domestic_lynx
Татьяна Воеводина
Окончила Московский институт иностранных языков по специальности «переводчик» и Московскую государственную юридическую академию со специализацией по гражданскому праву. Работала в Министерстве Внешней торговли, в Итальянско-российской торговой палате, в качестве представителя в Москве итальянской компании группы ФИАТ. С 1998 г. владелица и руководитель компании "Белый кот", специализирующейся на продаже изделий для экологически чистой уборки. Также - агробизнес в Сальском районе Ростовской области
Татьяна Воеводина
Окончила Московский институт иностранных языков по специальности «переводчик» и Московскую государственную юридическую академию со специализацией по гражданскому праву. Работала в Министерстве Внешней торговли, в Итальянско-российской торговой палате, в качестве представителя в Москве итальянской компании группы ФИАТ. С 1998 г. владелица и руководитель компании "Белый кот", специализирующейся на продаже изделий для экологически чистой уборки. Также - агробизнес в Сальском районе Ростовской области
Когда-то, очень давно, в конце прошлого века, я была членом клуба малого бизнеса. Мы собирались примерно раз в месяц в мансарде на Маросейке и делали друг другу доклады о маркетинге, о бухгалтерии, о продажах, о бизнес-психологии – кто что успел вычитать в торопливо издаваемых в те годы американских пособиях: своего-то опыта не было. Выпивали-закусывали и расходились довольные друг другом и своей ролью начинающих бизнесменов.
Ценность таких сообществ, главным образом, психотерапевтическая: новичку любой профессии, как воздух, надо бывать в компании себе подобных, чтобы получить подтверждение, что не совсем я пропащий, не полной фигнёй занимаюсь, нас много, и у всех такие же заморочки, что и у меня, и вообще я не хуже людей. За этим и приходили.
Внешностью «малые бизнесмены» были далеко не буржуазны: мужики в советских ещё пиджаках с непременным галстуком из полиэстера, на ногах – заслуженного вида штиблеты, иногда ярко нагуталиненные. Дамы являли тип советской кассирши – с броским макияжем, размером 50+, в обтяжных кофтах из «ангорки» и в сапогах на шпильках. Это понятно: в малый бизнес по большей части идут те, кого никуда не берут, не от хорошей жизни идут. Малые бизнесмены – это не желающие сдаваться неудачники: выгнанные, сокращённые отставники жизни.
После докладов возникали дискуссии. Говорили чаще мужики, женщины больше слушали. Мужчины являли большую эрудицию и широкий кругозор, недаром некоторые из них в прошлой жизни были научными работниками, преподавателями, изобретателями. Ко всем обсуждаемым вопросам они умели подойти с государственной, макроэкономической точки зрения, сравнивали с положением в других странах, критиковали российские законы, которые мешают развитию малого и среднего предпринимательства, не говоря уж о происках бюрократов.
Вообще, как я заметила, им постоянно кто-то или что-то мешало. Вот отменили бы такой-то закон или Ельцин проникся бы правильными идеями – вот тогда бы их бизнес непременно процвёл. А так – чего можно ожидать от этого правительства, президента, который был секретарём обкома КПСС и потому вообще не понимает, что такое бизнес и рынок? «Кассирши», едва заслышав о «неправильном» законе, тут же интересовались: а как его обойти? А как проверяют? Но ответа чаще не получали. Мужчинам это было неинтересно. Мужчины ставили вопрос шире: как в принципе улучшить бизнес-среду и способствовать росту предпринимательства и развитию рыночных отношений? То было время почти религиозной веры в рынок и его блага.
Шло время, бизнесы членов нашего клуба понемногу развивались. Очень прилично поднялись две дамы, двоюродные сёстры меж собой, на всего-навсего шитье занавесок. Казалось бы, сколько подобных мастерских живут в режиме «то погаснет – то потухнет», а вот кузинам – подфартило. Видно, попали в резонанс с подсознанием публики, которая в те годы кинулась воплощать свои таившиеся под спудом мечты о Версале в пятиэтажке – с ламбрекенами, золотыми кистями и прочими загогулинами, названия которых я не знаю.
Не только они, но и многие бизнес-тётеньки пошли вверх. Кому удалось пережить кризис 98-го года - закалились необычайно и денег заработали. А деньги способны преображать, особенно женщин: завелись норковые шубы, многие сели за руль маленьких «обливных» автомобильчиков, ангорка уступила место пиджаку.
