понедельник, 5 января 2015 г.

Яд Джона Фридмана, или Опера и пропаганда

Пишет Владимир Владимирович 
(niramas)

Mini analysis of the same piece for English reading audience.

Полагаю, что в абсолютную независимость и непредвзятость западных медиа сегодня верят только полностью оторванные от реалий жизни либералы-идеалисты.

2014-12-28 Opera
Вот попался мне натуральный бриллиант. Попался в Интернете и, если я правильно разумею, желающие смогут прочитать его в «бумажном» журнале «Opera News», издающимся Metropolitan Opera Guild. Автор статьи «Русская зима» John Freedman — знатный американский специалист по российскому театру, живущий у нас с 1988 года, то есть со времён Советского Союза. За это время он написал и издал целый ряд книг. К тому же, пишут, в год посещает чуть не полторы сотни спектаклей. То есть сей учёный муж глубоко погружён в жизнь современной российской драматургии, театра, культуры, довольно свободно овладел русским языком.

Пошло ли ему столь длительное погружение на пользу? Почитаем статейку.В первом же абзаце автор, кажется, сочувствует Валерию Гергиеву, столкнувшимуся с протестами против него в Нью-Йорке, Лондоне и Мюнхене. Протестами по поводу его «иногда неявной, а иногда и открытой поддержки репрессивной политики Путина».

Какая прелесть! Интересно узнать, как и за что был репрессирован Джон Фридман, на каких основаниях он подобным образом характеризует политику Президента страны, в которой живёт и работает. Кстати, по открытой статистике количество осуждённых в США значительно превосходит количество осуждённых в России; к тому же недавно проходили строго подавлявшиеся волнения в Фергюсоне; означает ли это, что политику своего президента Джон Фридман характеризует как минимум не менее репрессивной? Как, вообще, с точки зрения театрального критика, соотносится репрессивность действующих в разных странах режимов, в частности, в США, Германии, Великобритании? А в Саудовской Аравии, Южной Корее, Сингапуре?

Ну да продолжим. Эта самая репрессивная политика стала причиной того, что «люди в России и за её пределами всё громче говорят о возврате к наихудшей тактике и отношениям из советкого прошлого России. Примеров тому легион. Вот лишь маленькая подборка».
Любопытно, что мистер Фридман считает примерами возвращения России к худшей тактике советского прошлого. Я цитирую в переводе:

  1. По мере нарастания враждебной реакции России на майданные протесты в декабре 2013 года российское государственное телевидение развернуло войну лжи, страха и обвинений против всех, кто не согласен с официальной политикой — на таком тактическом уровне, которого не было видно как минимум с конца 1940-х годов, если не с высот [сталинских] Чисток в конце 1930-х.

  2. После поспешной аннексии Россией Крымского полуострова в марте 2014 года Путин взял выражение «национал-предатели» из [книги] Адольфа Гитлера «Mein Kampf» для обозначения тех, кто выступает против его действий. В результате упоминания «врагов нации» или «врагов народа» — последняя фраза с разрушительным эффектом использовалась Сталиным во время Чисток — оживают в общественном дискурсе в отошении всех, кто не подерживает политику Кремля.

  3. Политические обвинения оборачиваются возмездием: прокремлёвская пресса обливает грязью независимых писателей, художников, режиссёров и исполнителей, обвиняя их в извращениях и подстрекательстве к беспорядкам.

  4. Впервые со времён Советской эпохи принудительное психиатрическое лечение — читай, заключение в психушке — используется как наказание для лиц, обвинённых на политических процессах.

  5. Законом запрещены ругательства на сцене и на экране.

  6. Другой закон запрещает тени сомнения в «официальной» исторической оценке Второй Мировой войны; история больше не является предметом изучения, дискуссий и понимания, но определяется правительством.

  7. Так называемый «антигейский» закон русского парламента запрещает «пропаганду гейского образа жизни детям».

  8. Мирные протестующие, даже индивидуальные пикеты, обычно разгоняются и арестовываются, хотя индивидуальные пикеты явно разрешены русской конституцией.
Каких широких интересов наш не наш театральный критик, смотрите-ка! Коротенечко пробежимся по пунктам.

1. Если наше ТВ развернуло войну лжи и обвинений — как называется процесс, развернувшийся в украинских медиа? Называть государственный переворот «майданным протестом», да ещё «мирным» — тоже некомильфо, мистер Фридман, это, между прочим, по-вашему со времён Оруэлла называется даблспиком.

2. А вы в курсе, мистер, сколько людей чуть не каждый день свечки ставят, благодаря Небо за то, что вы, Mr. Doublespeaker, называете «поспешной аннексией», а мы — реинкорпорацией или, по-простому, возвращением домой? Благодаря этому Крым стал единственным регионом бывшей Украинской Советской Социалистической Республики, который после пресловутого Майдана реально стал жить лучше и спокойнее? Я уже не говорю о том, что процедура приёма Крыма в Россию была проведена с соблюдением всех демократических ритуалов и не идёт ни в какое сравнение с, к примеру, обретением независимости государством Косово, где никакой демократичности не было и в зародыше. А ведь на территории Косово сербы жили ещё тогда, когда вашей страны, мистер Фридман, не было ещё в проекте.

Теперь про Гитлера. Он в своих книгах и выступлениях использовал много слов. Теперь у него на них копирайт, да? К тому же вы, как я посмотрю, ещё и по сталинским чисткам специалист. Вы с таким апломбом и волнением о них пишете, будто не знаете, что в истории первым врагом народа — hostis publicus, если память не изменяет — римский Сенат объявил Нерона в 68 году. Просто в 68. AD 68.

С врагами народа активно сражались Робеспьер сотоварищи во времена Великой Французской революции. Возможно, как театральный критик, вы, мистер Фридман, и не знаете, кто такой Франк Лоуш (Frank Loesch). Это главный следователь по делу Аль Капоне. Так вот он ещё в 1930 году назвал «врагами народа» самого Капоне и группу его приближённых-гангстеров. Выражение так понравилась мистеру Эдгару Гуверу (об этом-то вы, мистер, наверное, слышали — директор вашего ФБР тогда был), что тот в том же году назвал «врагами народа» самых разыскиваемых опасных преступников. Не иначе, в сговоре со Сталиным, ещё только входившим тогда в полную силу.

3-4. Кого облили, кого очернили, кого обвинили в извращениях и подстрекательствах? Художников типа сбежавшего на Украину ублюдка Мырзина? Так пусть радуется, что ушёл живым-здоровым и нашёл братьев по разуму. Если некто испражняется на Россию — он не вправе ожидать позитивной реакции ни от Кремля, ни от общества. И про психушки интересно. Кого посадили-то? Диагноз, срок? Вы-то, как видно, ещё и дипломированный психиатр? Какой диагноз вы бы поставили тому же Мырзину, или, например, великому художнику Павленскому (ну, который мошонку свою к Красной площади плохо, некачественно прибил некоторое время назад)?

5. С этим законом, конечно, перебор вышел. Если киносеанс во взрослое время и фильм на взрослую тему, каждый должен решать самостоятельно, получив предупреждение вроде того, которое у вас пишут на медиапродукции, типа «Attention, contains explicit lyrics». Надеюсь, со временем эта ситуация с полным соблюдением демократической процедуры, как у нас принято, уравновесится. При этом и безо всякого закона представить какой-нибудь фак или кант в прайм-тайм по крупным телеканалам США не могу. У вас там что, цензура? Unfuckingbelievable!

6. Слышал звон мистер Фридман, да не знает где он. Обсирать нельзя Россию, а обсуждать никто ничего никому не запрещает, зайдите в любой книжный: резуновско-соколовского говна чуть не целые полки стоят. Или вам обидно, что русские не согласны с тем, что Америка победила во Второй Мировой? Так мы не согласны с тем, что Америка забывает (а в массе и не знает), что победила не только вместе с СССР, но и прежде всего благодаря ему.

7. Ну и прекрасно! Только «антигейским» этот закон называют такие вот русофобствующие даблспикеры проде вас, мистер Фридман, потому что закон-то как раз против пропаганды гомосятины детям. А чем взрослые занимаются в своих спальнях, у нас всем соврешенно безразлично; лишь бы не педофилией, которая по-прежнему является уголовным преступлением.
Если двое взрослых мужчин по взаимному согласию совершают анальное соитие или дружескую фелляцию и им это нравится — Бог им навстречу. Но если они выйдут из своей спальни с дискриминационными рассказами о том, что благодаря своей гомосятине они лучше других или заслуживают к себе особого отношения — тут-то их и будут ждать вполне понятные и законные неприятности.

8. Ну вот Янукович плохо разгонял «мирных протестувальныкив», в результате чего довёл страну до государственного переворота (того самого, который гг. даблспикеры, издеваясь над здравым смыслом, называют «революцией достоинства») и социально-экономической катастрофы, включая гражданскую войну.
Да и Конституцию России вам, мистер, перечитать не помешает; там про протесты-пикеты не пишут. Но вообще по закону индивидуальные пикеты разрешены, и почём зря проводятся. Правда, если будете призывать к свержению государственного строя или матерно выражать свои требования — можете и попасть под раздачу. Но не за одиночный пикет, а за нарушение других законов. Думайте головой заранее, и проблем у вас с протестами не будет. У нас не Америка.

Пошли по статейке мистера Фридмана дальше.

