21.07.16
Сергей Арбузов — вице-премьер Украины в 2012–2014 годах
Зима близко. Этот факт пугает украинских чиновников не меньше, чем героев известного сериала. Ведь наступление отопительного сезона в этом году обещает принести не только традиционные проблемы с поиском денег на покупку газа, но и полномасштабный социальный кризис.
Украинцы много лет платили за жилищно-коммунальные услуги едва ли не меньше всех в Европе, поскольку отопление и горячая вода де-факто дотировались государством. После майдана, ввергнувшего экономику в затяжной кризис и похоронившего многие социальные достижения последних лет, пришла очередь и сферы ЖКХ.
За два года средний тариф на газ для населения вырос в 8,2 раза, а тариф на отопление в 4,6 раза. Если перевести новые тарифы в доллары, то на фоне европейских соседей украинцы пока не выглядят рекордсменами, о чем не устают напоминать нынешние власти. Однако проблема в том, что из-за крайне низких заработков населения новые тарифы несопоставимы не только с доходами, но зачастую даже с возможностью физического выживания.
С учетом последнего повышения тарифов совокупные расходы среднего домохозяйства на отопление, горячее водоснабжение и электроэнергию в отопительный сезон составят до половины среднемесячного дохода. Например, семья, проживающая в однокомнатной квартире, будет вынуждена заплатить за услуги ЖКХ сумму больше прожиточного минимума. Семья же из четырех человек, проживающая в трехкомнатной квартире, будет вынуждена отдать практически среднюю зарплату. Во многих регионах вполне реальна ситуация, когда счета за коммунальные услуги превысят месячный доход семьи учителей или врачей.
Прекрасно понимая взрывоопасность такой ситуации, в правительстве обещают продолжить выделять средства на субсидии. За последние два года число получателей субсидий уже выросло более чем в 5 раз — с 1 млн домохозяйств до 5,3 млн (на конец отопительного сезона в апреле 2016 года). Однако после повышения тарифов на тепловую энергию и услуги горячего водоснабжения для населения с 1 июля 2016 года еще на 95,3%, число семей, вынужденных обратиться за субсидией, резко возрастет. По оценкам самого правительства, в предстоящем отопительном сезоне уже 9 млн домохозяйств, или около 60%, смогут претендовать на субсидии на оплату услуг ЖКХ. И очевидно, что в таких условиях бюджетных средств для выплаты субсидий всем обратившимся не хватит.
Реальная потребность в субсидиях с учетом последнего повышения составит не менее 70 млрд грн. В бюджете же на эти цели заложено только 40 млрд грн. Эта колоссальная разница неизбежно приведет к необходимости экономить. Уже сейчас в Киеве обсуждают механизмы изменения действующей формулы начисления субсидий, чтобы искусственно подогнать их фактическое финансирование к сумме, которая реально есть в бюджете. Кроме того, предлагаются планы сэкономить на выплатах за счет так называемой верификации — проверки финансового состояния получателей субсидий. Чиновники грозятся проверять не только доходы, но и расходы, в том числе через доступ к банковской тайне и просто в ходе визитов по домам тех, кто подал документы на начисление субсидии.
Несомненно, сэкономить такими драконовскими методами бюджетные деньги можно. Однако даже в самом идеальном варианте резкое повышение тарифов на фоне дальнейшего снижения доходов больно ударит по миллионам украинских семей. Не случайно в обществе и в политической среде уже растет напряжение. Практически никто не сомневается, что оно выльется в массовые социальные протесты сразу же после получения первых платежек с новыми ценами. Звучат даже прогнозы о смене режима и политического курса. Впрочем, последнее, конечно, маловероятно. На Украине де-факто нет оппозиции, а значит, нет и настоящей альтернативы.
Однако тарифный кризис вполне может привести к полномасштабному кризису власти. У партии президента больше нет буфера в лице Арсения Яценюка, поэтому именно ему и его премьеру придется встретить весь негатив, накопленный за последние два с половиной года, ответить не только за тарифы, но и за бесчисленное количество невыполненных обещаний, войну, коррупцию и отсутствие реформ. Чем, конечно же, попробуют воспользоваться всевозможные правые популисты и майданные радикалы, уже успевшие разочароваться в своих недавних кумирах. И дай бог, чтобы речь шла только о парламентском кризисе или досрочных выборах. Бунт пустых кастрюль в условиях крайне непопулярной и слабой власти не предвещает Украине ничего хорошего.
izvestia.ru
Сергей Арбузов — вице-премьер Украины в 2012–2014 годах
Политик Сергей Арбузов — о том, как рост коммунальных платежей может спровоцировать новый майдан
Зима близко. Этот факт пугает украинских чиновников не меньше, чем героев известного сериала. Ведь наступление отопительного сезона в этом году обещает принести не только традиционные проблемы с поиском денег на покупку газа, но и полномасштабный социальный кризис.
