среда, 20 июля 2016 г.

Эксперимент «Демократия»

Предлагаю устроить его в отдельно взятом районе Минска

http://imhoclub.lv/ru/material/eksperiment_demokratija   20.07.16
 Григорий Трофимчук Россия
 Политический аналитик

Правила игры


В сегодняшнем интервью ИМХОклубу российский политолог Григорий Трофимчук отвечает на вопросы о демократии и либерализме в постсоветских государствах, а также о том, какая власть приемлема для общества, если оно желает развиваться.



Григорий Павлович Трофимчук. Политолог, публицист, председатель экспертного совета Фонда поддержки научных исследований «Мастерская евразийских идей», первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития, участник Экспертно-аналитической лиги «Ресурсные стратегии» МГУ им. М.В.Ломоносова.


— Вы много говорите о демократии, а также о том, что для РФ, равно как и иных стран постсоветского пространства, демократия — неприемлемая форма управления обществом. Почему?

— Наши люди, в отличие от Запада и значительной части Европы, долго жили в СССР, поэтому имеют уникальную возможность сравнить свою жизнь с той, прошлой, и той, в которой они вынуждены находиться уже четверть века, после распада большой страны.

Мягко говоря, сравнение не в пользу либерально-рыночной демократии. Конечно, если ездить куда-то туристом, тогда везде хорошо, но жить постоянно в каком-нибудь «шведском социализме» — это испытание не для многих.

Поэтому кто-то берёт такой формат строя как «демократия» в кавычки, кто-то не берёт, но суть для 90 процентов жителей бывшей советской территории только одна: ежедневно растущие тарифы и цены на всё, безработица, бензин и вода по цене золота; здравоохранение, образование, жильё за деньги, почти всегда недоступные. Это всё.

Поэтому рассказывать им об античных греках в белых одеждах и семантике термина «демократия», как это было на стыке 80-90 гг. прошлого века, уже не надо. Могут убить.



Особенно это касается россиян, которые люто ненавидят демократию и демократов уже с 1992-1993 гг., после полутора-двух лет общественно-политического эксперимента. Но до остальных республик пока ещё многое не дошло, они ещё не наигрались в слова. Но это только пока.



К примеру, в одной из них сегодня ввели такую экзотическую плату, как тариф за сдачу экзамена. Всё объясняется очередным «экономическим кризисом», каким-то там пятидесятым по счёту.

Но ведь когда постсоветские народы вводились в этот режим, им объясняли, что будет всё наоборот: полные карманы денег и никаких там брежневских «застоев».

Поэтому даже не знаешь, что сказать, что пожелать в этом плане Беларуси. Не пожелаешь ей натуральной, без примесей демократии — попадёшь под раздачу либералов; пожелаешь — уже через пару лет будешь проклят всем белорусским народом.

Что касается России, то в ней давно тот же самый демократический формат, как во Франции, Германии или США, с почти незаметным, непринципиальным местным колоритом.

Говоря — уж заодно — и об Украине, замечу, что сменив несколько самых разных президентов, украинские граждане (как и многие другие на месте смерти СССР) так и не поняли, что регулярное падение уровня жизни, что ежедневный рост тарифов и цен — это и есть самая настоящая демократия. Какой она всегда была на Западе.

И другой демократии в природе не существует. Включая главную её составляющую и отличительную особенность: мощный коррупционный пресс и неподсудных коррупционеров «класса А».

Кстати, это когда-то в наивном СССР были копеечные взятки, но теперь на эти земли мощно приходит западный формат воровства в государственном масштабе: коррупция. Пока мы в этом жанре ещё дети, у нас многое ещё впереди.

Поэтому не надо этим украинцам, ждущим счастливой демократии, что-то доказывать со стороны. Раз не дошло на многих примерах, особенно в счастливый, чисто европейский период Ющенко 2005-2010 годов — значит, примите ещё более жёсткую либерально-демократическую модель. И так до бесконечности. Пока из организмов не вытечет последняя влага, остатки желудочного сока.



Поэтому если в далёком будущем что-то и сможет снова объединить русских и украинцев — так это одно и то же, одинаковое отношение к «демократии».




