воскресенье, 4 сентября 2016 г.

Узбекистан: четыре сценария и один выход. Игра на упреждение

http://imhoclub.lv/ru/material/uzbekistan_chetire_scenarija_i_odin_vihod 04.09.16
Глеб Шутов Беларусь
Старший аналитик Центра внешнеполитических и стратегических исследований




Вчера в Самарканде похоронили президента Узбекистана Ислама Каримова. В стране объявлен трехдневный траур.
 


О смерти 78-летнего Каримова было официально объявлено вечером в пятницу. Главу государства госпитализировали 27 августа после перенесенного инсульта. Впервые информация о смерти Каримова появилась 29 августа, однако впоследствии ее неоднократно опровергали.

Каримов занимал пост президента Республики Узбекистан бессменно с 1991 года, до этого с марта 1990-го также руководил Узбекской ССР. В советский период находился в должности Первого секретаря ЦК Коммунистической партии Узбекистана (с 1989 по 1991 год) и министра финансов республики.

Временно исполняющим обязанности президента Узбекистана назначен спикер верхней палаты парламента Узбекистана Нигматулла Юлдашев. Процедура назначения прошла в соответствии с Конституцией республики.

Ситуация заставляет задуматься о транзите власти в среднеазиатской республике. Уход такого харизматичного лидера, как Каримов, может обернуться катастрофой. Существует несколько сценариев развития событий. Рассмотрим наиболее популярные.

Сценарий первый. Клановая борьба

Для человека, освещающего политическую «кухню» той или иной страны, особенно соблазнительно писать о клановой или фракционной борьбе в духе «Игры престолов». Писать о борьбе кланов — самый дешевый способ прослыть знатоком внутренней политики, ведь речь идет о вещах таинственных и, казалось бы, сокрытых от глаз обывателя.

В эти дни тему узбекской «войны престолов» с особым вкусом смакуют некоторые украинские ресурсы (ссылки: 1, 2).

Региональные группы влияния, несомненно, могут присутствовать в политической жизни многих стран. Однако узбекские кланы имеют определенную специфику: население современного Узбекистана, в отличие от предков казахов, кыргызов и туркмен, вело оседлый, земледельческий, а не кочевой образ жизни. Соответственно, кланы формировались не по родовому, а по территориальному признаку1.


Кланы в Узбекистане. Источник: vestifinance.ru


Эксперты насчитывают на территории Узбекистана от трех до семи основных кланов. Из общего числа можно выделить пять клановых объединений:

1. Самаркандский клан (в нем выделяют бухарскую и джизакскую группу). По оценке МИПЭ, его влияние по 10-балльной шкале равно 8 баллам. 22% ВВП и 19,8 % населения. Концентрирует административный ресурс.

2. Суркаш (включает представителей Сурхандарьинской и Кашкадарьинской областей юга Узбекистана). Степень влияния — 4,5 балла. 15% ВВП и 16,7% населения.

3. Ташкентский клан. Степень влияния — 7,5 балла. 31% ВВП и 17,2% населения. Концентрирует торгово-финансовые силы.

4. Ферганский (в его составе выделяют ферганскую, наманганскую и андижанскую группы). Степень влияния — 6 баллов. 21% ВВП и 28% населения страны. В этом регионе сильны позиции ислама.

5. Хорезмский. Степень влияния — 4 балла. 3% ВВП и 5,6% населения Узбекистана2.


В связи с тем, что основой узбекской экономики является выращивание хлопка, вполне логично, что наиболее мощными при советской власти были те кланы, на территории которых производилась основная масса «белого золота» — то есть ферганский и самаркандский кланы.

Ш.Рашидов был представителем самаркандского клана («Хлопковое дело»), после него республику возглавили уроженцы Ферганской области А.Усманходжаев и Р.Нишанов, но в 1989 году после волнений в Фергане их сменил Ислам Каримов3.

Каримова иногда называют представителем самаркандского клана (то есть клана, соперничающего с ферганским — любители конспирологии могли бы акцентировать внимание на том, что первым источником, сообщившим о смерти Каримова еще 29 августа, стал ресурс «Фергана.ру»), однако после крушения СССР перед Каримовым стояла задача сохранить стабильность в стране.


Пример Таджикистана, в котором гражданская война разгорелась в том числе и по причине клановой вражды4, надо думать, побудил Каримова проводить политику по снижению роли кланов в узбекской политике.

В период правления Каримова была сделана ставка на молодых технократов, одним из которых иногда называют нынешнего вице-премьера и министра финансов Рустама Азимова.


Однако «война кланов» маловероятна по следующим причинам:

Во-первых, соблюдается определенная иерархия кланов.

В-вторых, столкновение между тройкой ведущих кланов может в итоге навредить их интересам, и поэтому наиболее вероятен компромисс.

В-третьих, как отмечают эксперты, в последнее влияние кланов на политическую жизнь Узбекистана ослабло. Причиной является политика Ислама Каримова, под руководством которого была создана работающая система управленческих институтов, границы кланов размылись, и возникли новые объединения по интересам, для которых не так уж важно происхождение5.


Итак, маловероятно, что именно клановая борьба будет определять политику Узбекистана после ухода Каримова. Проблемы с кланами могут начаться у преемника Каримова, если тот не будет обладать авторитетом национального лидера и не сможет так же искусно играть роль посредника между кланами, как скончавшийся президент.

Также клановый фактор может сыграть свою роль при ослаблении центральной власти, а это возможно лишь при наличии противоречий среди управленцев.

Сценарий второй. Номенклатурная война

Элитный конфликт возможен при условии, что в самой элите есть несколько лидеров, которые могут побороться за власть.

