09.04.15
Виталий Филипповский
Полемика
Президент Порошенко стал главным трендмейкером прошлой недели. Причем, в политической жизни проявилась старая добрая тенденция, определявшая мейнстрим при «диктаторах» Кучме и Януковиче – президент только заикнулся, а покорная челядь в виде депутатов и чиновников уже лбом расшибается, пиаря любую, даже самую абсурдную, инициативу своего патрона. Это такая своеобразная интерпретация поговорки «заставь дурака богу молиться…»
Чувствуя, что военно-политический туман, который СМИ создали в украинском информационном поле, все же развеивается в силу объективных обстоятельств (страшилки стали не страшными, тролли – примитивными), в Администрации Президента решили сделать ход конем. В Раду оперативно внесли законопроект «О правовом режиме военного положения», предусматривающий тотальное закручивание гаек в общественно-политической жизни при введении военного положения.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, предусматривается: увеличение перечня и детализация содержания мер военного положения, введение гарантий деятельности Президента Украины, Верховной Рады Украины, а также более четкое урегулирование порядка введения и отмены правового режима военного положения.
Одним словом, Порошенко, которого, кстати, выбирали в условиях парламентско-президентской республики, решил провозгласить себя царем и богом. Да, справедливо отметить, что именно президент отвечает за обороноспособность государства, но при этом важно еще и понимать, что у в Украине представляет из себя парламент как законодательный орган.
Если мне не изменяет память, смысл работы Верховной Рады заключается не просто в произвольной игре на пианино по чей-то отмашке (с уходом покойного Чечетова в этом отношении мало что изменилось), парламент в любой нормальной стране сам разрабатывает, обсуждает и принимает законы. У нас же две первые функции полностью перешли к президенту и Кабмину. Стоит только Ковальчуку или Яценюку внести бумажечку в здание под куполом, как уже на ближайшем заседании на табло зажигаются вожделенные 260-270 голосов.
Без аргументации, без обсуждения и непременно «за скороченою процедурою». Естественно, если такое продолжается весь последний год, то рано или поздно парламент просто оседлают во всех смыслах этого слова.
Внесение Порошенко законопроекта о новом порядке введения военного положения – апофеоз этой логики. Грубо говоря, президент сам себе расширил полномочия, а депутаты, как стадо овец, их утвердили. Это в принципе ставит крест на украинском парламентаризме.
Но теперь непосредственно о новациях президента. Формат расширения президентских и вообще властных полномочий, предусмотренный документом, откровенно пугает. В случае введения военного положения страна превращается в откровенный каземат, населенный бесправными узниками. Права граждан сводятся к минимуму, и да, в таких условиях это абсолютно естественно, вот только теперь вся вертикаль репрессивной машины будет завязана исключительно на одном человеке – Петре Порошенко. Сознательно избегаю формулировки «Президенте Украины», ибо при написании законопроекта речь шла только о Порошенко, а не о какой-то абстрактной должности.
Однако Администрации президента оказалось мало ужесточения методов регулирования общественной жизни при военном положении. И там решили устроить уж совсем оголтелый пиар, рассчитанный на самую безбашенную часть украинского общества. Смотрим п.11 президентского законопроекта и читаем «интернирование (принудительное поселение) граждан иностранного государства, которое угрожает нападением или осуществляет агрессию против Украины». Власть хочет создать на территории страны концентрационные лагеря? Или это просто показательный плевок в сторону России? Хотелось бы верить, что второе, хотя и оно отвратительно.
То есть у нас в стране, которая в свое время сломала хребет (штамп, но точный) фашизму, в двадцать первом веке на полном серьезе говорят о создании концентрационный лагерей для военнопленных? При этом, как и в случае с Порошенко, мы говорим не о каких-то абстрактных военнопленных, а о вполне конкретных. Сегодня подобного рода учреждения существуют только в КНДР и, как ни странно, в самой демократической стране мира США. Гуантанамо – классический пример интернирования с пристрастием. Вполне прогнозируемо отношения между Москвой и Киевом, если это можно назвать отношениями, после введения подобных норм достигнут ледяной температуры.
Но, помимо русских граждан, новых освенцимов стоит бояться и гражданам Украины. Точнее, пока еще гражданам Украины. Если какой-то человек покажется власти не надежным, подозрительным, сочувствующим, то лишить его гражданства не составит особого труда. А лица без гражданства - как раз та целевая аудитория, которая и будет помещена в «принудительные поселения» без особых разбирательств. Причем, надуманность поводом напрямую будет зависеть от уровня неадекватности комиссара. Каким образом будет определяться нелояльность? Решать будут ястребы, у которых чешутся руки.
Что интересно, законопроект предусматривает мораторий на проведение каких-либо выборов. Согласно ст.10 в период военного положения не могут быть прекращены полномочия Президента Украины, Верховной Рады, Кабинета министров, уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, а также судов, органов прокуратуры Украины. При этом полномочия Кабмина и Рады при военном положении выглядят откровенно декоративными в сравнении с президентскими.
Порошенко таким образом пытается дать сигнал украинской элите, четко показать, вокруг кого следует кооперироваться, и пресечь на корню любые поползновения в стан пусть и идеологически близких, но все же конкурентов. Этим законопроектом Порошенко кладет гранату в карман и показательно крутит на пальце чеку, чтобы все знали, от кого зависит взрыв и кого он в случае неудачи потянет за собой.
А инстинкт самосохранения у украинской политической элиты не абы какой – это как нельзя лучше показали майданные события. Все помнят, как себя повела некогда монолитная и грозная Партия регионов? И каким репрессиям подверглись ее функционеры? Так что это страховка для Порошенко на случай расшатывания внутриполитической и даже внутрипартийной ситуации, а также государственного переворота. Главный козырь – при введении военного положения ни о каких выборах не может идти и речи. Учитывая то, что в понедельник на парламентском заседании БПП покинуло сразу два народных депутата (Андрей Денисенко и Виталий Куприй), страх президента за собственное влияние вполне обоснован.
А поползновения такие есть, причем уровень социального недовольства на фоне тотального ухудшения экономической ситуации только растет. Если даже «Украинская правда» уже пишет о том, что доходы Порошенко за прошлый год выросли в 7 раз, и у нас президент спокойно зарабатывает 368 млн грн чистой прибыли, то дело для него действительно пахнет жаренным.
Власть неуклюже пытается играть мускулами и на международной арене. Принимая подобные законопроекты, Киев как бы показывает – мы все ближе и ближе к военному положению, и если еще чуть-чуть, если вдруг нам только покажется, что нас обстреливают, мы его введем.
Учитывая то, насколько во всем мире уже устали от украинского кризиса, тот же Запад будет готов на многое, лишь бы избежать эскалации. Особенно это касается Европы. А у Порошенко теперь появился железобетонный аргумент. Не дадите кредит МВФ, введем военное положение. Не дадите оружие – введем военное положение. Не простите долги – введем военное положение. Это способ примитивного шантажа, который, тем не менее, первое время может и приносить свои дивиденды.
Как инициативы украинской власти вяжутся с Минскими соглашениями – отдельный вопрос. Проще сказать, что именно такие шаги показывают – власть делает все возможное, лишь бы они не выполнялись. Причем без повода, на ровном месте. Как было с признанием России страной-агрессором.
Мы с вами являемся свидетелями самого настоящего саботажа и самоуправства. И, учитывая как быстро дело подвинулось от капризных кляуз в Евросоюз до подготовки к спецлагерям, я боюсь, что это еще далеко не конец.
Виталий Филипповский
Полемика
Президент Порошенко стал главным трендмейкером прошлой недели. Причем, в политической жизни проявилась старая добрая тенденция, определявшая мейнстрим при «диктаторах» Кучме и Януковиче – президент только заикнулся, а покорная челядь в виде депутатов и чиновников уже лбом расшибается, пиаря любую, даже самую абсурдную, инициативу своего патрона. Это такая своеобразная интерпретация поговорки «заставь дурака богу молиться…»
Чувствуя, что военно-политический туман, который СМИ создали в украинском информационном поле, все же развеивается в силу объективных обстоятельств (страшилки стали не страшными, тролли – примитивными), в Администрации Президента решили сделать ход конем. В Раду оперативно внесли законопроект «О правовом режиме военного положения», предусматривающий тотальное закручивание гаек в общественно-политической жизни при введении военного положения.
Одним словом, Порошенко, которого, кстати, выбирали в условиях парламентско-президентской республики, решил провозгласить себя царем и богом. Да, справедливо отметить, что именно президент отвечает за обороноспособность государства, но при этом важно еще и понимать, что у в Украине представляет из себя парламент как законодательный орган.
Если мне не изменяет память, смысл работы Верховной Рады заключается не просто в произвольной игре на пианино по чей-то отмашке (с уходом покойного Чечетова в этом отношении мало что изменилось), парламент в любой нормальной стране сам разрабатывает, обсуждает и принимает законы. У нас же две первые функции полностью перешли к президенту и Кабмину. Стоит только Ковальчуку или Яценюку внести бумажечку в здание под куполом, как уже на ближайшем заседании на табло зажигаются вожделенные 260-270 голосов.
Без аргументации, без обсуждения и непременно «за скороченою процедурою». Естественно, если такое продолжается весь последний год, то рано или поздно парламент просто оседлают во всех смыслах этого слова.
Но теперь непосредственно о новациях президента. Формат расширения президентских и вообще властных полномочий, предусмотренный документом, откровенно пугает. В случае введения военного положения страна превращается в откровенный каземат, населенный бесправными узниками. Права граждан сводятся к минимуму, и да, в таких условиях это абсолютно естественно, вот только теперь вся вертикаль репрессивной машины будет завязана исключительно на одном человеке – Петре Порошенко. Сознательно избегаю формулировки «Президенте Украины», ибо при написании законопроекта речь шла только о Порошенко, а не о какой-то абстрактной должности.
Однако Администрации президента оказалось мало ужесточения методов регулирования общественной жизни при военном положении. И там решили устроить уж совсем оголтелый пиар, рассчитанный на самую безбашенную часть украинского общества. Смотрим п.11 президентского законопроекта и читаем «интернирование (принудительное поселение) граждан иностранного государства, которое угрожает нападением или осуществляет агрессию против Украины». Власть хочет создать на территории страны концентрационные лагеря? Или это просто показательный плевок в сторону России? Хотелось бы верить, что второе, хотя и оно отвратительно.
Но, помимо русских граждан, новых освенцимов стоит бояться и гражданам Украины. Точнее, пока еще гражданам Украины. Если какой-то человек покажется власти не надежным, подозрительным, сочувствующим, то лишить его гражданства не составит особого труда. А лица без гражданства - как раз та целевая аудитория, которая и будет помещена в «принудительные поселения» без особых разбирательств. Причем, надуманность поводом напрямую будет зависеть от уровня неадекватности комиссара. Каким образом будет определяться нелояльность? Решать будут ястребы, у которых чешутся руки.
Что интересно, законопроект предусматривает мораторий на проведение каких-либо выборов. Согласно ст.10 в период военного положения не могут быть прекращены полномочия Президента Украины, Верховной Рады, Кабинета министров, уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, а также судов, органов прокуратуры Украины. При этом полномочия Кабмина и Рады при военном положении выглядят откровенно декоративными в сравнении с президентскими.
Порошенко таким образом пытается дать сигнал украинской элите, четко показать, вокруг кого следует кооперироваться, и пресечь на корню любые поползновения в стан пусть и идеологически близких, но все же конкурентов. Этим законопроектом Порошенко кладет гранату в карман и показательно крутит на пальце чеку, чтобы все знали, от кого зависит взрыв и кого он в случае неудачи потянет за собой.
А поползновения такие есть, причем уровень социального недовольства на фоне тотального ухудшения экономической ситуации только растет. Если даже «Украинская правда» уже пишет о том, что доходы Порошенко за прошлый год выросли в 7 раз, и у нас президент спокойно зарабатывает 368 млн грн чистой прибыли, то дело для него действительно пахнет жаренным.
Власть неуклюже пытается играть мускулами и на международной арене. Принимая подобные законопроекты, Киев как бы показывает – мы все ближе и ближе к военному положению, и если еще чуть-чуть, если вдруг нам только покажется, что нас обстреливают, мы его введем.
Учитывая то, насколько во всем мире уже устали от украинского кризиса, тот же Запад будет готов на многое, лишь бы избежать эскалации. Особенно это касается Европы. А у Порошенко теперь появился железобетонный аргумент. Не дадите кредит МВФ, введем военное положение. Не дадите оружие – введем военное положение. Не простите долги – введем военное положение. Это способ примитивного шантажа, который, тем не менее, первое время может и приносить свои дивиденды.
Как инициативы украинской власти вяжутся с Минскими соглашениями – отдельный вопрос. Проще сказать, что именно такие шаги показывают – власть делает все возможное, лишь бы они не выполнялись. Причем без повода, на ровном месте. Как было с признанием России страной-агрессором.
Виталий Филипповский, специально для Полемики
Комментариев нет:
Отправить комментарий