15.11.2014
Позвонила приятельница. В панике. Голос срывается. У нее в Киеве два магазина одежды одной российской торговой марки. Все лето она выносила мне мозг ликованием по поводу свержения Януковича, победы демократии в нашей стране и торжества всех мыслимых и немыслимых свобод. Ликование было густо наперчено модным в то время (сейчас как-то пошло на убыль) лалалала и ПТНПНХ. Правитель Мордора был виноват абсолютно во всем – от поноса до золотухи, включая наши внутренние экономические проблемы и, конечно, войну. Схема была настолько гармонично выстроена, что любые вопросы и сомнения отлетали от нее, как от идеально отшлифованной сферы отлетает пыль – ей не за что зацепиться.
Настроение было вполне духоподъемным, поскольку будущее виделось исключительно оптимистично, несмотря на временные трудности. «Главное – мы избавились от вора и зэка Януковича!» Возражения лишь укрепляли убежденность, делая ее совершенно неуязвимой для сомнений – что, собственно, нисколько не противоречит психологическим законам установки.
Некоторое время мы не общались. И вот – звонок. Рассказ о депрессии и разочаровании. «Ты видела, что с долларом?!» - странный вопрос, кто ж в Украине не видел, что с долларом. Бизнес остановился, люди совершенно естественным образом перестали покупать пуховики и платья. Пришло время платить аренду, проценты по кредитам, зарплату продавцам, а дохода пшик. «Эти такие же воры, как и те, война идет, бизнес стоит, просвета нет, мне страшно», - запричитала моя приятельница и причитала до тех пор, пока я не спросила ее – не это ли я предсказывала еще летом?
Это была точка бифуркации. Голос немедленно покрылся льдом, появились скрежещущие нотки, и через пару секунд от продавщицы одежды российского бренда прозвучало: «Не нравится – едь (sic) в Россию!» Но тебе же тоже не нравится, милая…