Мой торговый бизнес тоже понемногу шёл вверх, коллективная психотерапия мне больше не требовалась, и я стала ходить на эти встречи всё реже, а потом и вовсе бросила.
Оказалась я в той мансарде года через два. Дамы сразили наповал: какие там «кассирши»! Бизнес-леди! (Кстати, журнал тогда издавался – «Бизнес-леди»). У многих норка сменилась соболем, в ушах переливались двухкаратники, 52-й размер превратился в сорок шестой, а французская малолитражка - в японский внедорожник: «Я же теперь за городом живу, не проедешь, жуть». – «Зато в городе совершенно нечем дышать, не понимаю, как тут можно жить?» - с готовностью откликнулись сразу два голоса. Дамы рассуждали о дизайне интерьера, самые продвинутые – о ландшафтном дизайне. Ботокс и уколы красоты, судя по дивной гладкости физиономий, похоже, уже обсудили.
А мужчины остались ровно тем, чем были в наши первые встречи; казалось, даже галстуки у них прежние, а уж разговоры – точно. Разве что теперь они критиковали нового Президента. Они умно рассуждали о том, что для России ВТО – сущее безумие и прозорливо – о том, что всё равно в ВТО вступят. У них опять были громадные замыслы, едва не создание новой отрасли промышленности. А у одного был прямо-таки космический проект – в прямом смысле слова. И опять у них ничего не получалось, потому что наладить производство чего-то очень важного нельзя без «длинных денег», а их нет, потому что… Больше я там не была. А вскоре мансарда на Маросейке кому-то понадобилась, и клуб оттуда выселили, не знаю, куда.
Я часто вспоминала эту историю и даже слегка гордилась: какая наша сестра оказалась оборотистая и к бизнесу способная, а мужики – сущие Обломовы, прожектёры и «лишние люди». Как все женщины, мечтающие куда-то выдвинуться, я переболела феминизмом, правда, в лёгкой форме.
Но прошло время, уж больше десяти лет минуло, я развивала свой бизнес, даже несколько, знакомилась с разными людьми и, хочется верить, кое-что поняла. В частности, о мужчинах и женщинах в бизнесе. Они – разные: и в жизни, и в бизнесе. В чём успешны одни, совершенно не годятся другие, и наоборот.
БАБЛО И ВЕЛИЧИЕ
Начнём с того, зачем мужчины и женщины идут в бизнес. Казалось бы, чего проще? Ну ясен пень – заработать денег, «приподнять бабла», как теперь говорят. Нич-ч-чего подобного! Вернее так: это верно в отношении женщин и совершенно неверно в отношении мужчин. Женщина идёт в бизнес с прямой задачей - заработать денег и улучшить своё материальное положение: купить машину-квартиру-шубу-серьги-евроремонт-далее по всем пунктам. (Я говорю о тех, кто сам затевает бизнес, а не о тех, кому богатый муж покупает или устраивает бизнес, чтоб не отсвечивала дома и не выносила мозги).
Мужчина в глубине души (иногда и не в очень большой глубине) идёт в бизнес за… величием. Да-да, ни много-ни мало. Открывая торговую палатку, он уже видит себя во главе, как минимум, сети палаток, покрывающих половину земного лика. А если этого не происходит (а этого чаще всего не происходит) – легко теряет к делу интерес. Колупаться в мелочёвке, вникать в скучные подробности, выслушивать нудные глупости для того, чтобы сшибить … ну, пускай миллион рублей, да хоть бы и долларов. Разве это деньги? Да и в деньгах ли счастье – особенно для русского человека? Ему подавай что-нибудь огромное, грандиозное, космическое – реки вспять, или город в тайге, а вы – мастерская по ремонту зонтиков! Ну сеть мастерских… Да ну их нафиг, ваши зонтики, лучше на диване полежать или в стрелялку поиграть. Тем более, что большинство наших мужчин не готовы увлечённо бороться за небольшой прибыток и прирост своего благосостояния. Именно поэтому у нас не удаётся капитализм, а, к примеру, в Китае удаётся. Капитализм успешен там, где люди выше ценят прибыток, чем «покой и волю».
Что вы такое плетёте? – наверняка скажет мне кто-нибудь. – Люди вон насмерть бьются за бабло. Нет, товарищ! Не за бабло бьются – за величие, которое данный человек связывает с баблом. Просто бабло, бабло ради приобретаемых на него товаров и услуг, мужчине чаще всего не интересно. Русскому, во всяком случае.