— Беларусь долгое время позиционировала себя как социально ориентированное государство. Сейчас денег в бюджете всё меньше. Либералы предлагают свой путь. Как считаете, необходим ли нам некий ограниченный социальный эксперимент? И как, на ваш взгляд, он должен выглядеть?

— Становится ясно, что многие белорусы не успокоятся до тех пор, пока не причастятся к настоящему либерализму и подлинной демократии. Персонально, лично, всем своим телом и всей своей семьёй, без исключения, невзирая на возраст близких им пенсионеров. Так как на чужих примерах до нас, как водится, ничего не доходит.

До многих белорусов не доходят даже такие эпохальные примеры, которые находятся прямо у них под боком: в частности, Россия, самозабвенно разрушенная советскими людьми в 1991-м, где через два года, как уже было сказано, они же готовы были устроить обратный переворот, пытаясь вернуть невозвратное.

Да даже немцы, жившие когда-то в ГДР, сегодня почти в полном составе с удовольствием метнулись бы назад, через свою Берлинскую стену. Особенно те, которые никогда не жили в ГДР, становящейся легендой.

Но, к сожалению, нет уже ни той сказочной стены, ни самой страны.

Поэтому чтобы гарантированно снять напряжение (необоснованные ожидания, которые всегда заканчиваются опасно) внутри белорусского общества, я бы предложил местным коллегам устроить небольшой социальный эксперимент. Основав в столице Беларуси «Минский экспериментальный район №1» под рабочим названием «Демократия». Что-то типа свободной зоны, как это бывает в экономике.

Выделить специальную территорию в городе, чтобы ввести там тарифы и цены, достойные настоящей демократии. Также ввести европейскую плату за парковку личного автотранспорта во дворах; думаю, тариф в половину стандартной зарплаты жителя столицы будет выглядеть достаточно либерально.



А начать — со стандартной демократической платы за жильё: поднять в сто раз расценки на квадратные метры, воду, отопление, лифты, вывоз мусора, бензин, за пользование окном и крышей и т.п.



Как это было всегда в Европе, а не как в «совке», то есть почти задарма. Увешать всех счётчиками на всё что только можно, даже на лишний вес конечного продукта в унитазах.

И пусть там, в этом районе, люди сидят, вычисляют на калькуляторах свои миллилитры, сантиметры и гигакалории, как это предлагается всем делать сейчас в странах с истинно верной системой.

Весь мир, затаив дыхание, будет наблюдать за Минском, гарантирую вам.

И никаких «спиралей Бруно» вокруг экспериментального района, ни в коем случае. Это вам не гетто. Людям, которые будут — как в истинных демократиях — все в долгах и пожизненных ипотеках, надо будет просто нежно сказать: ну а теперь вы можете свободно путешествовать по всему миру… Включая счастливых пенсионеров в шортах.

Но только надо делать, а не говорить. Пока Беларусь наконец жёстко, без всякого юмора не перелицевали всеми этими разговорами о несуществующих «рождественских открытках».

Надо, чтобы после такого эксперимента длиной лет в десять-пятнадцать группа испытуемых сама утвердила преимущества реальной демократии, порекомендовав его всем своим согражданам. Или — не порекомендовав.

Да, чуть не забыл, — и обязательно свободную прессу внутри экспериментальной зоны: тысячи самых разных наименований. Хотя читать им будет особенно некогда, это вам не «совок», где люди полдня могли отдыхать на диванах, без потери в качестве жизни.


— В таком случае, какая власть приемлема для общества, если оно желает развиваться, а не влачить жалкое существование на постсоветском пространстве? Что для вас значит «сильная власть»?

— Что такое сильная власть, автократия, диктатура?



Называйте её как угодно. Но по сути — это та самая власть, у которой нельзя украсть ни рубля.



В РФ в этом смысле — полный порядок, демократия и либерализм, и это ещё одно подтверждение подлинности продукта. Так что снимите, пожалуйста, все ваши нелепые и пустые обвинения в её адрес.


Беседовал Александр Попов

Комментариев нет:

Отправить комментарий