понедельник, 3 августа 2015 г.

Донбасская бойня напомнила русскому человеку о Совести


Здесь и, правда, много несправедливости, горя, жестокости
Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН
 
Платон Беседин о том, что может спасти человека в трудный момент

Фёдор Достоевский писал, что война помимо всех ужасов и страстей способна активизировать в человеке не только злое, порочное, но и то прекрасное, сакральное, что заложено в нём, и в затхлое пространство ворвётся свежий воздух, приносящий новые смыслы. Всякий раз, попадая в Донбасс, я вспоминаю эту мысль классика.

Здесь и, правда, много несправедливости, горя, жестокости. И часто тот, кого новости представляют героем, ночью, словно оборотень, превращается в бандита, врага тех, кого ещё недавно, казалось бы, защищал. И возвращение в беспредел, из которого мы вроде бы выбрались в нулевых, здесь вполне реально.

Однако за всем этим мороком, грязью проступает иной образ – образ подлинных ценностей. Тех ценностей, о которых мы, затянутые, точно неводом, дурманящей суетой жизни, вольно или невольно забыли. Я говорю, прежде всего, о Совести.

Понятие это, свойственное русскому человеку, неразрывно связано с Богом. Собственно, Совесть, по замечанию Григория Померанца, и есть голос Божий. Звучит он, как правило, не в час, когда всё хорошо, солнечно, но в час смутный, тёмный. Тогда мы приходим к Богу, словно замаливая грехи.

Я ехал в Донбасс с человеком, похожим на персонажа «Бандитского Петербурга». Такие обычно пытают жертву утюгом или паяльником. Не знаю, занимался ли он именно этим, но то, что чем-то подобным – факт. Теперь он раз в два месяца ездит в Красный Луч и Стаханов, чтобы помогать детским домам, находящимся там. Содержит их.

В Луганске я встретил поэта – ему пятьдесят семь, – ухаживающим за своими пожилыми коллегами. Готовит, убирает, помогает им. Раньше, говорит он, не мог общаться с ними – писательская зависть, что-то ещё из порочного арсенала людей творческих, – но теперь будто сроднился.

Та же история с детьми, вспомнившими о родителях. С соседями, строившими козни друг другу, а теперь помогающими, кто чем может. Всё это есть. Как есть и то жуткое, что откупоривает бездну души.

Священник, совершающий Таинство в одной из луганских деревенек, проповедует, что Добро не существует без Зла, во тьме светлое видно лучше. Банальная, в общем-то, мысль, но здесь она звучит по-особенному, живо. И священник этот – отец Лукьян – говорит о том, что раньше жил в Ростовской области, в Зернограде, а потом оказался здесь.

– Почему?

– Совесть замучила…

Дальше он не распространяется, но мне кажется, я его понимаю. Вполне.

Да, Совесть, как и смерть, поселилась здесь. И Она же, как отблеск, пробудилась во всей России. Когда люди ощутили чужую беду, как свою. И постарались помочь.

Потому что именно Совесть, как писал Иван Ильин, научает человека забывать о себе и делает его поступки самоотверженными, а его самого – частью высшего дыхания жизни.
Красивые слова? Возможно, но здесь, в Донбассе, они обретают вполне практический, животворный смысл. Совесть спасает. И самого себя, и ближнего.

Комментариев нет:

Отправить комментарий