А малый бизнес – какое уж тут величие! Можно надеяться на развитие: что малый бизнес вырастет и станет большим – это верно. Поначалу каждый мужчина, создавший малый бизнес, именно на это и надеется. Но малый бизнес – это вовсе не бизнес, который потом вырастет в большой. Малый бизнес – это не эмбрион большого, это особая сущность, вроде маленькой собачонки, которая в большую не вырастет, сколько ни корми, такая у неё генетика. Малый бизнес, бывает, вырастает, но редко - это исключение из исключений. В подавляющем большинстве случаев малый бизнес так малым и останется. А это уже не интересно. Мужчине.
МИР И ДОМ
А вот женщине – очень интересно. Для неё малый бизнес – самое оно. Вообще, для женщины бизнес – это продолжение дома. Второй дом. Не обязательно бизнес должен быть связан с какой-то домашностью – готовкой там, уборкой или, как у тех кузин, - с пошивом штор. Вовсе нет, он может быть разный. Просто женщина управляет бизнесом, как управляет хозяйка домом – влезая во все щели, вникая во все мелочи и пустяки, о которых мужчине даже подумать скучно. Не то, что он не может, - именно скучно. А ей нет, не скучно. Мужчина рвётся в космос, женщина зарабатывает копеечка к копеечке. Не зря сказано, что мир женщины – дом, а дом мужчины – мир. В бизнесе это проявляется в высшей степени рельефно.
Часто спорят, хорошие ли женщины управленцы. Кто считает, что нет, говорят, что на высших ступенях менеджмента их мало, феминистки орут, что это проявление «свинского мужского шовинизма», что женщин туда просто не пускают, а пустили бы – они о-го-го.
Так хорошие или плохие женщины управленцы? Хорошие, очень хорошие! Но ровно до того уровня, пока объектом можно управлять, как домом. Женщина хорошо управляет тем, что она способна охватить собственным взглядом. Магазин, агропредприятие, цех или небольшая фабрика, школа – вот её управленческий предел. Тут она хороша и даже порой незаменима. Магазин – да, сеть магазинов – нет. Женщина должна видеть предмет своего управления, иметь возможность его обойти, знать всех работников лично, тогда будет толк. Помню, когда-то в Азербайджане меня впечатлило, как ловко и без напряга рулит пожилая тётушка фабрикой по производству оливкового масла. В цехах у неё чистота, порядок, как у хорошей хозяйки на кухне, никакой беготни-суетни, всё на месте и все на местах.
Сильная сторона женского управления – внимание к мелочам. Когда в наше агропредприятие пришла директор-женщина, сразу вскрылись мелкие, но в совокупности существенные резервы экономии: например, она стала некоторых брать на работу и соответственно платить зарплату только тогда, когда эти люди реально нужны; прежде их держали круглый год, на всякий случай - её предшественник такими пустяками не заморачивался.
Женщина не утомляется управленческой рутиной. Если всё идёт однообразно, без сбоев, - ей это, что называется, в кайф. В доме ведь как: чем спокойнее, тем лучше. Мужчина-бизнесмен, я замечала, при стабильном течении бизнеса утомляется однообразием и начинает что-нибудь выдумывать, реформировать – естественно, чтобы поднять дело на новую высоту, достичь наконец ещё не завоёванного величия. В результате реформ с бизнесом происходит порой то, что когда-то случилось с Советским Союзом: он разваливается. Так вот женщина-управленец приводит дело к такому концу гораздо реже: рутина её не угнетает, а даже радует. В доме ведь какие приключения? Чем спокойнее – тем лучше.
Лучше всего женщине удаётся делать то, что делали всегда, или это очевидно, или ей указали это делать, т.е. когда не надо что-то особенное выдумывать. Что я подразумеваю под очевидным? Ну, школе положено учить, поликлинике – лечить, заводу – выпускать заведённую продукцию. Более того, заведённое женщине часто начинает казаться чем-то едва не сакральным, коренящимся в самой природе вещей, что нельзя не то что изменить – тронуть. Одна молодая бизнес-леди мне искренне доказывала, будто то, что делается в наших двух компаниях, это и есть единственное, что можно вообще делать в этой области, а больше ничего придумать невозможно.
Когда надо вдруг что-то придумать совершенно не похожее на то, что было прежде – женщина нередко теряется. Женщины крайне редко изобретают нетривиальные бизнес-решения. Когда нужно провести нетривиальный бизнес-манёвр – тут чаще требуется мужчина. Исключения, как и во всём, случаются, но это именно исключения. Тётеньки больше любят действовать по шаблону, хотя, конечно, все считают себя страшно креативными, нетривиальными, совершенно особенными и ни на кого не похожими.