Украинцы много лет платили за жилищно-коммунальные услуги едва ли не меньше всех в Европе, поскольку отопление и горячая вода де-факто дотировались государством. После майдана, ввергнувшего экономику в затяжной кризис и похоронившего многие социальные достижения последних лет, пришла очередь и сферы ЖКХ.
За два года средний тариф на газ для населения вырос в 8,2 раза, а тариф на отопление в 4,6 раза. Если перевести новые тарифы в доллары, то на фоне европейских соседей украинцы пока не выглядят рекордсменами, о чем не устают напоминать нынешние власти. Однако проблема в том, что из-за крайне низких заработков населения новые тарифы несопоставимы не только с доходами, но зачастую даже с возможностью физического выживания.
С учетом последнего повышения тарифов совокупные расходы среднего домохозяйства на отопление, горячее водоснабжение и электроэнергию в отопительный сезон составят до половины среднемесячного дохода. Например, семья, проживающая в однокомнатной квартире, будет вынуждена заплатить за услуги ЖКХ сумму больше прожиточного минимума. Семья же из четырех человек, проживающая в трехкомнатной квартире, будет вынуждена отдать практически среднюю зарплату. Во многих регионах вполне реальна ситуация, когда счета за коммунальные услуги превысят месячный доход семьи учителей или врачей.
Прекрасно понимая взрывоопасность такой ситуации, в правительстве обещают продолжить выделять средства на субсидии. За последние два года число получателей субсидий уже выросло более чем в 5 раз — с 1 млн домохозяйств до 5,3 млн (на конец отопительного сезона в апреле 2016 года). Однако после повышения тарифов на тепловую энергию и услуги горячего водоснабжения для населения с 1 июля 2016 года еще на 95,3%, число семей, вынужденных обратиться за субсидией, резко возрастет. По оценкам самого правительства, в предстоящем отопительном сезоне уже 9 млн домохозяйств, или около 60%, смогут претендовать на субсидии на оплату услуг ЖКХ. И очевидно, что в таких условиях бюджетных средств для выплаты субсидий всем обратившимся не хватит.
Реальная потребность в субсидиях с учетом последнего повышения составит не менее 70 млрд грн. В бюджете же на эти цели заложено только 40 млрд грн. Эта колоссальная разница неизбежно приведет к необходимости экономить. Уже сейчас в Киеве обсуждают механизмы изменения действующей формулы начисления субсидий, чтобы искусственно подогнать их фактическое финансирование к сумме, которая реально есть в бюджете. Кроме того, предлагаются планы сэкономить на выплатах за счет так называемой верификации — проверки финансового состояния получателей субсидий. Чиновники грозятся проверять не только доходы, но и расходы, в том числе через доступ к банковской тайне и просто в ходе визитов по домам тех, кто подал документы на начисление субсидии.
Несомненно, сэкономить такими драконовскими методами бюджетные деньги можно. Однако даже в самом идеальном варианте резкое повышение тарифов на фоне дальнейшего снижения доходов больно ударит по миллионам украинских семей. Не случайно в обществе и в политической среде уже растет напряжение. Практически никто не сомневается, что оно выльется в массовые социальные протесты сразу же после получения первых платежек с новыми ценами. Звучат даже прогнозы о смене режима и политического курса. Впрочем, последнее, конечно, маловероятно. На Украине де-факто нет оппозиции, а значит, нет и настоящей альтернативы.
Однако тарифный кризис вполне может привести к полномасштабному кризису власти. У партии президента больше нет буфера в лице Арсения Яценюка, поэтому именно ему и его премьеру придется встретить весь негатив, накопленный за последние два с половиной года, ответить не только за тарифы, но и за бесчисленное количество невыполненных обещаний, войну, коррупцию и отсутствие реформ. Чем, конечно же, попробуют воспользоваться всевозможные правые популисты и майданные радикалы, уже успевшие разочароваться в своих недавних кумирах. И дай бог, чтобы речь шла только о парламентском кризисе или досрочных выборах. Бунт пустых кастрюль в условиях крайне непопулярной и слабой власти не предвещает Украине ничего хорошего.
izvestia.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий