В социуме есть четыре вида элиты: деятельностная, идейно-идеологическая, властно-политическая и имущественная.
Последняя формируется в результата взаимоотношения трех первых и внутри них.
Например, к деятельностной элите относятся организаторы и руководители деятельностных групп: директора предприятий и компаний, руководители учебных и научных заведений, лечебных учреждений, самостоятельных военных подразделений и т.д.
Если проанализировать деятельностную систему социума в целом, то можно выделить несколько подразделений деятельностной элиты. Она бывает:
- военной;
- торговой;
- хозяйственной;
- ученой.
На каждый конкретный момент социальной жизни в обществе существует иерархия внутри деятельностной элиты. Во главе деятельностной системы всегда или военные, или торговцы.
Если военные, то все другие виды деятельности, я вся социальная жизнь подчинены войне. Этому соответствуют общественные нравы и идеалы: честь, бескомпромиссность, категоричность, пренебрежение к смерти, насмешка над мещанством и жизненным комфортом, самоотречение, личное бесстрашие, жесткость, даже жестокость. Русским хорошо известна эта парадигма. Однако сейчас, когда они постепенно переориентируются на другие ценности, именно эти качества кажутся им неприемлемыми в кавказцах и азиатах.
Если в социуме доминирую торговцы, то социум подчинен ее интересам, а в обществе устанавливается: жизнелюбие и дружелюбие, терпимость, толерантность, стремление к удобной и приятной жизни, желание развиваться и самосовершенствоваться, ориентированность на добробыт и материальные критерии успеха, вплоть до расчетливого стяжательства и ситуации, когда мерилом всего становятся деньги и материальная выгода.
Другие деятельностные группы всегда занимают в современном социуме - государстве - подчиненное положение.
Основная борьба идет между военными и торговцами, а также различно ориентированными группами военных и торговцев.
Другая социальная элита - идейно-идеологическая. Социум не может существовать без того, чтобы люди не ориентировались на некоторые базовые представления о правильных отношениях между людьми и общепринятые нормы правильного поведения.
Задача права и юридической системы - внедрять новые нормы и карать за вопиющее отступление от старых.
Однако сама система общественных отношений держится не столько благодаря правоохранительной системе, сколько благодаря согласию с ней граждан.
Полиция, суды могут наказать за нарушение законов единицы. В случае массового несогласия с тем или иным положением правоохранительная система оказывается не в состоянии поддерживать общественный порядок.
Именно поэтому можно сказать, что общественный порядок держится на реальном согласии людей с существующими нормами и правилами.
А достигается это благодаря:
- общим мировоззренческим идеям, предложенным отдельными людьми;
- социальным идеологиям, объясняющим целесообразность государственного устройства и предлагающим новые программы;
- воспитанию на базе идей и идеологий;
- социальным структурам и учреждениям, поддерживающим идейно-идеологическую стабильность общества, от церкви до СМИ.
Люди, руководящие идейно-идеологическими организациями, различные мыслители и идеологи - они составляют идейно-идеологическую элиту.
Эти люди не заняты материальной деятельностью, но они необходимы для любого общества, особенно для современного, в котором все не очевидно.
Наконец, есть властно-политическая элита. Эти люди тоже не производят материальных благ непосредственно. Они не производят и не доносят до людей идеи и идеологии.
Задача властно-политической элиты - поддерживать существование и работу деятельностной и идейно-идеологической систем, координировать системные отнощения между людьми и организациями, снимать и подавлять возмущения, задавать направление развития, проводить необходимые социальные изменения.
Благодаря скоординированному взаимодействию элит, деятельностной, идейно-идеологической и властно-политической, социум существует, живет и развивается.
Но люди остаются людьми всегда, даже когда они в элите.
Человеческое потребление индивидуально. Человек может делать что-то не для еды только тогда, когда его материальные потребности обеспечены.
Исторически сложилось так, что человек получает за свою деятельность материальные блага.
Сначала именно на это его деятельность и направлена, человек хозяйствует и этим живет.
С развитием общества и возникновением разделения труда появились люди, освобожденные от хозяйственной деятельности, полностью или частично, для других видов деятельности - войны, торговли, создания идей и идеологий, политики. Возникли разные модели их обеспечения. Это может быть централизованное и децентрализованное распределения, натуральное или денежное довольствие, передача в руки деятелей хозяйствующих единиц.
Следствием этого стало то, что имущественные отношения оторвались от хозяйствования. Возникла имущественная элита.
Поскольку хозяйствующее, то есть собственно производящее население в современном государстве всегда подчинено либо военным, либо торговцам, хозяйствование само по себе не определяет имущественные отношения в государстве. Здесь Маркс допустил фундаментальную ошибку, сделавшую бессмысленными все его дальнейшие построения.
Имущественная элита всегда является результатом перераспределения хозяйственных ресурсов между тремя группами социальных элит (деятельностной, идейно-идеологической и властно-политической), и внутри них, в связи с прошедшим периодом развития.
Имущественная элита - это всегда зафиксированные отношения прошлого, а не настоящего или будущего.
Именно поэтому все, кто хотел правильно организовать социальную жизнь, прежде всего начинали говорить об имущественных отношениях.
Общество, нацеленное на развитие и прогресс, связывали имущественные отношения, доставшиеся от предыдущего периода развития.
Прогрессистская модель должна была исходить из того, что не наличие ресурсов должно определять, какие проекты будут реализованы, а прогрессивные проекты должны обеспечиваться ресурсами в первую очередь.
Действительно, в этом есть парадокс.
Человек начинает жизнь без ничего.
Своей деятельностью он добивается права на владение определенной частью социальных ресурсов.
Однако к тому времени, когда в его руках собирается достаточно большое количество этих ресурсов, его способность к деятельности подходит к концу. К этому времени он обычно становится консерватоьром и ретроградом.
Но в этом есть и некоторая польза. Пробивается в социуме только настойчивое и жизнеспособное новое.
Кроме того, у существования имущественной элиты есть одно очень важное значение.
Человек существует в междумирье природы, культуры и социума. И он никогда не сводим к одному только социуму.
Имущественная независимость позволяет человеку сохранить самого себя перед лицом общества.
И предлагать программы социального развития и социальных изменения, опираясь на собственные ресурсы.
Именно это является базой для прогресса. О том, как хорошо гасилось большинство замечательных проектов в СССР нам хорошо известно из истории.
Значение имущественной элиты многообразно и противоречиво.
С одной стороны, она защищает человека от социума, с другой - отвлекает ресурсы социума на личные прихоти и ненужные траты.
Она позволяет обществу развиваться, но , в то же время, препятствует его развитию, консервируя прошлое.
Имущественная элита является основой для формирования всех других социальных элит, но тем самым она блокирует социальные лифты.
Одновременно именно это приводит к тому, что пробивается наверх самое настойчивое и жизнеспособное.
Хотя не всегда моральное, доброе и прогрессивное, да.
В то же время без имущественной элиты социум принципиально не стабилен.
В общем, мы имеем четыре вида элиты:
- деятельностную, с доминантой или военных, или торговцев;
- идейно-идеологическую, с доминантой церкви или светских институтов поддержания мировоззренческого и идеологической единства граждан;
- властно-политическую;
- имущественную.
И одной из главных движущих сил для попадания и работы в первых трех является утверждение в четвертой, последней.
РАДУЮСЬ ИХ РАДОСТЯМ И ПЕЧАЛЮСЬ ИХ ПЕЧАЛЯМИ.
ОтветитьУдалитьЭлита - это те, которых признаёт и уважает общества, а не "хозяева" лесов, полей и рек.