пятница, 9 января 2015 г.

Разница между возможностью и вероятностью

Пишет Павел Шипилин
(pavel_shipilin)
 

На днях у меня состоялся острый диспут с либералом, который был продолжен в переписке. Разумеется, об Украине в целом и Крыме — в частности. Мне давно хочется настроиться на их волну, понять их логику и систему аргументации. По-моему, я чуть приблизился к ответу на эту загадку. Поэтому решил опубликовать свой ответ — разумеется, не называя имени оппонента.



В процессе спора была упомянута Гватемала — страна, где 60 лет назад США безжалостно свергли законно избранного президента, потому что он покусился на собственность американских олигархов. Упомянута не случайно — поскольку документы рассекречены, нападение на эту страну уже не является домыслом или подозрением: все сведения есть в сети, причем, довольно подробно. В ответ мне было продемонстрировано следующее:

Сравнение цен, зарплат и уровня жизни в России и Гватемале

Цены в Гватемале на 15 процентов ниже, чем в России.
Аренда жилья в Гватемале на 20 процентов дешевле, чем в России.
Продукты питания в Гватемале на 3 процента дороже, чем в России.
Кафе и рестораны в Гватемале на 42 процента дешевле, чем в России.
Цены с учетом аренды жилья в Гватемале на 17 процентов ниже, чем в России.
Покупательная способность населения в Гватемале на 5 процентов выше, чем в России.
Зарплаты после вычета налогов в Гватемале на 7 процентов ниже, чем в России.

Таким образом, мне дали понять, что нападение на чужую страну обернулось для нее благом. Следовательно, действия США укладываются в либеральную теорию — Вашингтон сеет добро по всему миру, сопротивляться этому не стоит.

Ответил я так.

Вы как истинный либерал можете приводить в качестве доказательства лишь фейки (поскольку нельзя всерьез рассматривать неизвестно откуда взятые данные). Истинное положение дел в современной Гватемале отличается от этих выдумок.

За чертой бедности — три четверти населения (Википедия).

ЦРУ более оптимистично называет 54 процента (в России, если уж сравнивать, — 11).

Но Вас факты не интересуют, поскольку они противоречат представлению о США как о светоче мира и добра, верно?

Кстати, в статье из Вики, которую я привел выше, вкратце рассказывается о том, что сделали с Гватемалой Штаты в 1954 году. Вот ссылка на более подробное изложение операции ЦРУ PBSUCCESS. В низу статьи есть ссылки на американские источники, если Вы вдруг засомневаетесь в точности изложенного.

Операция WASHTUB (как агенты ЦРУ оборудовали тайник с оружием чехословацкого производства на побережье Никарагуа для доказательство готовящегося советского вторжения) тоже рассекречена.

Впрочем, еще полтора года назад я изучил все довольно подробно (в том числе, первоисточники) и изложил, как было дело, в посте Новейшая история: демократизация Гватемалы.

Я отдаю отчет, что убедить Вас в том, что США является угрозой миру, не смогу. Потому что Ваша убежденность в обратном основана на вере, а веру невозможно поколебать доводами, какими бы разумными они ни были. Но, может, Вы хотя бы чуть-чуть засомневаетесь. И, возможно, поймете природу моей тревоги — большего я не прошу.

Политики (и военные) оперируют не вероятностями, а возможностями. Этот принцип исповедует Вашингтон, который не потерпит существования страны, имеющей возможность нанести США непоправимый ущерб. Они не рассматривают, насколько это вероятно, запустит ли Россия по ним «Сатану» или мы все же разумные люди, а значит, нас остановят соображения гуманизма и инстинкт самосохранения. Отсюда и логика его действий, в том числе, на Украине. Да и в Европе.

В свою очередь, Москва не потерпит покушения на собственную безопасность — мы тоже оперируем не вероятностями, а возможностями. После госпереворота в Киеве у Вашингтона появилась возможность занять Крым (насколько это вероятно — не интересно). Чем был бы нанесен непоправимый ущерб нашей безопасности. Сегодня США такой возможности лишены. Природа санкций — именно в этом, а вовсе не в попрании демократических принципов.

В решительности Путина нет ничего необычного — США в такой ситуации действовали бы еще жестче. И, кстати, действуют. И плевать им на права человека, если речь идет о национальной безопасности.

На мой взгляд, сводить серьезную дискуссию к шуткам и приколам о том, что гватемальцы живут лучше россиян (хотя реально это далеко не так), является демонстрацией неуважения как к оппоненту, так и к самой теме. Другими словами, в споре для обоснования своей правоты Вы приводите анекдоты, что слегка дезориентирует и заставляет искать опровержение всяким байкам, которых полно в интернете.

Мне кажется, к проблемам современного мироустройства Вы, как и другие либералы, относитесь довольно легкомысленно. Вы оперируете вероятностями, что является базовой ошибкой. Невероятно, что США являются агрессивной страной — это разрушает Ваше представление о мире, населенном добрыми людьми, и о России как источнике зла. Тысяча военных баз, авианосные ударные группы и флоты под разными номерами, несущие вахту по всему миру в жизненно важных для США регионах, не в силах открыть Вам глаза на истинное положение вещей. Ведь американцы объясняют их существование защитой демократии, и этому откровенному вранью нельзя не верить. А окружение моей страны, уже в открытую объявленную врагом США №1, по периметру — просто страшилка смешных патриотов, которую «умные люди» всерьез рассматривать не могут.

А почему, интересно? Они что, не вооружены смертоносными ракетами, в том числе, с ядерными боеголовками, или, может, это не военные, а продуктовые базы?

Я и мои единомышленники относимся к внешней угрозе так, как она того заслуживает, — серьезно. Вот почему снижение жизненного уровня, которое нас, возможно, ожидает из-за ситуации с Крымом, нас не пугает. Расстраивает — конечно. Но — не пугает. Потому что совершенно очевидно, что это вопрос жизни и смерти. А вовсе не бедности и богатства, как Вы и Ваши единомышленники пытаетесь представить, тщательно подсчитывая убытки от присоединения полуострова.

Мы просто выбираем жизнь. А вы, сами того не осознавая, выбираете смерть. Так что выгоднее?
____________________

Я давно обратил внимание, что любая серьезная дискуссия с либералами (по крайней мере, с теми, с кем я знаком) рано или поздно заканчивается их попытками пошутить или откровенному ерничанью. Сама мысль о том, что США являются источником перманентной угрозы вызывает у них улыбку. Хотя сама природа капитализма подразумевает жесточайшую конкуренцию, с чем они согласны. Но рано или поздно они обязательно вспомнят о джинсах или интернете, которые мы носим или пользуемся, как будто одежда или изобретения могут являться бесспорным доказательством американского миролюбия.

Они не могут представить себя на месте иракцев, ливийцев или все тех же гватемальцев — война и смерть, реальные и осязаемые для нас, живут отдельно от их сознания. Именно поэтому для доказательства своей правоты они легко используют всякую чушь, даже зная об этом. Но при этом игнорируют факты, которые не укладываются в их картину мира.

Все не всерьез, все понарошку. Ничего и никого не жаль. Люди почти превратились для них в героев компьютерной игры, у которых несколько жизней. А страну всегда можно построить заново, если что-то пошло не так, как в «Цивилизации».

Разве можно переживать о погибшем виртуальном мире? Действительно, смешно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий