29.06.16
Они начали что-то подозревать
Необъявленный траур
В Украине официальные данные референдума восприняли, без преувеличения, как личное поражение.
Глядя на поникшие лица государственных мужей, проевропейских политиков, ведущих центральных каналов, складывалось впечатление, что они получили известие об успешном окончании строительства Керченского моста или о признании Соединенными Штатами ДНР.
Но речь шла всего лишь о суверенном праве каждого народа и государства на самоопределение.
Почему тогда эта с виду обычная новость повергла в шок политическую элиту Украины, вернее, ту ее часть, которая выступает за интеграцию страны в ЕС?
Ответ, собственно, только что прозвучал — именно проевропейски настроенные политики забили в набат после решения большинства британцев покинуть ЕС.
Ничего удивительного в этом нет, ведь легко можно догадаться, что вся внутренняя, да и внешнеполитическая доктрина майдановской власти держится только на абстрактной идее вступления Украины в Евросоюз, который давно — еще со времен президентства Кучмы и Ющенко — представлялся украинцам как рай и решение всех их проблем, достижение экономического и финансового благополучия.
Теперь же, с вероятным уходом Великобритании, ЕС действительно пустил трещину. Насколько она глубока — покажут ближайшие год-два, но уже сейчас ясно, что ЕС ждут большие испытания, а учитывая тернистый и долгий путь Украины в общую европейскую семью (который, по сути, еще и не начинался), можно вообще предположить, что Евросоюз прикажет долго жить еще раньше, чем официальный Киев приблизится к нему хотя бы на обозримое расстояние.
Конечно, сохраняется высокая вероятность того, что Евросоюз выживет и без Британии, правда, нельзя не принимать во внимание, что некоторые его члены могут последовать примеру Лондона и организовать подобные референдумы. Мы еще остановимся на этом позже.
Говоря же о варианте сохранения ЕС без Великобритании, но в существующих границах, надо подчеркнуть, что и в этом случае киевским властям будет уже в разы сложнее проводить свою проевропейскую линию. Ведь и без референдума в Британии вера украинцев в европейскую сказку значительно пошатнулась после миграционного кризиса и серий терактов во Франции и Бельгии.
По сути, козырь с продвижением Украины в Европу (вернее — иллюзией этого) после референдума в Британии оказался джокером, а других карт на руках украинских властей уже не осталось, ведь за два года их внешняя и внутренняя политика оказалась провальной.
Понимая это, украинские власти, а точнее — отдельные их представители, например, вице-спикер Рады И.Геращенко, поспешили заявить, что из-за выхода Британии Европа может сосредоточиться на решении новых проблем и опять не предоставит безвизовый режим Украине.
Скорее всего, власть имущие в Украине это понимали и знали уже давно, но с голубых экранов и полос газет внушали украинцам еще с 2014 года, что не сегодня завтра они будут ездить в Европу без виз.
А поскольку ЕС, скорее всего, отказал бы в безвизе Украине и в этом году, украинские политики вынуждены перевести стрелки на Британию, которая своим выходом «опять срывает европейские мечтания и надежды украинцев».
Потеря авторитетного покровителя?
В общественно-политической среде Украины буквально вслед за результатами референдума в Великобритании начали выражать опасения, что в ЕС исчезнет англосаксонское влияние — ведь кроме всего прочего, Британия являлась, по сути, глазами, ушами и часто языком США в Европе.
Лондон, как второй после Вашингтона противник Москвы, последовательно проводил политику, направленную на конфронтацию России и ЕС после событий в Украине 2013-2014 гг., был одним из главных инициаторов максимальной изоляции России и введения против нее санкций.
Естественно, отношения Великобритании и России пока не изменятся в лучшую сторону. Но теперь, покидая ЕС, Британия уже не сможет лоббировать там выгодные ей решения, а ориентированные на нее и Штаты страны Балтии, Польша, Румыния имеют слишком малый вес в Евросоюзе, чтобы проводить необходимую Лондону и Вашингтону политику.
Поэтому вполне обосновано, что украинские власти — в первую очередь президент П.Порошенко — поспешили выразить свою обеспокоенность неожиданным решением Великобритании.
В частности, украинский лидер выразил надежду, что Британия все же останется в Евросоюзе, а антироссийские санкции будут продлены.
Денег ждать не стоит
Несмотря на то, что Великобритания стояла в ЕС лишь одной ногой, не входя в еврозону и Шенген (как де-факто дополнение к ЕС), ее выход, по мнению ряда аналитиков, скорее всего, даст импульс для аналогичных процессов в других странах-членах ЕС.