Автор раздосадован тем печальным с его точки зрения фактом, что Путина в 2012 году поддержал екатеринбургский режиссёр Николай Коляда, ранее замеченный им в поддержке «Гражданской платформы» Михаила Прохорова. Причину для «перелицовки» режиссёра автор усматривает в том, что ему предоставили здание под его театр и выдали правительственный грант в сумме 5 млн. рублей (по тем временам 125 тыс. долл., переводит автор) на его ремонт. В то время как Коляда, как честный человек, по его собственным словам, которые цитирует мистер Фридман, просто решил не срать в дающую руку. Кстати, мистер Фридман также достоверно «знает», что за предвыборной поддержкой Путина Чулпан Хаматовой тоже таится какая-то тёмная история.

Далее он утверждает, что граждане Гергиев, Владимир Башмет, Юрий Спиваков и Олег Табаков прямо поддерживали Путина лишь потому, что «обязаны своим заработком правительственной поддержке». Может быть, мистер Фридман, не стоит судить всех по себе?

Именно в этом месте, кстати, статья проиллюстрирована фотографией, на которой некий «британский правозащитник Питер Тэтчелл присоединяется к украинским активистам на митинге протеста в Лондоне». Это, конечно, мило, что украинские активисты протестуют против чего-то в Лондоне, однако какова связь этой картинки с делами русского театра и оперы?

Мистре Фридман отмечает тот факт, что в апреле 2014 года лондонские зрители протестовали против выступления Гергиева с Лондонским Симфоническим оркестром, обвинив его в поддержке «тирании Президента Путина, вторжения в Украину и преследования русских гомосексуалистов». Однако обходит своим вниманием то, что все три пункта не имеют ничего общего с реальностью и являются прекрасными примерами политического даблспика в современном антироссийском политическом дискурсе.

Продолжая свои измышления, мистер театральный критик не упускает момента отметить, что Путин поддерживает «жестоких прорусских сепаратистов в восточной Украине». Ещё бы, ведь из правдивейших сообщений украинских, европейских и американских СМИ известно, что именно они начали гражданскую войну на Украине, сами обстреливают свои города, разрушают свою собственную инфраструктуру и убивают своих мирных жителей.

С ужасом мистер Фридман сообщает, что поп-звёзды Андрей Макаревич и Диана Арбенина с писателями Виктором Шендеровичем и Дмитрием Быковым названы проститутками и предателями в одной из телепередач НТВ под названием «13 друзей хунты», уточняя, что «Хунта» — это правительство Украины. Тут было бы неплохо ещё уточнить, что русские поэты-писатели — это Толстой, Достоевский, Пушкин или там Шолохов. А Шендерович и Быков с примкнувшими к ним поп-звёздами — дешёвые актёры антироссийской политической клоунады.

В самом конце автор сообщает, что альма-матер Юрия Башмета, Львовская Государственная музыкальная Академия лишила его титула почётного профессора за подписание письма в поддержку «путинской аннексии Крыма». Правда, в голову мистера Фридмана отчего-то не пришло, что подобный ход на удивление тоталитарен и как-то нехарактерен для подлинно свободного мира.

В общем, Путин у нас — сразу и Гитлер, и Сталин, репрессивный тиран и аннексатор, хунты на Украине нет, зато есть жестокие сепаратисты (про колорадов и ватников мистер Фридман умолчал, очевидно, от лени, чтобы не объяснять смысл этих понятий англоязычной аудитории). Башмет, Спиваков, Гергиев, Нетребко, Табаков — плохие люди, поддерживают тирана. Арбенина, Макаревич, писатель Михаил Шишкин — хорошие, они против.

Надо было прожить в СССР и России 26 лет, быть свидетелем всего, что наша страна пережила за эти годы, чтобы так ничего и не понять. Допускаю, что за все эти годы мистера Фридмана интересовали в России только театры и гомосекусализм; однако с какой стати он решил, что теперь вправе взвешивать на одних весах с одной стороны Макаревича и Арбенину, а с другой — Гергиева и Башмета (вы же, мистер, давно у нас живёте, нешто ещё не выучили поговорку про жопу и палец?), а также давать оценки другим людям в сферах, в которых не смыслит ничего?

Полагаю, что бурная риторика, переходящая местами в демагогию присуща театральным критикам в не меньшей мере, чем фотографическим, с которыми мне приходится сталкиваться по работе, да и арт-критикам вообще. Однако одно дело, когда критик занимается своим делом, сиречь работает по специальности, и совсем другое, когда он начинает мнить себя специалистом широкого профиля, особенно в политике.

Поздравляю вас, мистер Фридман. Своими собственными руками вы внесли своё имя в списки тех, кого у нас в народе грубовато, но метко называют «пропагандонами». Вот только зачем?

1 комментарий:

  1. ОнЕ уже не понимают разницу между Гергиевым, Башметом, Спиваковым, Нетребко и - макаревичем, шендеровичем. А как объяснить им эту разницу? Непонятно.

    ОтветитьУдалить