December 21st
Сегодня день рождения тов. Сталина – 135 лет. С этой датой я и поздравляю моих френдов, антифрендов и просто читателей. Поскольку у нас полный плюрализм (и в стране, и в данном журнале), я хочу, чтобы все по случаю этой даты нашли себе дело по душе. Поклонников «отца всех народов» я приглашаю поднять бокал Киндзмараули за великого человека, Генералиссимуса, лучшего друга физкультурников, железнодорожников и всех остальных трудящихся. А кто Сталина ненавидит и презирает – того приглашаю порадоваться, что сделанное кровавым тираном – почти полностью пущено по ветру, ну, разве что за вычетом ядерного оружия, а фигуры, похожей на Генералиссимуса, - нет и не предвидится. Не только в России, а и в мире. Так что у всех есть повод для маленького праздника. Тем более, что сегодня такая гадостная погода, что хочется немного праздника. Так что вынимайте бутылочку Хванчкары. А я произнесу что-то вроде развёрнутого тоста на грузинский лад.
В моё детство, отрочество и юность были распространены т.н. политические анекдоты, ныне почти утраченные. Никто за них в брежневскую пору не сажал и не преследовал, просто было забавно, да и всё. И была такая конструкция анекдота: «Оживили Ленина и…» - а дальше что-нибудь смешное. Например, «Он походил туда-сюда и вскоре исчез. Все забегали-засуетились, а потом нашли на столе в кремлёвском кабинете записку: «Уехал в Швейцарию революцию готовить». Кто не понял юмора: имелось в виду, что в Советском Союзе пора делать революцию.
Вот в этом стиле я хочу задать себе вопрос: что бы сделал Сталин сегодня? Ну вот вышел бы он из кремлёвской стены, отряхнул френч от красных кирпичных крошек и… Ну а всерьёз: что бы сделал сегодня деятель масштаба Сталина? Да, нужно то и это, и всё должно быть сделано, как говорится, позавчера. Но что самое главное? Где то самое главное звено, потянув за которое, по мысли сталинского учителя Ленина, можно вытащить всю сеть? Сегодня учителя менеджмента называют это «принципом главного звена» и выдают за оригинальный плод своего высокоумия. Так вот где сегодня главное звено?
Я иногда спрашиваю поклонников тов. Сталина, за что бы он, на их взгляд, взялся в первую очередь. Все говорят, что он бы всех чиновников пересажал и организовал новый тридцать седьмой год.
А мне вот кажется, что он сделал бы то, что и впрямь сделал, но не в 37-м году, а пораньше – в 1931-м. Именно тогда он устроил быструю и эффективную реформу школы.
Реформа заключалась в том, что были отменены все педагогические эксперименты, на которые были богаты 20-е годы, и в основу новой советской школы была положена программа царской гимназии за вычетом древних языков. Если разбираться более детально, то правильнее сказать, что эта программа была чем-то средним между программой гимназии и т.н. реального училища. Реальные училища готовили к техническому образованию, там не преподавались классические языки (древнегреческий и латинский), но больше преподавалась физика и математика. Я читала, что неплохо преподавались новые языки, немецкий в первую очередь. Поскольку времени было очень мало, на бюрократическую переписку и переливание из пустого в порожнее времени не было, просто взяли то, что было уже наработано – и вперёд. Учителя старой гимназии были ещё живы; собственно, до 50-х годов включительно в советской школе работали выпускницы дореволюционной гимназии. Мои две бабушки были такими выпускницами.
Сегодня день рождения тов. Сталина – 135 лет. С этой датой я и поздравляю моих френдов, антифрендов и просто читателей. Поскольку у нас полный плюрализм (и в стране, и в данном журнале), я хочу, чтобы все по случаю этой даты нашли себе дело по душе. Поклонников «отца всех народов» я приглашаю поднять бокал Киндзмараули за великого человека, Генералиссимуса, лучшего друга физкультурников, железнодорожников и всех остальных трудящихся. А кто Сталина ненавидит и презирает – того приглашаю порадоваться, что сделанное кровавым тираном – почти полностью пущено по ветру, ну, разве что за вычетом ядерного оружия, а фигуры, похожей на Генералиссимуса, - нет и не предвидится. Не только в России, а и в мире. Так что у всех есть повод для маленького праздника. Тем более, что сегодня такая гадостная погода, что хочется немного праздника. Так что вынимайте бутылочку Хванчкары. А я произнесу что-то вроде развёрнутого тоста на грузинский лад.
В моё детство, отрочество и юность были распространены т.н. политические анекдоты, ныне почти утраченные. Никто за них в брежневскую пору не сажал и не преследовал, просто было забавно, да и всё. И была такая конструкция анекдота: «Оживили Ленина и…» - а дальше что-нибудь смешное. Например, «Он походил туда-сюда и вскоре исчез. Все забегали-засуетились, а потом нашли на столе в кремлёвском кабинете записку: «Уехал в Швейцарию революцию готовить». Кто не понял юмора: имелось в виду, что в Советском Союзе пора делать революцию.
Вот в этом стиле я хочу задать себе вопрос: что бы сделал Сталин сегодня? Ну вот вышел бы он из кремлёвской стены, отряхнул френч от красных кирпичных крошек и… Ну а всерьёз: что бы сделал сегодня деятель масштаба Сталина? Да, нужно то и это, и всё должно быть сделано, как говорится, позавчера. Но что самое главное? Где то самое главное звено, потянув за которое, по мысли сталинского учителя Ленина, можно вытащить всю сеть? Сегодня учителя менеджмента называют это «принципом главного звена» и выдают за оригинальный плод своего высокоумия. Так вот где сегодня главное звено?
Я иногда спрашиваю поклонников тов. Сталина, за что бы он, на их взгляд, взялся в первую очередь. Все говорят, что он бы всех чиновников пересажал и организовал новый тридцать седьмой год.
А мне вот кажется, что он сделал бы то, что и впрямь сделал, но не в 37-м году, а пораньше – в 1931-м. Именно тогда он устроил быструю и эффективную реформу школы.
Реформа заключалась в том, что были отменены все педагогические эксперименты, на которые были богаты 20-е годы, и в основу новой советской школы была положена программа царской гимназии за вычетом древних языков. Если разбираться более детально, то правильнее сказать, что эта программа была чем-то средним между программой гимназии и т.н. реального училища. Реальные училища готовили к техническому образованию, там не преподавались классические языки (древнегреческий и латинский), но больше преподавалась физика и математика. Я читала, что неплохо преподавались новые языки, немецкий в первую очередь. Поскольку времени было очень мало, на бюрократическую переписку и переливание из пустого в порожнее времени не было, просто взяли то, что было уже наработано – и вперёд. Учителя старой гимназии были ещё живы; собственно, до 50-х годов включительно в советской школе работали выпускницы дореволюционной гимназии. Мои две бабушки были такими выпускницами.