Поэтому деятельницы малого бизнеса очень успешны во франчайзинге: когда тебе даётся бренд и вся методика работы. И ты вышиваешь по этой канве. В моей торговой компании региональные центры работают по этому принципу. Их около сотни, и во главе только трёх стоит мужчина. Эти структуры принадлежат им, бизнес-леди, а всю методику работы даём мы, это их очень устраивает. Мужчин подобная деятельность как-то не вдохновляет, хотя есть и исключения. Любопытно, что нередко владелицам наших региональных центров помогают их мужья, но они на вторых ролях: склад, доставка. Малый бизнес – это царство женщины, тут она королева. Особенно, если ей чётко сказано: что делать.
МАЛЫЙ БИЗНЕС И БОЛЬШОЕ ДЕЛО
Мужчине душевно комфортнее быть пусть не хозяином, но хотя бы участником БОЛЬШОГО ДЕЛА. Работать на большом заводе, на электростанции, на стройке – вот что сродственно мужской душе, русской, по крайней мере. Мир киосков и парикмахерских – всё это среднему мужчине душно и скучно. Именно поэтому женщины несравненно успешнее в малом бизнесе.
Мне кажется, если (хочется сказать: «когда») начнётся в нашей стране новая широкомасштабная индустриализация, при предприятиях и в их интересах будут возникать во множестве разного рода мастерские, вспомогательные производства, может, даже исследовательские центры, которые будут представлять собою частные предприятия малого бизнеса. Они будут соединять в себе малый бизнес и БОЛЬШОЕ ДЕЛО. Вот это кажется мне по-настоящему мужским занятием, это может привлечь и мотивировать. Вообще, для успешного развития малого бизнеса требуется наличие успешно функционирующего большого бизнеса, точно так, как высокоразвитое сельское хозяйство существует только в странах, где есть передовая промышленность. Одно без другого не бывает; впрочем, обсуждение этого интересного вопроса выходит за рамки нынешней темы.
Мужчина стремится увеличить свой бизнес всеми силами, ему кружат голову цифры с большими нулями. Он ориентируется на оборот, часто не замечая, что чистая прибыль очень невелика, а то и вовсе отсутствует. Зато Дело – большое.
Женщина – наоборот. Для неё деловой успех – это деньги в кармане, а не те , что крутятся в бизнесе. Когда-то очень давно мне попалась американская книжица под зазывным названием «Удвойте ваши прибыли!» - впоследствии у меня зачитал её знакомый бизнесмен, так что я даже не помню автора. А говорил он вот что: единственная цель бизнеса – чистая прибыль. Никакой иной нет и быть не может. Поэтому бизнес не надо раздувать, а надо следить за прибылью, для чего уменьшать издержки, увеличивать доходность. Книжка посвящена практическим, и вполне разумным, советам автора. Вот это чисто женский подход к бизнесу! Никакого «взыскания града» - бизнес не для этого!
Женщина обычно прекращает бизнес как только он перестаёт приносить прибыль «на карман». Моя бывшая компаньонка в таком случае просто всё закрыла и ушла на покой. Мне известен один (!) мужчина, поступивший точно так же. Типичный же мужчина-бизнесмен бросается спасать бизнес, вбухивает свои сбережения в это спасение и будет бросать деньги в эту топку, покуда они не кончатся.
Именно поэтому женщина чаще всего выходит из бизнеса с рентой, а мужик – почасту и без штанов. (Передавать бизнес детям – это XIX век; сегодня это почти не практикуется).
Выбрасывание денег на «понты» - это чаще мужское развлечение. Заработав деньги, мужчины начинают пытаться создать партию или избраться в Думу, а женщина – может разве что вставить свою изрядно отретушированную в фотошопе физиономию в роскошный том «Как нам обустроить Россию?» или «Великие женщины России» - где-нибудь между княгиней Дашковой и Аллой Пугачёвой. Оно и бюджетно, и внукам будет что показать. И денежки, знаете, целее.
Так кто же лучше в бизнесе – женщина или мужчина? Оба лучше. Она – в малом, он – в большом. Даже не в бизнесе – в деле. Только вот нету сегодня большого дела. Именно поэтому мужчины чувствуют себя почасту неприкаянными, даже лишними. А женщины - мастерицы малых дел – взрастили в себе несоразмерное заслугам самомнение. Будет большое дело – и мужчины, и женщины займут своё подобающее место: он – главный, она – помощница, и никакого соперничества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий