понедельник, 9 февраля 2015 г.

Средиземное море становится ближе

Пишет Павел Шипилин
( pavel_shipilin)

 
Сегодня начинается двухдневный визит Владимира Путина в Каир. «В ходе предстоящих переговоров на высшем уровне планируется обсудить перспективы дальнейшего развития всего комплекса российско-египетских отношений, в том числе в политической, торгово-экономической и гуманитарной сферах», — сообщает сайт президента РФ.



Абдель Фаттах ас-Сиси в прошлом году дважды посетил Россию. «Сейчас мы наносим двухдневный визит именно благодаря личной просьбе президента ас-Сиси, потому что он хотел как можно больше времени уделить своим личным контактам с Путиным», — сообщил журналистам помощник российского президента Юрий Ушаков.

Владимира Путина сопровождают главы МИД Сергей Лавров, Минэкономразвития Алексей Улюкаев, Минпромторга Денис Мантуров, Минсельхоза Николай Федоров, Минэнерго Александр Новак, Росатома Сергей Кириенко, Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин и Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев. Состав делегации говорит о многом.

Напомню, с Абделем Фаттахом ас-Сиси у нас заладились отношения задолго до того как он выиграл президентские выборы летом прошлого года. Еще в ноябре 2013 года с ним, занимавшим тогда пост министра обороны, встречались Сергей Лавров и Сергей Шойгу.

Он долго возглавлял подразделение личной охраны Хосни Мубарака, а в Египте в последнее время ценится преданность смещенному президенту, который два года провел в застенках. К тому же, женат на дочери крупнейшего местного медиамагната, который, по слухам, спонсировал смещение Мурси.

Получается, что наши эксперты оценили политическую обстановку и предпочтения египтян лучше американских, которые сделали ставку на «Братьев мусульман». Фактически, Вашингтон сам толкнул Каир в объятия Москвы.

В посте Миссия в Каире я писал о грядущих многомиллиардных контрактах. Сейчас, когда стало известно больше подробностей, стало понятно: хранить тайну в нашем правительстве умеют.

Во-первых, в 2013 году мало говорилось о планах по строительству АЭС «Дабаа» недалеко от Александрии. Теперь известно, что мы готовы участвовать в тендере и направили в Каир интересные для него предложения.

Во-вторых, прояснилась ситуация с военно-техническим сотрудничеством. Сегодня уже успешно реализуется контракт по модернизации египетских зенитно-ракетных комплексов С-125 «Печора» до уровня «Печора-2М». В сентябре 2014 года обеими сторонами были парафированы оружейные контракты на 3,5 миллиарда долларов, которые предполагают поставку стрелкового оружия, средств ПВО и артиллерии. Каир высказывает заинтересованность в закупке партии истребителей МиГ-35, вертолетной техники, специального оружия и экипировки для антитеррористических подразделений. Кроме того, планирует укрепить свою противовоздушную оборону и обеспечить надежный контроль воздушного пространства с помощью современных РЛС.

В-третьих, началась работа по созданию зоны свободной торговли между арабской республикой и странами Евразийского экономического союза. Стороны уже договорились о формировании рабочей группы — первое ее заседание состоится в Каире в марте-апреле. Кроме того, Москва и Каир рассматривают предложения о переходе на расчеты в национальных валютах. Что в последнее время становится доброй традицией.

А вот слухи о сооружении военно-морской базы на побережье Средиземного моря, о котором в свое время сообщал израильский портал DEBKA file, подтверждения не нашли.

База на Кипре
На этом фоне неожиданно прозвучало заявление кипрского лидера Никоса Анастасиадиса о том, что российским военным самолетам будет разрешено пользоваться авиабазой около Пафоса. Аналогичное решение касается порта Лимасол для кораблей нашего военно-морского флота. Соглашение будет подписано в конце февраля.

Придется признаться в собственной недооценке настроений киприотов — в посте двухлетней давности Полуостров Кипр я весьма скептично высказывался о такой возможности. Справедливости ради скажу, что с тех пор многое изменилось — сегодня Кипр и Греция мало доверяют партнерам по Евросоюзу и дружным дуэтом возражают против введения антироссийских санкций.

Но такого решительного поворота в нашу сторону ожидать все же было трудно.



Речь не идет о сооружении полноценной базы — Кипр разрешает нашим военным самолетам пользоваться аэродромом в Пафосе, а военным кораблям — портом Лимасола. Однако даже эти намерения вполне ожидаемо встретили бурные возражения Великобритании — посол Ее Величества Рик Тодд попенял Никосу Анастасиадису на то, что Никосия пошла на столь ответственный шаг без консультаций с Лондоном. Или хотя бы с ним, Риком Тоддом.

На что президент напомнил дипломату, что Кипр является суверенным государством, никогда не вмешивался в дела Великобритании и просит того же от бывшей метрополии.

Англичан понять можно — российская авиабаза (назовем ее так) будет находиться всего в сорока километрах от эксклава Акротири, а корабли вообще будут стоять бок о бок, чуть ли не у соседних причалов. Получается, что за важнейшим для мировой торговли Суэцким каналом мы с Великобританией будем теперь присматривать вместе. Есть от чего испортиться настроению.
У нас оно, напротив, стало получше. Даже несмотря на то, что в Египте и в Сирии, где полыхает гражданская война, баз, видимо, не будет. Потому что для решения военно-стратегических задач в этом регионе вполне достаточно одной — на Кипре.

Комментариев нет:

Отправить комментарий