Говорить о принципе домино пока еще рано, но вполне реально прогнозировать, что успешные референдумы о выходе из Европейского союза могут пройти в 2-3 странах, например Голландии, Швеции, возможно, Дании или Финляндии — то есть в самодостаточных государствах, которые к тому же после Германии и Франции являются основными донорами этого объединения.
Если это произойдет, ЕС останется без многомиллиардных вливаний, а беднейшие его члены — страны Балтии, Польша, Болгария и Румыния — без части дотаций, так необходимых их бюджетам.
На днях посол Литвы в Украине Марюс Януконис в эфире одного из украинских ток-шоу заявил, что Литва за 10 лет членства в ЕС получила около 6 млрд евро дотаций, что является вполне достойной суммой для этой страны.
Не нужно быть большим экспертом, чтобы понять: Украина уже давненько пускала слюнки и сама рассчитывала так же присосаться к жирному бюджету ЕС — даже во время ассоциации с ним. После Brexit ЕС задумается скорее над тем, где брать деньги для действующих членов союза, а не для попрошаек извне.
Нереально было ждать от ЕС дотаций в украинскую казну даже в случае решения Британии остаться в союзе с Брюсселем — во-первых, киевские коллеги давно утратили доверие у европейцев (если оно вообще было), и давать кровные миллионы евро на проедание или выплату старых долгов было бы контрпродуктивно; во-вторых, если небольшая по размерам Литва получила целых 6 млрд, то сколько средствнеобходимо выделить Украине, чтобы причесать ее хотя бы до уровня Чехии или Польши?
Борьба за европейские туалеты
Не секрет, что в Великобритании работает множество граждан других членов Евросоюза, в первую очередь из Прибалтики и Польши (на 2015 год в Британии зафиксировано около 850 тысяч работающих поляков).
Согласно опросу, проведенному сразу после референдума популярным в Великобритании сайтом вакансий Totaljobs, более 87% человек, работающих в этом государстве, обеспокоены возможностью лишиться работы.
Естественно, массового исхода рабочей силы из Великобритании ожидать не стоит, но вполне реально, что какая-то часть трудовых мигрантов из ЕС вынуждена будет покинуть туманный Альбион.
Если это произойдет, то на континентальную Европу вернется до 3-4 миллионов безработных, которые встанут перед простым выбором — либо искать работу в других странах ЕС, что вызовет небывалую конкуренцию за рабочие места, либо возвратиться к себе домой и работать за в разы меньшую зарплату.
И если, например, румынские, болгарские или прибалтийские работники не конкуренты украинским, то вернувшиеся на родину поляки могут спровоцировать в Польше аналогичные процессы в отношении трудовой миграции.
В такой ситуации у украинских батраков, которых в Польше только по официальным данным 1,5 миллиона, вообще не останется вариантов, кроме как уезжать назад в бесперспективную Украину, и без того находящуюся в состоянии рекордной безработицы.
Кроме того, возвращение трудовых мигрантов из Польши оборвет или ограничит существенный источник финансирования Западной Украины.
Ведь украинские «заробитчаны» ежегодно перечисляли в Украину миллиарды долларов (естественно, не только из Польши, но и из других стран ЕС). Так, в 2015 году они перечислили домой более 7,5 млрд долларов, а за первые 4 месяца этого года — свыше 550 млн «вечнозеленых».
Конечно, по поводу Brexit еще рано ставить даже три точки. Но сам факт того, что одна из стран Евросоюза (и заметим, передовая страна) поставила под сомнение будущее Европы как единого политического и экономического организма, нанес существенный урон украинским властям.
Сейчас их заявления — это уже не былые резкие выпады в сторону России, подкрепленные четкой позицией Евросоюза. Киев боится остаться один на один со своими проблемами, понимая, что поднадоел Европе, которая в последнее время поддакивала ему через силу и во многом благодаря влиянию на нее США и Британии.
Перед украинскими властями встал вопрос: что делать с европейской сказкой, которая постепенно исчезает, как лондонский туман, и куда теперь вести в очередной раз обманутую страну.
Они начали что-то подозревать
Новость о выходе Великобритании из ЕС, без преувеличения, взбудоражила мировую общественность. Буквально с первых минут после обнародования результатов голосования в интернете начали появляться первые комментарии и выводы по этому поводу. Уже на этот момент можно собрать внушительный пласт аналитики о Brexit и его последствиях.
В этом же обзоре мы предлагаем читателям рассмотреть, как резонансный референдум в Британии может повлиять на европейское будущее Украины, которая, как известно, последние два года активно стремится попасть в объединенную Европу — запустившую, как видно по Brexit, обратный процесс.
Необъявленный траур
В Украине официальные данные референдума восприняли, без преувеличения, как личное поражение.
Глядя на поникшие лица государственных мужей, проевропейских политиков, ведущих центральных каналов, складывалось впечатление, что они получили известие об успешном окончании строительства Керченского моста или о признании Соединенными Штатами ДНР.
Но речь шла всего лишь о суверенном праве каждого народа и государства на самоопределение.
Почему тогда эта с виду обычная новость повергла в шок политическую элиту Украины, вернее, ту ее часть, которая выступает за интеграцию страны в ЕС?
Ответ, собственно, только что прозвучал — именно проевропейски настроенные политики забили в набат после решения большинства британцев покинуть ЕС.
Ничего удивительного в этом нет, ведь легко можно догадаться, что вся внутренняя, да и внешнеполитическая доктрина майдановской власти держится только на абстрактной идее вступления Украины в Евросоюз, который давно — еще со времен президентства Кучмы и Ющенко — представлялся украинцам как рай и решение всех их проблем, достижение экономического и финансового благополучия.
Теперь же, с вероятным уходом Великобритании, ЕС действительно пустил трещину. Насколько она глубока — покажут ближайшие год-два, но уже сейчас ясно, что ЕС ждут большие испытания, а учитывая тернистый и долгий путь Украины в общую европейскую семью (который, по сути, еще и не начинался), можно вообще предположить, что Евросоюз прикажет долго жить еще раньше, чем официальный Киев приблизится к нему хотя бы на обозримое расстояние.
Конечно, сохраняется высокая вероятность того, что Евросоюз выживет и без Британии, правда, нельзя не принимать во внимание, что некоторые его члены могут последовать примеру Лондона и организовать подобные референдумы. Мы еще остановимся на этом позже.
Говоря же о варианте сохранения ЕС без Великобритании, но в существующих границах, надо подчеркнуть, что и в этом случае киевским властям будет уже в разы сложнее проводить свою проевропейскую линию. Ведь и без референдума в Британии вера украинцев в европейскую сказку значительно пошатнулась после миграционного кризиса и серий терактов во Франции и Бельгии.
По сути, козырь с продвижением Украины в Европу (вернее — иллюзией этого) после референдума в Британии оказался джокером, а других карт на руках украинских властей уже не осталось, ведь за два года их внешняя и внутренняя политика оказалась провальной.
Понимая это, украинские власти, а точнее — отдельные их представители, например, вице-спикер Рады И.Геращенко, поспешили заявить, что из-за выхода Британии Европа может сосредоточиться на решении новых проблем и опять не предоставит безвизовый режим Украине.
Скорее всего, власть имущие в Украине это понимали и знали уже давно, но с голубых экранов и полос газет внушали украинцам еще с 2014 года, что не сегодня завтра они будут ездить в Европу без виз.
А поскольку ЕС, скорее всего, отказал бы в безвизе Украине и в этом году, украинские политики вынуждены перевести стрелки на Британию, которая своим выходом «опять срывает европейские мечтания и надежды украинцев».
Потеря авторитетного покровителя?
В общественно-политической среде Украины буквально вслед за результатами референдума в Великобритании начали выражать опасения, что в ЕС исчезнет англосаксонское влияние — ведь кроме всего прочего, Британия являлась, по сути, глазами, ушами и часто языком США в Европе.
Лондон, как второй после Вашингтона противник Москвы, последовательно проводил политику, направленную на конфронтацию России и ЕС после событий в Украине 2013-2014 гг., был одним из главных инициаторов максимальной изоляции России и введения против нее санкций.
Естественно, отношения Великобритании и России пока не изменятся в лучшую сторону. Но теперь, покидая ЕС, Британия уже не сможет лоббировать там выгодные ей решения, а ориентированные на нее и Штаты страны Балтии, Польша, Румыния имеют слишком малый вес в Евросоюзе, чтобы проводить необходимую Лондону и Вашингтону политику.
Поэтому вполне обосновано, что украинские власти — в первую очередь президент П.Порошенко — поспешили выразить свою обеспокоенность неожиданным решением Великобритании.
В частности, украинский лидер выразил надежду, что Британия все же останется в Евросоюзе, а антироссийские санкции будут продлены.
Вряд ли оставшаяся без англосаксов Европа в кратчайшие сроки помирится с Россией, закроет глаза на ее конфликт с Украиной и опять начнет плодотворный экономический и политический диалог:
— во-первых, пока достаточно скептично по поводу снятия санкций с РФ настроена Германия; другие весомые страны Евросоюза — страны Бенилюкса, Скандинавии, как правило, не делая резких заявлений, соглашаются с проводимой Брюсселем политикой, это же можно сказать и про Францию;
— во-вторых, выход из ЕС довольно длительный и может занять полтора-два года; все это время Великобритания будет сохранять практически все права, что и другие члены объединенной Европы;
— в-третьих, Великобритания, как и США, имеют еще достаточно рычагов влияния на Европу, например через НАТО.
Денег ждать не стоит
Несмотря на то, что Великобритания стояла в ЕС лишь одной ногой, не входя в еврозону и Шенген (как де-факто дополнение к ЕС), ее выход, по мнению ряда аналитиков, скорее всего, даст импульс для аналогичных процессов в других странах-членах ЕС.
Говорить о принципе домино пока еще рано, но вполне реально прогнозировать, что успешные референдумы о выходе из Европейского союза могут пройти в 2-3 странах, например Голландии, Швеции, возможно, Дании или Финляндии — то есть в самодостаточных государствах, которые к тому же после Германии и Франции являются основными донорами этого объединения.
Если это произойдет, ЕС останется без многомиллиардных вливаний, а беднейшие его члены — страны Балтии, Польша, Болгария и Румыния — без части дотаций, так необходимых их бюджетам.
На днях посол Литвы в Украине Марюс Януконис в эфире одного из украинских ток-шоу заявил, что Литва за 10 лет членства в ЕС получила около 6 млрд евро дотаций, что является вполне достойной суммой для этой страны.
Не нужно быть большим экспертом, чтобы понять: Украина уже давненько пускала слюнки и сама рассчитывала так же присосаться к жирному бюджету ЕС — даже во время ассоциации с ним. После Brexit ЕС задумается скорее над тем, где брать деньги для действующих членов союза, а не для попрошаек извне.
Нереально было ждать от ЕС дотаций в украинскую казну даже в случае решения Британии остаться в союзе с Брюсселем — во-первых, киевские коллеги давно утратили доверие у европейцев (если оно вообще было), и давать кровные миллионы евро на проедание или выплату старых долгов было бы контрпродуктивно; во-вторых, если небольшая по размерам Литва получила целых 6 млрд, то сколько средствнеобходимо выделить Украине, чтобы причесать ее хотя бы до уровня Чехии или Польши?
Борьба за европейские туалеты
Не секрет, что в Великобритании работает множество граждан других членов Евросоюза, в первую очередь из Прибалтики и Польши (на 2015 год в Британии зафиксировано около 850 тысяч работающих поляков).
Согласно опросу, проведенному сразу после референдума популярным в Великобритании сайтом вакансий Totaljobs, более 87% человек, работающих в этом государстве, обеспокоены возможностью лишиться работы.
Естественно, массового исхода рабочей силы из Великобритании ожидать не стоит, но вполне реально, что какая-то часть трудовых мигрантов из ЕС вынуждена будет покинуть туманный Альбион.
Если это произойдет, то на континентальную Европу вернется до 3-4 миллионов безработных, которые встанут перед простым выбором — либо искать работу в других странах ЕС, что вызовет небывалую конкуренцию за рабочие места, либо возвратиться к себе домой и работать за в разы меньшую зарплату.
И если, например, румынские, болгарские или прибалтийские работники не конкуренты украинским, то вернувшиеся на родину поляки могут спровоцировать в Польше аналогичные процессы в отношении трудовой миграции.
В такой ситуации у украинских батраков, которых в Польше только по официальным данным 1,5 миллиона, вообще не останется вариантов, кроме как уезжать назад в бесперспективную Украину, и без того находящуюся в состоянии рекордной безработицы.
Кроме того, возвращение трудовых мигрантов из Польши оборвет или ограничит существенный источник финансирования Западной Украины.
Ведь украинские «заробитчаны» ежегодно перечисляли в Украину миллиарды долларов (естественно, не только из Польши, но и из других стран ЕС). Так, в 2015 году они перечислили домой более 7,5 млрд долларов, а за первые 4 месяца этого года — свыше 550 млн «вечнозеленых».
Конечно, по поводу Brexit еще рано ставить даже три точки. Но сам факт того, что одна из стран Евросоюза (и заметим, передовая страна) поставила под сомнение будущее Европы как единого политического и экономического организма, нанес существенный урон украинским властям.
Сейчас их заявления — это уже не былые резкие выпады в сторону России, подкрепленные четкой позицией Евросоюза. Киев боится остаться один на один со своими проблемами, понимая, что поднадоел Европе, которая в последнее время поддакивала ему через силу и во многом благодаря влиянию на нее США и Британии.
Перед украинскими властями встал вопрос: что делать с европейской сказкой, которая постепенно исчезает, как лондонский туман, и куда теперь вести в очередной раз обманутую страну.
Комментариев нет:
Отправить комментарий