31.07.16
Василий Батура
Политолог
В сегодняшнем социополитическом поле существуют разные каналы и инструменты познания и исследования действительности.
Вряд ли что-то может сравниться по воздействию и распространенности использования в обывательской среде с телевидением, к которому можно причислить и интернет-трансляции.
Телевидение давно стало инструментом управления людьми в любых масштабах, что является результатом его высокого манипулятивного потенциала.
Постулируется, что в таких эфирах отсутствует сценарий, подача в телеэфир происходит с первого дубля, участвуют «обычные» люди, не имеющие практики в игровом жанре, и условия съемок максимально приближены к реальным (в отдельных случаях — экстремальные ситуации и борьба за жизнь).
Однако это не так. На самом деле такого рода телевидение является компромиссом между постановкой и реальной жизнью, т.е. ключевые моменты отслеживаются и регулируются различными способами, и что важно, у такого телеэфира есть цель, рамки, экономический (деловой) и политический аспекты и контексты.
Обычно чем беднее и зависимее общество, тем большее влияние на него имеет телевидение. «Хлеба и зрелищ!» — универсальный лозунг обывателя до сегодняшних дней. И если хлеба становится меньше, то нагрузка на зрелища возрастает. До прозрения и коликов в животе.
«Свободное» украинское общество, каким его рисуют многие, в основном поддерживало свой имидж за счет полифоничности своих сюжетов, источников и тем в СМИ.
Цензуры, в традиционном для постсоветского понимания смысле, здесь не было, а была текущая целесообразность, что, в общем-то, одно и то же, только с другим режимом существования. Нет единой идеологии, а есть цели и способы их достижения.
Постмодернистский подход позволяет утверждать всё, что может быть изречено. Шоу должно продолжаться. Украинское телевидение — это поле конкуренции, в основном коммерческих группировок, где политика играет вспомогательную, инструментальную роль.
С началом украинско-российского конфликта ситуация определенным образом изменилась — о необходимости государственной цензуры и манипуляции информацией заявляют депутаты Верховной Рады Украины. (См: «Шустер LIVE. Будни» от 21.07.16 г. — с 54 мин. 24 сек.).
Не стоит забывать, что телевидение в большой мере играет роль развлечения и отвлечения. И чем больше происходит обеднение и люмпенизация общества, тем сильнее роль телевидения.
На самом деле то же реалити-телевидение может быть не более объективно и достоверно, чем любое экранизированное фантастическое произведение, стоит лишь расставить свои акценты, снабдить картинку своим контекстом, подсадить зрителя на волну «людоедства» или бесцельных мечтаний.
Телевидение есть удобная среда для жизни разнообразных симулякров (копий без оригинала), где режиссер трансляции создает нужные смыслы, в которых живут реципиенты ТВ-продукта.
Зритель проживает не свою жизнь, а тот квест (игру-приключение), который навязал режиссер, без возможности повлиять на жизнь реальную.
Василий Батура
Политолог
В сегодняшнем социополитическом поле существуют разные каналы и инструменты познания и исследования действительности.
Вряд ли что-то может сравниться по воздействию и распространенности использования в обывательской среде с телевидением, к которому можно причислить и интернет-трансляции.
Телевидение давно стало инструментом управления людьми в любых масштабах, что является результатом его высокого манипулятивного потенциала.
Особый вкус этому инструменту познания придает претензия на объективность, документальность, непредвзятость и информативность. В этом направлении развивается т.н. «реалити телевидение», малой частью которого является реалити-шоу.
С.К.Кара-Мурза выделяет следующие виды таких манипуляций:
1) Фабрикация фактов.
2) Отбор для материала событий реальности.
3) Серая и черная информация.
4) Большие психозы.
5) Утверждение и повторение.
6) Дробление и срочность.
7) Упрощение, стереотипизация.
8) Сенсационность.
9) Изменение смысла слов и понятий.
(2007 г.)
Постулируется, что в таких эфирах отсутствует сценарий, подача в телеэфир происходит с первого дубля, участвуют «обычные» люди, не имеющие практики в игровом жанре, и условия съемок максимально приближены к реальным (в отдельных случаях — экстремальные ситуации и борьба за жизнь).
Однако это не так. На самом деле такого рода телевидение является компромиссом между постановкой и реальной жизнью, т.е. ключевые моменты отслеживаются и регулируются различными способами, и что важно, у такого телеэфира есть цель, рамки, экономический (деловой) и политический аспекты и контексты.
Обычно чем беднее и зависимее общество, тем большее влияние на него имеет телевидение. «Хлеба и зрелищ!» — универсальный лозунг обывателя до сегодняшних дней. И если хлеба становится меньше, то нагрузка на зрелища возрастает. До прозрения и коликов в животе.
«Свободное» украинское общество, каким его рисуют многие, в основном поддерживало свой имидж за счет полифоничности своих сюжетов, источников и тем в СМИ.
Цензуры, в традиционном для постсоветского понимания смысле, здесь не было, а была текущая целесообразность, что, в общем-то, одно и то же, только с другим режимом существования. Нет единой идеологии, а есть цели и способы их достижения.
Постмодернистский подход позволяет утверждать всё, что может быть изречено. Шоу должно продолжаться. Украинское телевидение — это поле конкуренции, в основном коммерческих группировок, где политика играет вспомогательную, инструментальную роль.
С началом украинско-российского конфликта ситуация определенным образом изменилась — о необходимости государственной цензуры и манипуляции информацией заявляют депутаты Верховной Рады Украины. (См: «Шустер LIVE. Будни» от 21.07.16 г. — с 54 мин. 24 сек.).
Не стоит забывать, что телевидение в большой мере играет роль развлечения и отвлечения. И чем больше происходит обеднение и люмпенизация общества, тем сильнее роль телевидения.
На самом деле то же реалити-телевидение может быть не более объективно и достоверно, чем любое экранизированное фантастическое произведение, стоит лишь расставить свои акценты, снабдить картинку своим контекстом, подсадить зрителя на волну «людоедства» или бесцельных мечтаний.
Телевидение есть удобная среда для жизни разнообразных симулякров (копий без оригинала), где режиссер трансляции создает нужные смыслы, в которых живут реципиенты ТВ-продукта.
Зритель проживает не свою жизнь, а тот квест (игру-приключение), который навязал режиссер, без возможности повлиять на жизнь реальную.
Одно из сильных средств прервать порочный круг блужданий в полуреальности — взять ответственность на себя, перестать искать крайних, виноватых и строить свой мир своими руками, по возможности вовлекая в него окружающих.
Комментариев нет:
Отправить комментарий