07.01.14
Валентин Жаронкин
Обозреватель
ОДНАКО
Родился в 1980 году в городе Сумы.
Журналист. Историк, учился в Киево-Могилянской Академии.
Кажется,
Александр Зиновьев первым сказал, что наши экономические потери от рыночных реформ многократно превысят таковые от гитлеровского вторжения. Теперь, когда это предположение стало фактом, совокупные убытки за двадцать с лишним лет можно даже подсчитать. Советник президента России
Сергей Глазьев считает, что можно говорить об ущербе в размере 7 триллионов долларов. Только для РФ. Если для всех пятнадцати республик, то сумму смело можно удвоить.
Бесценные иллюзии
Сергей Глазьев, в силу своего официального положения,
вынужден называть эти ненаказанные преступления непростительными иллюзиями. Что как бы предполагает достаточность одного только понимания. Ничего делать не надо — прозреем, развеем иллюзии, проблема исчезнет сама собой.
К сожалению, не исчезнет. Хорошо, мы понимаем, что основная причина экономических потерь в ходе рыночных реформ кроется в хищническом разгосударствлении и попутном разграблении общенародной собственности (о чём, собственно, и говорит Глазьев). Эффект от приватизации можно сравнить с ловлей рыбы на электроудочку: быстро, результативно, незаконно и крайне губительно для окружающей среды. Только знание само по себе мало что даёт. Сейчас ведь лава уже почти застыла. Варварская добыча собственности завершается в силу естественных причин: большая часть из того, что могло быть приватизировано, уже сменило хозяина. И теперь мы сталкиваемся с проблемой второго порядка. Как впрячь в одну телегу интересы государственной политики и оффшорно-компрадорский образ жизни олигархической элиты?