пятница, 25 декабря 2015 г.

В. Скачко. Бюджет десуверенизации

Versii.com25.12.15
В. Скачко
Версии

Бюджет десуверенизации
Итак, Верховная Рада поднатужилась, самые разные лоббисты и толкачи подсуетились, депутаты в нужном количестве (263 – «за») ужались совестью, и в четверг под ночь госбюджет Украины на следующий год был принят. Чисто внешне, по цифрам – вполне приличный, с дефицитом 3,7% ВВП, что в условиях кризиса показатель – очень и даже очень, ничуть не хуже, чем у стран-соседей. Однако главное – не в этом. Принят бюджет, который однозначно закрепляет десуверенизацию страны, ибо принят он под внешний заказ – для получения денег извне. Без этих денег – кырдык. 

Страна без внешних вливаний посыплется, как карточный домик, и украинские политики даже уже не считают нужным скрывать и это, и свою зависимость от заграничных заимствований (подачек и кредитов). А как известно, кто платит, тот девушку (или страну) и танцует. Хочет полечку, хочет краковяк, хочет в позе «зю» учит, как любить и где проводить гей-парады, чтобы всем было хорошо, по-европейски хорошо.

Глава Минфина Украины Натали Энн Джареско, известная в стране пребывания как Наталья Яресько, своего удовлетворения не скрывала и напомнила гаранту нации, чтобы он тоже сдуру чего не утворил, а обязательно подписал «головный кошторыс крайины». На своей странице в Facebook Натали-Наталья написала, как предупредила: «Получение следующего транша МВФ и иной, связанной с ним финансовой поддержки, зависит от того, остался ли бюджет после всех изменений в Раде таким, что отвечает целям нашей программы с МВФ, то есть остался ли он сбалансированным и ответственным. Ответ на этот вопрос дадут специалисты Международного валютного фонда». Следовательно, принятый госбюджет типа уже является таковым – и сбалансированным, и ответственным.

Спорить с этим утверждением бессмысленно. По уже указанной выше причине: бюджет принимался не для Украины, а для иностранцев. Его принятие было ключевой рекомендацией Украине от основного кредитора – МВФ. Фонд поддержал Минфин США, чей глава Джейкоб Лью по телефону так натолкал премьеру Арсению Яценюку, что тот ломанулся в Раду убеждать всех, что всем лично даст по новогоднему подарочному прянику, если нажмут кнопку «за». Иначе – ни пряников, ни Нового года, а проклятие и безденежье. В один голос просили принять госбюджет и посольства стран Большой семерки в Украине. Но и без этого, повторяю, всем было ясно: если Фонд денег не даст, то вся «сбалансированность» госбюджета вкупе с «ответственностью» окажутся у кота под хвостом. Никому не нужными по причине именно никому ненужности и полной бессмысленности. Как и любой другой декларации о намерениях, обнародованной без указания средств, механизмов и ресурсов, способных эти намерения воплотить в жизнь. Вот и вся диалектика процесса и суть принятого документа.

Любой же бюджет любой страны считается сбалансированным, если внешнеполитические факторы и внутриполитическая необходимость при его принятии сходятся в пропорции 50 на 50. Ведь, с одной стороны, всему миру бюджет должен показывать, каким страна является партнером. Дееспособным или нет. Есть у нее деньги и внутренние ресурсы или нет. Договороспособная она или ее политики лузеры-упрямцы. А главное – бюджет должен быть таким, чтобы страна могла просуществовать и при минимуме иностранной помощи. С другой стороны, госбюджет государства показывает, как должен и будет жить в отчетном году народ, функционировать экономика, выживать и действовать социальная и гуманитарная сферы, осуществляться и гарантироваться оборона, то да се. И, как и в случае с внешней дееспособностью, госбюджет должен гарантировать и внутреннюю минимальную выживаемость страны и ее народа. За счет внутренних ресурсов и возможностей. Это, как говорится, классика жанра в бюджетотворчестве...

Ничего подобного этот госбюджет Украине не гарантирует. И дело даже не в дефолте, в котором страна по инициативе России и по причине собственной нерасторопности может оказаться уже 31 декабря года уходящего. Наоборот – дефолт станет просто еще одним (рядовым, обычным) зеркальным отражением всех происшедших процессов, ее упадка и недееспособности, спровоцированных обслуживанием не внутренних, а внешних заказов. В угоду Западу Украина на Запад и шла. На всю голову и во весь опор она евроинтегрировалась, раскрываясь перед новыми клиентами и патронами, как голодная маруха, готовая работать по-новому даже за еду. Потому что выданных денег хватало только на проедание, а вот на лубриканты, презервативы, бижутерию и модные прибамбасы средств уже не было.

Страна, как наркоман, садится на иностранную помощь окончательно и бесповоротно. Натали-Наталья этого честно и не скрывает. По ее словам, в результате голосования принято снижение ставки ЕСВ в 2016 году к единой ставке 22% и введена отмена удержания ЕСВ с заработной платы (дохода) физических лиц, с 1 января вводится электронная акцизная накладная для детенизации рынка топлива. Кроме того, вводится с 1 января 2016-го снижение ставок рентных платежей для добычи природного газа, отменяется специальный импортный сбор, освобождается от налогообложения международная техническая помощь. А главное – утвержден нужный дефицит госбюджета. И не важно, позволит он находить нужные средства или нет. Он, как сказала Натали-Наталья, «остается в рамках маяков МВФ».

Внешним целям служит и политический аспект принятия «кошторыса». Оно должно было продемонстрировать заказанный извне политический мир между разными частями украинской правящей элиты: единство проевропейской коалиции в Раде, взаимопонимание и сотрудничество между гарантом нации и премьер-министром, компромисс с оппозицией и т. д. Глава пропрезидентской фракции БПП Юрий Луценко заклинал коллег-мандатоносцев: «...Это не партийный документ. Это бюджет, который нужен всей стране. Бюджет – это залог того, что страна будет развиваться. Тот, кто проголосует, тот возьмет на себя ношу. Тот, кто этого не сделает, – бросит страну в пропасть». «Мы поддерживаем все предложения депутатских фракций, которые направлены на экономическую стабилизацию. Нам надо будет работать и далее – не только над этим бюджетом, но и над всеми реформами, как по налогам, так и в медицине и образовании. И я остаюсь оптимистом. Мы способны проводить реформы и достигать результата. Единство – это наш залог успеха», – заклинал всех и Яценюк. И его можно понять – ему еще добирать второй «ярд». А как это сделать, если денег извне не будет и красть внутри будет уже негде? Вот проблема-то, проблемище, я бы даже сказал...

И госбюджет типа есть, а вот внутренний мир под вопросом. Даже не потому, что против госбюджета проголосовала фракция «Оппозиционного блока». Это как раз нормально – оппозиция должна оппонировать в таких вопросах, иначе нафиг она нужна. Гораздо показательно то, что против проголосовала фракция «Самопомочи», входящая, как известно, в «самую единую в мире правящую коалицию». Это суперпризнак нездоровья и потенциального раскола в правящем режиме. Потому что, во-первых другие признанные фрондеры Рады как сидели, так и сидят на измене. Они хоть и проклинали госбюджет, но, по ходу, что-то в нем выторговали и потому давонули «за». Однако уже после получения обещанного фронда вновь заявит о себе. Во-вторых, поведение «Самопомочи», которая уже не видит возможности даже соблюдать приличия и демонстрировать единство, свидетельствует: либо львовские и киевские «самодрочеры» что-то знают насчет перспектив политических процессов в стране и уже готовятся к новым выборам на волне критики, либо сами готовят такие процессы и не хотят подставляться «сотрудничеством с антинародным режимом». А как еще можно объяснить их фронду? Не заботой же о народе, в конце концов. Плевать они хотели на этот народ...

...Но, повторюсь, госбюджет принят, и главковерх, скорее всего, его подпишет. Конечно, разговоры е его секвестре (пересмотре), уверен, уже начались. Но идут они пока только в курилках и на тайных сборищах: пока денег не дадут, депутаты и министры, президентские и премьерские будут демонстрировать такое тесное единство, что сиамские близнецы бобры-трансвеститы, сросшиеся тазами, позавидуют соитию. Но даже если секвестр и не понадобится, то страна все равно будет жить (не говорю – развиваться) под внешним управлением. И под внешним диктатом. А плохо это или хорошо, каждый, увы, почувствует на себе. Уже скоро. Особенно когда извне бабок не дадут. Потому как обещать не означает жениться. Это даже Натали-Наталья Джареско-Яресько должна знать...
Владимир Скачко
Источник: Версии

Комментариев нет:

Отправить комментарий