Главное в выступлении Владимира Путина на «сочинском» заседании Валдайского клуба — не столько даже в содержании президентской речи, сколько в самом факте того, что она была произнесена.

Я сейчас объясню.

В сущности, российский лидер там не только не сказал ничего особенно нового, но и даже некоторым образом «поработал капитаном Очевидностью»: это легко понять, даже просто наблюдая за реакцией «экспертного сообщества», перед которым он выступал. Ничего неожиданного для себя люди, насколько я понимаю, не услышали. Собственно говоря, ему и в заслугу-то большинством аналитиков (и наших, и зарубежных) прежде всего ставится именно «расстановка точек над и». А это означает как минимум тот факт, что сами «буквы», над которыми необходимо было ставить «точки», давно и многократно написаны.

Но по порядку.

Тезис номер один: мировой порядок, сложившийся после Тегерана, Ялты, Потсдама и Хельсинки, — в одностороннем порядке демонтирован нашими «западными партнёрами». К требованиям соблюдать его нормы после многократного даже не то чтобы «нарушения», но демонстративного игнорирования «партнёрами» его «духа и буквы» государство Российская Федерация относится, мягко говоря, прохладно. Как и к «требованиям» партнёров, полагающих, что другие обязаны соблюдать правила, ими самими во внимание особо не принимающимися. Россия для этого слишком сильна и самодостаточна, и пытаться «работать» с нами не «договариваясь», а «требуя, указывая и настаивая на исполнении» — пустая трата времени и бессмысленное сотрясение воздуха.