суббота, 2 апреля 2016 г.

А. Запольскис. Битва за янтарь в Ровно как зеркало перспектив украинской государственности

https://cont.ws/post/238511 02.04.16

Таблице умножения без разницы,
вы продаете или покупаете.
КОНТ https://aleksanderzapolskis.cont.ws/uploads/posts/238511.jpg

На Украине опять идут бои. Уже не только в зоне АТО. Помимо Донбасса, до активной стрельбы дело дошло и на западе Украины, в Ровенской и Житомирской областях. Наиболее свежий инцидент случился под городом Сарны, где несколько сотен местных граждан противостоят полиции и Национальной гвардии Украины. В ход пошли автоматы и легкая бронетехника. С обоих сторон. Правда, следует отметить, что пока и те и другие стараются стрелять в воздух и больше угрожать последствиями, стремясь избежать реальных жертв. Однако до взятия пленных дело уже дошло. Местные блокировали колонну полиции, присланной из Львова на усиление. Сейчас стороны "договариваются" об обмене задержанных "народом" полицейских на местных жителей, арестованных полицией за сопротивление или за незаконную добычу янтаря. Все это откровенно смахивает на обмен пленными.
Хотя все, в первую очередь киевское правительство, пытаются представить происходящее лишь мелким местным хозяйственным конфликтом, на самом деле речь уже идет о прогрессирующем распаде всей конструкции украинского государства. Причина, как всегда, экономическая.

В качестве примера возьмем ту же Ровенскую область. Отсталой она была всегда. Даже в лучшие годы ее вклад в общий ВВП Украины не превышал 2,5 - 2,7%, а сейчас он упал до 1,5%. Изрядная доля местного населения жила заработками на стороне, например, в России, пока существовала такая возможность. Плюс транзитные грузоперевозки и некоторые другие виды деятельности. Добыча янтаря долгие годы оставалась мало кому интересной. Старатели ею занимались, но объем добычи не впечатлял. В целом по стране он не превышал 6 - 7 тонн в год и был мало интересен "серьезным людям", в том числе - государству. Оно выдавало лицензии на добычу, которые мало кто официально покупал. Полиция как бы ловила браконьеров и типа боролась с незаконной добычей.

Изредка шум подымали экологи, так как частная добыча как правило велась самым примитивным образом, не предусматривая какой бы то ни было природовосстановительных мероприятий. На облюбованном участке старатели вырубают лес, заливают территорию водой и мотопомпами вымывают в земле глубокие, до 10 метров, ямы. Поднятая на поверхность грязь содержит янтарь. После исчерпания делянки, ее бросают и переходят к следующей.

Естественно, на денежных потоках сидел местный криминал. Платить налоги в казну не считали нужным ни он, ни сами старатели, тем более - соблюдать официальную государственную монополию на добычу янтаря.

Февральский майдан 2014 года не просто сменил официальный геополитический вектор Украины, он окончательно сломал экономический механизм существования страны. Источников "дохода" стало значительно меньше, что в корне изменило отношение властей к ним.

По мере сокращения других видов занятости, украинцы стали больше уделять внимания "собирательству". В том числе почти привычному нелегальному старательству. По данным за 2014 год суммарная добыча янтаря на Украине составила примерно 30 тонн, из которых 90% - были подняты нелегально. На единственной в мире бирже янтаря в Гданьске (Польша) один грамм необработанного камня, в зависимости от размера, цвета и состояния, стоит от 3 до 8 евро. Если взять среднюю цифру за 5 евро, то годовую добычу янтаря на Украине можно оценить в 200 - 220 млн. долларов.

Вот за эти деньги сейчас борьба и обострилась. Дело в том, что раньше, скажем, в 2010 году, ВВП Украины составлял 136 млрд. долл, в которых доля Ровенской области (2,2% от общего ВВП) равнялась 2,9 млрд. На этом фоне добыча нескольких тонн янтаря, приносившая, "на гданьской бирже" каких-то 50 млн. долл, выглядела малоинтересной детской возней в песочнице.

Сегодня ВВП страны упал почти до 89 млрд. долл, а доля Ровенской области в нем сократилась до 1,5%, т.е. до 1,3 млрд, в то время как добыча янтаря в той же Ровенской области, в тех же "гданьских" ценах, поднялась как минимум до 150 млн. Грубо говоря, чисто местечковый нелегальный бизнес достиг размеров 10% от регионального ВВП.

Конечно, те 200 млн. долл. в год достаются не самим копателям. Низовое звено "производственной цепочки" сидит на почти на голодном пайке. Времена, когда за сезон они могли подымать по 30 - 50 тыс. долл. на человека давно прошли. Сегодня "минус", т.е. самая мелкая фракция весом каждого камня не более 2 грамм, скупщиками оплачивается примерно по 30 долларов за кило. "Двойка" (от 2 до 4 г) - до 1200 долл. за кило. Камни весом более 200 грамм оцениваются индивидуально, без связи с их весом. Грубо говоря, копатели получают около 2 долларов за грамм. И это в лучшем случае. Часто расценки много ниже, например, 20 гривен за полный граненый стакан янтаря.

Таким образом расклад получается довольно простой. Из 200 млн долл годового оборота, примерно 20 - 30 млн. оседает на месте, ориентировочно поровну разделяясь между старателями и всякого рота мелким местным криминалом. Еще около 20 млн. официально "имеет" государство. И 150 млн. долл полностью уходит в теневой оборот. С которого там кормятся все. Пограничники. Таможня. Служба безопасности Украины. Олигархи. Всякие прочие "серьезные люди". Война "за янтарь" началась потому, что этот рынок в 2014 году начали пытаться переделить самые высшие государственные эшелоны, с областных губернаторов начиная и президентом заканчивая. Переделить в лучших украинских традициях - просто отжать все доходы себе, используя государство лишь в качестве прикрытия. Тот же губернатор Ровенской области просит у главы МВД Украины ввести в северные районы подразделения Национальной гвардии. Та же картина в Житомирской области.

Что, впрочем, не удивительно. В результате проводимой страной внешней и внутренней политики, количество доходных бизнесов на Украине резко сокращается, а власть придержащие там продолжают рассматривать свое служебное положение в первую очередь с позиции ее использования для личного обогащения.

Но есть в происходящем и важный геополитический момент. Не смотря на большое желание, центральная государственная власть, тем не менее, оказывается не в силах преодолеть местное сопротивление. По ту сторону баррикады тоже есть оружие и бронетехника, следовательно там существуют свои вооруженные формирования, ликвидировать которые уже не может даже всесильное СБУ. Да и само СБУ все больше демонстрирует признаки наличия существенных центробежных тенденций. Причем, по мере того, как центр исчерпывает свои козыри, регионы убеждаются в том, что "так", в смысле, не подчиняться Киеву публично, "можно" во все большей и большей степени.

Фактически это означает конец нынешней конструкции Украины как единого централизованного государства. Местные элиты там не умеют соблюдать договоренности. Любые компромиссы ими постоянно проверяются на прочность. Вдруг договоренности можно малость в свою пользу пересмотреть? Можно! А если еще в свою пользу? А еще? Процесс продолжается до тех пор, пока либо давление не упирается в действительно непреодолимую стену, либо пока противник не оказывается окончательно изгнан "с поляны". Отжать янтарный бизнес "киевские" не сумели. Стало быть, изгнание их "с поляны" становится лишь вопросом времени. Вероятнее всего - довольно скорого. Политика никогда не существует сама по себе, она всегда является лишь продолжением экономики. Утрата Киевом контроля над экономикой в регионах неизбежно закончится существенным пересмотром распределения властных полномочий. Естественно, не в пользу центра. Надо полагать, нас ждет очень интересная осень.

Комментариев нет:

Отправить комментарий