суббота, 7 февраля 2015 г.

ЭлектроПутин: финансовый либерализм правящего класса против социальной инфраструктуры

Семён Уралов07.02.15
Шеф-редактор «Однако. Евразия»

Родился в 1979 году в Новосибирске. Учился во Львовском университете на русском отделении филологического факультета, который закончил в 2001 году. С 1998 года участвует в политических, предвыборных и корпоративных проектах. Работал в Западной и Восточной Сибири, Южной Осетии, Киеве, Удмуртии, Одессе, Республике Коми, Санкт-Петербурге, Харькове, Приднестровье и остальной Евразии. Сфера интересов: Евразийская интеграция; реальная политика; шоу-политика; цветные революции; политические технологии.
 
История с отменой пригородных электричек в провинциальных областях стала наглядным примером, что хозяйство и экономика России могут и не выдержать торгово-экономическую войну с США и ЕС. Потому что самые большие проблемы мы создаём себе сами. И корень этих проблем – в принципах финансово-экономического и, соответственно, бесхозяйственного мышления правящей элиты.

Итак, в ряде областей отменили электрички. Путин публично отругал правительство в лице Дворковича. Правительство пообещало электрички вернуть. Вроде, начали восстанавливать сообщение. При этом все участники конфликта — и местные власти, и РЖД, и правительство — переводят стрелки друг на друга и «объективные обстоятельства» и рассказывают, что, мол, теперь другая система отношений и финансовая дисциплина. Это ж не тоталитарный совок. Никто не виноват, оно так само получилось, но мы уже исправляем.

Такое впечатление, что если бы не Путин, то история тихо затухла бы, а пригородные поезда так и не запустили. Народ бы повозмущался да и приучился к маршруткам. Вряд ли протесты стали бы показывать по федерального телевизору. А то, что не показали в главных новостях — того и не существует в политической реальности.

Если дойти до управленческой сути, то к системе общественного транспорта применили бизнес-модель. Когда целью является оказание услуг, а не управление социальной инфраструктурой, чем, безусловно, является электротранспорт.

Но как только вместо схемы «государство – инфраструктура – гражданин» запустилась схема «заказчик – исполнитель», то, конечно же, от пригородных перевозок решили отказаться.

Потому что в либеральной финансовой логике, когда прибыль является самоцелью, электрички не нужны ни одному финансовому субъекту. А те, кому они нужны, неспособны оплатить эту услугу. Следовательно, раз нет заказчика — нет и услуги. Можно разбирать рельсы.

В либеральной финансовой логике один таксомотор в Москве приносит прибыли больше, чем целый вагон вологодской электрички. В этой же логике можно закрыть поликлиники и школы — они ведь тоже не приносят прибыли, как и электрички.

Но нет — поликлиники и школы закрывать не будем, потому что на них ещё выделяются средства из госбюджета. А вот на электрички, за которые местным властям предложили заплатить из своего бюджета, средств не оказалось. Следовательно, проще дождаться когда вся бредовая ситуация дойдёт до Путина. У него же денег много в бюджете, пускай и выступает «заказчиком» и оплачивает восстановление общественного транспорта в провинции.

Кто-то видит в истории о Путине и электричках кремлёвский пиар по схеме «Добрый царь и плохие бояре». Мне же видится в этой истории вся глубина падения российского политического класса. Который зарылся в свои текущие задачи и совершенно потерял понимание происходящего в России и на континенте.

Вместо управления хозяйством страны политический класс уютно привык к управлению финансовыми потоками, которые генерируют отдельные хозяйственные субъекты. Поэтому, чтобы прослыть эффективным управленцем, надо администрировать финансовые потоки, а не управлять производством, налаживать промышленную кооперацию, внедрять изобретения и возводить новые цеха.

Финансовое администрирование стало сутью государственного управления. Соответственно, государство стало рассматриваться элитами как ЗАО «Россия», которому принадлежит много активов. Повезло с должностью — будешь привлекать инвестиции и делить дивиденды от нефтяных активов. Не повезло — будешь всю жизнь крохоборствовать с музеями и общественным транспортом.

Электрички отменили не потому что плохие бояре. А потому что российская правящая элита продолжает жить в «сытых нулевых» и смысл политики видит в конкуренции за финансовые потоки.

Не меньше удивляет позиция ОАО РЖД, которое просто «отморозилось». То есть госкорпорация не понимает, что электрички это не бизнес. В РЖД не знают, что есть социальная инфраструктура, которая должна быть не прибыльной, а функциональной. И что государство должно управлять социальной инфраструктурой. А госкорпорации суть экономические локомотивы государства. Которые должны в сложной ситуации, как с отменой электричек, подстраховать государство, а не ждать пока Путин лично будет управлять пригородным сообщением России.

Госкорпорации создавали для того, чтобы они развивались быстрее государства. А они по факту превращаются в рассадник финансового либерализма, когда во главу угла поставлены показатели прибыли. И совершенно не учитывается роль и место госкорпорации в системе всего хозяйства России.

Ничем другим, кроме как мышлением госуправленцев в либеральной финансовой логике объяснить происходящее невозможно. Одновременно с отменой электричек в провинции в столице подорожал проезд в «Аэроэкспрессе» — электричке в аэропорты Москвы. Было 400 рублей – стало 450. Почему подорожал? Зарплаты в рублях, все расходы тоже рублёвые, импорта нет, пассажиропоток растёт, расстояния маленькие. Чем это можно объяснить, кроме как желанием нажиться под предлогом кризиса и массовым «выходом в кэш» российской элиты?

Торгово-экономическая война с США и ЕС не оставляет шансов для элит, которые рассматривают Россию, как клубок финансовых потоков. Либо хозяйственное мышление возобладает у правящего класса, либо финансовый либерализм в исполнении коммерсантов из 90-х заведёт в тупик и электрички, и спальные вагоны, и цистерны с нефтью.

В конце концов, если госуправленцы всерьёз считают что в системе общественного транспорта главное это прибыль и финансовые потоки — таких людей всегда можно перевести на работу билетного кассира или кондуктора. Чтобы они на примере отдельно взятого вагона повышали прибыльность отрасли, взимали штрафы, контролировали финансовые и билетные потоки.

1 комментарий:

  1. Даже не верится, что это просто либеральная логика чистогана и что они ничего не понимают. Это прежде всего саботаж и вредительство.
    Вообще, учитывая либерастический масштаб издевательства над народом со времён "перестройки", до "тоталитарного совка", где в голову не приходило даже произнести, что сначала выгода, а потом люди, действительно, очень далеко. Дворкович хорошо бы смотрелся кондуктором в трамвае или простым бухгалтером. Сидят такие смазливые цуцики и чувствуют себя вершителями судеб.

    ОтветитьУдалить