08.12.13.
Столица давно ушла в upmarket, в высшую ценовую категорию. Мало кому она по карману
Фото: Иван ВИСЛОВ
Наконец-то наступила красавица-зима, пошел пушистый снег, лед покрыл воды. Это время зимних радостей, и лучше всего – коньки и каток. Казалось бы, самая доступная радость, еще в пушкинские дни мальчишек радостный народ коньками звучно резал лед, но в сегодняшней густо позолоченной Москве это не по карману обычной трудовой семье. Вход на самый популярный московский каток даже для семилетнего первоклашки – 200 рублей, а для взрослого - 300. Для самой немногодетной семьи получается тысяча рублей за визит. И семьи на катке в парке Горького – только на рекламном плакате. Живых детей – почти нет.
Вход еще полбеды. Все сопутствующие радости очень upmarket, для высшей ценовой категории, а других – нет. Если чай – то не иначе как элитный «пуэр», и даже сосиска именует себя «любимым блюдом американской кухни» и стоит немало. А где обычный чай «Майский» по двадцать рублей, где горячий беляш за тридцать? Их нет, их сюда не пускают, хотя, я уверен, они были бы популярнее американских шедевров и китайских изысков. Они победили бы в рыночной борьбе, но кто ж им даст? Почему нужно лишать московскую детвору простых и доступных радостей жизни, внушать им чувство обездоленности?
Не так обстоят дела у соседей России. В беларусской столице Минске катки повсюду, с чудесным льдом – и бесплатные. Нефти и газа у них нет, но на катки для народа – хватает. Ну, там последний диктатор Европы, батька Лукашенко. Но и в демократичнейшей Швеции – катки басплатные, прокат коньков недорогой. Коньки – хороший, полезный спорт, позволяет сэкономить на медицине.
И сопутствующие, но неизбежные расходы куда полегче и подоступнее в этих северных столицах. Та же сосиска в булочке стоит в центре Стокгольма на катке в два с половиной раза дешевле, чем в парке Горького в Москве, хотя зарплаты в Стокгольме в несколько раз выше, чем в Москве.
Москва давно ушла в upmarket, в высшую ценовую категорию. Мало кому она по карману. И это ощущается – не клубится народ у киосков с «пуэром», не ломятся от посетителей залы ЦУМа и ГУМа, когда-то популярнейших московских универмагов. Они очень дороги. Есть очень дорогие магазины и в других столицах, но там они не вытеснили магазины, где товары по карману работающим людям. Даже относительно дорогие магазины на Оксфорд-стрит в Лондоне дешевле ЦУМа и ГУМа. В Москве дороже рестораны, дороже одежда. Не думаю, что такова воля «невидимой руки рынка» – в более доступных магазинах был бы куда больше оборот и выше прибыль, но эти магазины вытеснены за МКАД, не рынком, а городскими чиновниками.
Надо возвратить Москву москвичам, не в расистском смысле ДПНИ, а попросту – сделать город приятным и доступным для его работающего населения. Пусть будут и магазины высшей ценовой категории для обладателей «Бентли» - это социальная плата за нефтяные сверхдоходы, но их место должно быть поскромнее. Сейчас они захватили площади города, как пресловутый чемодан Луи Виттона. Вот что вызывает раздражение горожан, хотя власть и деньги имущие пытаются перенаправить раздражение на бедных работяг-таджиков.
Мэр города может все исправить. Потребуется волевое решение городских властей – демократизировать город, сделать его доступным и удобным. Ведь не на открытых конкурсах побеждают владельцы ларьков с пуэром и виттоном. Пусть девяносто процентов торговых площадей будут заточены под нормальные товары, а сверхдорогие – оттеснены на десять процентов и обложены сверхналогом. Пусть откроются катки с хорошим льдом – на них вырастут будущие олимпийские чемпионы. А рядом пусть продаются сосиски и беляши по нормальной цене, как во Владимире и Твери, или хоть Стокгольме и Минске, потому что, покатавшись, дети хотят заморить червячка, и им не надо с детства привыкать к мысли, что их родители не могут себе позволить даже таких мелочей.