Но ярких лидеров в узбекистанской власти не так уж и много — в качестве возможных претендентов выделяют трех человек: главу СНБ Рустама Иноятова, премьер-министра Шавката Мирзияева и вице-премьера Рустама Азимова6.

Фаворитом среди трех возможных преемников является 59-летний Шавкат Мирзияев — именно он поздравил узбекистанцев с Днем независимости республики. Мирзияева иногда называют дальним родственником российского бизнесмена Алишера Усманова. Шавката Мирзияева относят к самаркандскому клану, хотя он, как и Каримов, стремится занимать надклановую позицию.

Вице-премьер Рустам Азимов на год младше Мирзияева и родом из Ташкента. Его иногда причисляют к прозападным политикам.

И Мирзияев, и Азимов находятся в хороших отношениях с главой Службы национальной безопасности Узбекистана Рустамом Иноятовым, который, как полагают эксперты, лишен властных амбиций и на роль преемника Каримова не претендует.

Итак, наиболее вероятное распределение власти после Каримова может вполне соответствовать узбекской поговорке: «Самаркандец правит, ташкентец считает деньги, а ферганец молится».

Таким образом, ни клановые противоречия, ни раскол в элите нельзя назвать основным фактором возможной дестабилизации в Узбекистане после ухода Каримова.

Гораздо опаснее может быть ситуация, если периодом властной паузы воспользуется третья сила — например, исламские радикалы.

Сценарий третий. ИГИЛ в Средней Азии

Ослабление центральной власти может вызвать к жизни радикальных исламистов.

Известно, что представители радикальной организации «Исламское движение Узбекистана» год назад заявили о самороспуске и влились в ряды ИГИЛ7.

Также год назад узбекистанские спецслужбы сообщали о предотвращении терактов, которые готовились совершить исламисты8.

Распространению радикальных идей в Узбекистане может способствовать высокий процент молодежи и сравнительно высокий уровень безработицы (5,2%)9.


Возрастной состав населения стран СНГ по данным на 2012 год. Источник: demoscope.ru

Наиболее вероятным очагом радикализации может стать Ферганская область. Известно, что на территории соседнего Кыргызстана, вблизи узбекской границы, компактно проживают узбеки, так что радикализация может распространиться за пределы Узбекистана на всю Ферганскую долину.

Более того, эксперты говорят о едином террористическом подполье Кыргызстана и Казахстана10. В Бишкеке в конце августа террорист-смертник совершил теракт, казахстанские спецслужбы сообщили о раскрытии трех террористических групп11.

Складывается ощущение, что в последнее время террористы активно «прощупывают» на прочность страны Центральной Азии (можно вспомнить также июньские теракты в казахстанском Актобе).

Если будет реализован этот сценарий, то может вспыхнуть вся Средняя Азия, поэтому узбекистанский кризис власти может иметь серьезные последствия для будущего евразийской интеграции.

Сценарий четвертый. Сепаратизм

Сепаратистский вариант развития событий довольно часто находится «в тени». Тем не менее существует проблема т.н. независимого Каракалпакстана.

В соответствии со ст. 74 Конституции Узбекистана, допускается выход Каракалпакстана по итогам референдума12.

Во время правления Каримова особых тенденций к отделению не наблюдалась, но в условиях кризиса центральной власти нельзя исключать угрозы выхода Каракалпакстана из состава Узбекистана. Благо, есть прецедент Крыма и Косово.

Территория Республики Каракалпакстан известна благодаря тяжелой экологической ситуации на Аральском море. Также на территории республики, которая составляет примерно треть территории Узбекистана, находятся запасы углеводородов и стратегически значимые инженерные коммуникации.



Республика Каракалпакстан в составе Республики Узбекистан. Источник: uzinfoinvest.uz

Каракалпаки — родственный казахам народ. В начале 90-х часть каракалпакской общественности ратовала за присоединение к Казахстану13.

В том случае, если Каракалпакстан на фоне кризиса власти объявит о своем выходе из состава Узбекистана и захочет войти в состав, скажем, Казахстана, может начаться конфликт между Астаной и Ташкентом, который ни к чему хорошему для Средней Азии не приведет.


Игра на упреждение

Кризис политической власти — это не только тревожное время, но и пора перемен. Узбекистан после ухода Каримова может столкнуться с такими вызовами, которые ему будет сложно решить в одиночку.

Покольку кризис в Узбекистане может оказать дестабилизирующее влияние на весь регион, необходимо заранее, не дожидаясь обострения ситуации, предпринять меры по включению Узбекистана в орбиту евразийской интеграции.

Возможно, как раз сейчас пришла пора для Узбекистана вновь вступить в ОДКБ и присоединиться к ЕАЭС.
   

Примечания

1 Кланы и коррупция в Узбекистане
2 Оценка влиятельности кланов, по данным доклада МИПЭ
3 Узбекистан в системe центральноазиатской региональной геополитики
4 Р.Бобохонов. История формирования этнорегиональных кланов в Таджикистане
5 Станет ли Узбекистан второй Украиной? Что ждет Центральную Азию после ухода Ислама Каримова
6 Пять преемников Каримова, или Туманное будущее Узбекистана
7 Исламское движение Узбекистана заявило о присоединении к ИГ
8 СНБ Узбекистана: члены ИГИЛ готовили ряд терактов к выборам президента республики
9 Уровень безработицы в Узбекистане на начало года составил 5,2%
10 В Казахстане и Кыргызстане cейчас идет выстраивание единого террористического подполья
11 Три радикальные группировки обезврежены на западе Казахстана
12 Конституция Республики Узбекистан
13 Алга, Каракалпакстан!

Комментариев нет:

Отправить комментарий