАО «Грант» в поселке Пурпе, датированными концом мая 2011 года (то есть — за десять дней до публикации), можно сделать вывод, что договор подсунул именно Вадим Смоляр (владелец площадки на тот момент времени).
После неудачи с судом на Кипре и фальшивым договором Павел Ивлев, не желая терять связь с разочарованным, но перспективным оппозиционером, преподносит ему утешительный приз — в ноябре 2011 он нанимает Навального как собственного адвоката и кладет ему вознаграждение в 10 тысяч долларов в месяц. Пусть всё будет официально, а не так кустарно, как два года назад! Платные публикации фальшивых документов и лжи должны быть щедро и легально оплачены.
С тех пор дела у Алексея Анатольевича идут значительно лучше: за прошлый год он задекларировал аж 7,5 миллионов рублей дохода от «адвокатской деятельности». Правда, он не рассказывает об этом на своих предвыборных встречах, когда говорит, что проживает в обычной квартире в Марьино, а его дети ходят в обычные школу и поликлинику. Не врать и не воровать — вот его принцип. (n.b. сей лозунг, кстати, украден борцом у бывшего партайгеноссе Явлинского).
Ровно год назад, когда все буровые были вызволены из цепких щупалец остатков империи Юрия Лившица и запущены в работу, «ВТБ Лизинг» пригласила слетать в Сибирь и посмотреть на них нескольких журналистов и блогеров.
Звали и Алексея Навального, но он сказал, что не сможет — подписка о невыезде помешала.
Комментариев нет:
Отправить комментарий