четверг, 29 сентября 2016 г.

А. Холина. Быть бедным — круто

http://um.plus/2016/05/24/dobro-pozhalovat-v-zombi-ekonomiku/ http://www.euromag.ru/storage/c/2010/03/11/1317643366_868423_95.jpg29.09.16.
Арина Холина
um.plus © 2016

Быть бедным — круто

Интернет бушует. Волну подняла «анонимная пиарщица», которая живет на грани нищеты на 3000 евро в месяц. Съемная квартира в пределах Садового за сто тысяч рублей – просто чтобы не было стыдно отвечать на вопрос «Куда тебя подвезти» простодушным: «В Сокольники».

Я стыжусь того, что у меня есть кеды за 250 евро. По моей логике кеды за 250 евро – это неприлично много. Это ведь кеды и они должны стоить как кеды – ну, 60 евро, а лучше еще меньше. Еще у меня есть несколько дорогих сумок. Я не вижу разницу — одна стоит дороже другой на 500 евро – и это какие-то бессмысленные деньги, они потрачены на имя. Оно того стоит? Нет, конечно, оно того не стоит. Я приду с сумкой за 700 евро или за 70 евро, или даже за 7 евро – и ничего в моей жизни не изменится. Потому что я не оцениваю себя как то, что на мне одето. Или как то, на чем я езжу.

Я тоже зарабатываю 3000 евро (иногда – две, а сразу после кризиса бывало местами и одну), и раньше это было в два раза больше, но я богата. Потому что не измеряю свою стоимость деньгами. И точно не вещами, которые имеют определенную цену лишь ради того, чтобы те, кому не хватает самооценки, могли бы ощутить собственную значимость уже потому, что их платье стоит в 15 раз выше реальной стоимости.

Мы живем на краю общества потребления. Где практически все оценивается и является потенциальной собственностью. Собственная личность. Друзья. Любовники. Иногда даже дети

Дети – это ведь тоже собственность, они принадлежат родителям, они являются источником любви и преданности. Они в определенном смысле твои личные рабы – или домашние животные. Это не фантазия, что многие люди детей в общем и целом рассматривают как то, что им принадлежит.

Индустриально общество, такое прогрессивное лет сто пятьдесят назад, превратилось в чудовище с жуткой философией – “стань богатым или умри” (и это означает много-много-много собственности, то есть потребления). Люди видят себя исключительно через деньги, через престиж, который можно купить за деньги, через статус, который можно купить за деньги, через красоту и сексуальность – тоже приобретенные за деньги.

Деньги стали универсальной величиной, которой можно все измерить. “Если такой умный, почему такой бедный?” Да, эта фраза не совсем так звучит в оригинале, и важен контекст, но слова ушли в народ – и этот вопрос стал уже риторическим. Ты не можешь быть умным и бедным. По фиг на Диогена, Спинозу, Маркса, Ван Гога, Рэмбо и причих великих (и бедных).

Ты не можешь не стремиться к деньгам (или не завидовать им) – потому что в нашем обществе даже здоровый асектизм считается чем-то вроде греха

Ты не можешь считать себя полноценным человеком, если счастлив, зарабатывая свои 3000 евро. Или еще меньше.

Одна женщина, у которой богатый муж, открыла салон красоты вместе со знакомой. И теперь у нее горе – ей приходится раз в месяц летать в Милан за самыми последними коллекциями (и обновлениями последних коллекций), так как круг ее новой знакомой, те клиентки, которых она приводит – у них у всех сверхбогатые мужья, и они там каждый день меряются, у кого дороже и новее платье, у кого богаче и больше автомобиль.

Вот так люди на полном серьезе живут. Даже этой женщине, которая и сама не сахар, такая гонка кажется безумием – но она влилась в поток, потому что не готова иметь собственное мнение.

Люди рехнулись. Кто-то обладает миллиардным состоянием и строит себе одну за другой яхты… не яхты даже, скорее лайнеры – и все это ради того, чтобы платить безумные деньги за обслуживание, и видеть эту яхту раз в год, и еще чтобы все, кто ходит в зоне парковки этого судна тыкали пальцем и говорили: “Господи, каким же идиотом надо быть?! Там еще и подводная лодка, бугага!”.

Они не знают, на что тратить все эти деньги, они только и ищут, что бы такое купить, чтобы деньги обрели смысл. Потому что вроде бы владение большими деньгами должно иметь какой-то смысл – но нет, смысла нет. И радости нет. Может, удовольствие иногда и приходит, но вот радость – очень редко. Такая радость, которая каждый день. Которая вроде счастья – ну, когда ты искренне влюблен, то каждый день для тебя насыщен чувствами, и тебе каждый день хорошо, ты просыпаешься с радостью, живешь с ней, засыпаешь.

Все дело в том, что такую радость приносят не деньги. Ты можешь мало зарабатывать или много зарабатывать – не в этом дело, это все мишура.

Главное – чтобы человек определял себя через свои интересы, через анализ, через отношения. А не через вещи

И не через количество денег. Потому что количество само по себе не имеет ни малейшего значения. Какая мне разница, сколько у человека денег? Он что, собирается мне подарить часть, или купить лекарства для бездомных, или построить музей? Если собирается – то отлично, я вижу для себя в этом пользу, даже если и косвенную. Но если нет – то какая мне разница, он в месяц зарабатывает 30 тысяч рублей или 300 тысяч евро?

Вот стоит богатый мужчина, и костюм у него с Севил Роу, и ботинки за 1500 евро, и яхта у него есть, и пятнадцать домов, но он скучный, он банальный. Все, я ушла. Или вот девушка, милая такая, в свои 50 выглядит на 28, и у нее сумка стоит больше моей квартиры, и она плетет чушь какую-то: мол, у мужа две любовницы, надо вставить грудь на три размера больше. Эээ? Вот сейчас случится чудо – и я проникнусь благоговением?

Или девушка спускает все деньги на дорогие салоны красоты, где все то же самое, что в дешевых – только в двадцать раз дороже, и она два месяца голодала, но купила себе какие-то там сапоги must have, и у нее такие же сухие крашеные белые волосы, как у всех блондинок – и только она думает, что этот выжженный оттенок отличается от других выжженных оттенков, но она до черта гордится тем, что “живет как богатая”, потому что — “у нее есть мечта”, а в голове – пусто, потому что книги, фильмы, события, над которым надо думать, и мысли, которые нельзя купить – ей совершенно не интересны, она больна, она ощущает себя лишь как приложение к этим своим сапогам, без них она – никто, и сейчас у нее такая козья морда, с помощью которой она смотри на всех окружающих, потому что – must have сапоги (или это просто сапоги жмут?) и на ногтях у нее лак за 8000 рублей, а в доме, где она снимает квартиру, живет известный режиссер.

И только ей, бедной, кажется, что все эти вещи и услуги что-то меняют. Она бедная, да, она всегда будет бедной – потому что ей нечего предложить, кроме этих бессмысленных тряпок.

Бедные люди – это те, у кого нет самих себя, кто не думает, не чувствует, не перегоняет через себя действительность, чтобы как-то ее осмыслить, улучшить, придумать нечто особенное

Который понимает собственную значимость только через материальное – через предметы, через услуги, через места. Есть предметы – ты счастлив. Нет предметов – ты ничтожество.

Возможно, мне стало бы жалко такого человека, если бы он доказал, что хоть раз устроился где-то с книжкой, почитал, подумал, хотя бы попробовал переосмыслить свою жизнь, свои мечты. Но нет – это такие создания, которые живут стереотипами, общими установками, массовой истерией, маркетинговыми ловушками. Прямо хочется как-то им помочь – вслух Фромма почитать или Ортегу де Гассет. Вдруг где-то там забрезжит, что не для денег люди живут, не ради сапог, а ради того, чтобы этот мир становился более гуманным, удобным, терпимым, спокойным и чтобы люди не хотели друг друга убивать? И что смысл только в этом, а не в блевотном престижном потреблении, которое придумали ради мифических классовых различий, которые в наши дни похожи на пародию, и которых приличный человек стыдится, а не подчеркивает всеми этими своими нелепыми понтами. Аминь. Будьте счастливы. Зарабатывайте меньше. Влюбляйтесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий