Итак, сверхтяжёлый носитель на метане у России в обозримом будущем будет. Вопрос в том, куда и зачем мы на нём полетим.

«Нам говорят некоторые специалисты, в том числе из Роскосмоса — полетели на Луну, давайте её осваивать. Мне раньше самому эта идея нравилась. Но сейчас надо посчитать, сколько это будет стоить денег. Какие у нас есть реальные цели на Луне, какие там есть полезные ископаемые — надо считать, денег у нас сейчас немного, и мы во враждебном окружении» — заявил в интервью «России 24» Дмитрий Рогозин.

Это не о том, что мы на Луну не полетим, а о том, что мы не будем на этом пути размениваться на необязательные задачи. Лунная программа образца 2011 года от одного из самых проблемных узлов индустрии, Центра им. Хруничева, предполагала создание аж трёх промежуточных станций: высокоширотной на орбите Земли, на орбите Луны и, наконец, временной на самой Луне. Эпический размах родился не из готовности к мобилизации всех сил, а, наоборот, из сытой безмятежности, когда нефть по 100, не падают «Протоны», не надо разбирать МЛМ «Наука», и кажется, что над одной только «Ангарой» можно работать ещё лет десять.

На Луну была предложена не просто дорога, а широкополосный автобан с заправками, автосервисами и закусочными через каждые 5 км. Если взглянуть на запрошенное финансирование, то становится ясно, что асфальт и сервисы мы ещё как-то осилим, но поедет по этой дороге однозначно уже кто-то другой. Совершенно очевидно, что желающие найдутся — США в 2040 г. планируют сесть на Марс, а Китай — на Луну.