воскресенье, 21 декабря 2014 г.

МОЙ ТОСТ (подражание грузинскому)

December 21st

https://lh5.googleusercontent.com/-QIy-v0fzlf8/AAAAAAAAAAI/AAAAAAAAACk/CNakPaVOtKA/photo.jpg

Сегодня день рождения тов. Сталина – 135 лет. С этой датой я и поздравляю моих френдов, антифрендов и просто читателей. Поскольку у нас полный плюрализм (и в стране, и в данном журнале), я хочу, чтобы все по случаю этой даты нашли себе дело по душе. Поклонников «отца всех народов» я приглашаю поднять бокал Киндзмараули за великого человека, Генералиссимуса, лучшего друга физкультурников, железнодорожников и всех остальных трудящихся. А кто Сталина ненавидит и презирает – того приглашаю порадоваться, что сделанное кровавым тираном – почти полностью пущено по ветру, ну, разве что за вычетом ядерного оружия, а фигуры, похожей на Генералиссимуса, - нет и не предвидится. Не только в России, а и в мире. Так что у всех есть повод для маленького праздника. Тем более, что сегодня такая гадостная погода, что хочется немного праздника. Так что вынимайте бутылочку Хванчкары. А я произнесу что-то вроде развёрнутого тоста на грузинский лад.

В моё детство, отрочество и юность были распространены т.н. политические анекдоты, ныне почти утраченные. Никто за них в брежневскую пору не сажал и не преследовал, просто было забавно, да и всё. И была такая конструкция анекдота: «Оживили Ленина и…» - а дальше что-нибудь смешное. Например, «Он походил туда-сюда и вскоре исчез. Все забегали-засуетились, а потом нашли на столе в кремлёвском кабинете записку: «Уехал в Швейцарию революцию готовить». Кто не понял юмора: имелось в виду, что в Советском Союзе пора делать революцию.

Вот в этом стиле я хочу задать себе вопрос: что бы сделал Сталин сегодня? Ну вот вышел бы он из кремлёвской стены, отряхнул френч от красных кирпичных крошек и… Ну а всерьёз: что бы сделал сегодня деятель масштаба Сталина? Да, нужно то и это, и всё должно быть сделано, как говорится, позавчера. Но что самое главное? Где то самое главное звено, потянув за которое, по мысли сталинского учителя Ленина, можно вытащить всю сеть? Сегодня учителя менеджмента называют это «принципом главного звена» и выдают за оригинальный плод своего высокоумия. Так вот где сегодня главное звено?

Я иногда спрашиваю поклонников тов. Сталина, за что бы он, на их взгляд, взялся в первую очередь. Все говорят, что он бы всех чиновников пересажал и организовал новый тридцать седьмой год.

А мне вот кажется, что он сделал бы то, что и впрямь сделал, но не в 37-м году, а пораньше – в 1931-м. Именно тогда он устроил быструю и эффективную реформу школы.

Реформа заключалась в том, что были отменены все педагогические эксперименты, на которые были богаты 20-е годы, и в основу новой советской школы была положена программа царской гимназии за вычетом древних языков. Если разбираться более детально, то правильнее сказать, что эта программа была чем-то средним между программой гимназии и т.н. реального училища. Реальные училища готовили к техническому образованию, там не преподавались классические языки (древнегреческий и латинский), но больше преподавалась физика и математика. Я читала, что неплохо преподавались новые языки, немецкий в первую очередь. Поскольку времени было очень мало, на бюрократическую переписку и переливание из пустого в порожнее времени не было, просто взяли то, что было уже наработано – и вперёд. Учителя старой гимназии были ещё живы; собственно, до 50-х годов включительно в советской школе работали выпускницы дореволюционной гимназии. Мои две бабушки были такими выпускницами.

Школа стала ЕДИНОЙ, ТРУДОВОЙ, ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ. Единой – в том смысле, что она работала по единой программе. Конечно, где-то учили лучше, где-то хуже, но программа была единой, и учебники были едиными. И написаны эти учебники были настоящими учёными, и не менялись эти книжки годами. Школа готовила детей к труду, учила уважать труд. Да и сам труд присутствовал: сами убирали класс, мы, помню, участвовали в ремонте школы, сельские школьники реально работали в сельском хозяйстве, а уж «Тема труда в произведениях имярек» - это была самая ходовая тема сочинения. Ну и политехнической школа была – в том смысле, что крен был в сторону естественно-технического образования, а не гуманитарного. Мы, помнится, два года учились черчению, что сегодня совсем забыто и заброшено. Недавно один парень из нашего посёлка поступил в технический вуз, и выяснилось, что он не имеет понятия, что предмет можно изобразить в трёх проекциях.

В те же годы стали по-другому преподавать историю. В 20-е годы достаточно было знать, что история – это борьба классов, все цари – кровавые тираны, а исторические деятели рангом пониже – феодалы-эксплуататоры. В 30-е годы стали снова «проходить» факты и учиться уважать собственное прошлое. Вот такие были быстрые и эффективные реформы. Мои родители учились в 1929 по 1939 г. , так что многое я слышала это, что называется, от свидетелей.

Вот это бы и сделал, на мой взгляд, тов. Сталин сегодня. Почему? На этот вопрос он сам же и ответил своим лозунгом: «Кадры решают всё». Что что бы мы ни делали, что бы ни затевали, какие бы планы не верстали – для всего нужны подготовленные, вменяемые, подготовленные люди. Тот человеческий материал, который вырабатывает сегодня наша школа – никуда не годится. И это школярам не в укор – они даже и стараются, но всё устроено шиворот-навыворот. Я уже многократно писала, что нынешнее образование годится только для того, чтобы засесть в офис. После школы большинство идёт изучать что-то дамски-гуманитарное: филологию, политологию, культурологию, что-нибудь финансово-экономическое… Ни к какому полезному труду: в поле, на заводе, на стройке – эти горемыки не приспособлены. Жизни они боятся и стараются спрятаться от неё в солидную контору, а вне её – они беспомощны, как младенцы. Вот эти хорошие, ясноликие, светлоглазые, владеющие навыками селф-промоушена и английским на уровне advanced, продвинутые юзеры и вообще хорошие люди – именно они – здоровенный булыжник на пути всякого преобразования. И, что неприятно, для того, чтобы сдвинуть этот булыжник, потребуется немало времени. Не месяцев – лет. И никаким тридцать седьмым годом это дело не сдвинешь. А сдвинуть надо. И никто не встретит эти преобразования с восторгом: ни школяры, ни родители, ни чиновники. Трудное дело, а начинать надо.

Вот, мне кажется, с него бы и начал тов. Сталин. Это сегодня и есть главное звено. Конец тоста.

«Чин-чин», - как говорят итальянцы.

2 комментария:

  1. Какая-то проблема с погонами генералиссимуса.Или только у генералов они должны быть одинаковы?
    ВПИМЕН2010

    ОтветитьУдалить
  2. Сталин был осетин.

    Начал бы он с того, что постоял бы в задумчивости, раскурил бы трубочку и осмотрелся... И чем больше бы осматривался, тем больше грустнел. Потом, вздохнув, он бы медленно и в тяжёлой задумчивости стал похаживать туда-сюда, туда-сюда. Опять достав трубку, он бы внезапно, словно что-то его озарило, остро, по-сталински, взглянул на неё и подумал: "Нужно бросать курить..."
    А дальше не знаю. НЕ ЗНАЮ.
    Но подумаю.

    ОтветитьУдалить