02.11.16
Владимир Скачко
Если 17 ноября сего года Конституционный суд Украины (КС) начнет рассмотрение дела по конституционному представлению 57 народных депутатов о соответствии Конституции Украины закона «О принципах государственной языковой политики» от 3 июля 2012 года №5029-VI, то уже сегодня можно говорить: будет дан старт новой внутриполитической эскалации противостояния.
С непредсказуемыми последствиями. Как говорится, к гадалке не ходи.
Во-первых, есть горький опыт. Решение Верховной Рады об отмене этого закона, принятое сразу по следам госпереворота 22 февраля 2014 года, как сегодня говорят, «напугало» жителей Крыма и всего украинского юго-востока. И вызвало у них стремление обезопаситься от подобного самоуправства центра. Там началось то, что после окрестили «русской весной». Крымчане провели референдум о независимости от Украины и потом попросились в Россию, что и было принято Москвой. Крым был «наш», а стал «не наш». И превратился в мировую проблему, горькие плоды которой больше всех собирает Украина. И территорию она потеряла, и отношения с Россией испортила на многие годы, пожиная серьезные экономические потери, компенсировать которые не могут никакие всплески «арийского патриотизма» в исполнении людей с дуршлагами на макушках и Степаном Бандерой в головах.
Еще более страшными оказались события в Донбассе, где вслед за Крымом образовались ДНР с ЛНР. И началась полномасштабная гражданская война, которая сегодня называется в Киеве «агрессией России». Но убивают друг друга граждане Украины, и это красноречиво говорит само за себя и определяет более точную дефиницию...
За отмену закона тогда, 24 февраля 2014-го, проголосовали 232 народных депутата из 334 зарегистрировавшихся в зале. Эйфория майданной победы била в головы, и казалось, что расово правильная «украинская Украина» («УУ») победила навсегда и повсеместно. И. о. президента Украины и спикер Рады Александр Турчинов, что называется, «схамэнувся» (одумался) и не подписал закон. Но было уже поздно. И 14 апреля того же года Турчинову пришлось начинать АТО в Донбассе, а «противоядия» от «вежливых людей» в Крыму не нашлось вовсе – он «ушел»...
Во-вторых, нечто подобное в разных масштабах и в разных же регионах вполне можно прогнозировать уже сегодня, даже не дожидаясь вердикта конституционных судей. Отношение к закону как «ватно-колорадскому» проявлению расово правильные патриоты и идиоты сформировали в виде представления в КС еще летом 2014-го. И вот сейчас суд может приступить к его рассмотрению. Развитие же ситуации может напрямую зависеть от вердикта судей.
Если они признают закон конституционным, то он в новых условиях станет началом реальной децентрализации регионов в гуманитарной сфере. Упомянутый закон, известный еще как «закон Кивалова–Колесниченко», был полумерой и полупопыткой правящей Партии регионов выполнить свои предвыборные обещания предоставить русскому языку в Украине статус второго государственного. «Регионалы» трусливо и цинично на это не пошли, а приняли половинчатый закон, который сейчас предусматривает возможность официального двуязычия в регионах, где численность нацменьшинств превышает 10%. На основании этого закона, кстати, буквально на днях, несмотря на «Азов» и «Правый сектор», активисты Днепра (города) и Ужгорода потребовали усилить статус русского языка на своих территориях.
А тогда, в 2012-м, после принятия закона, в частности, как утверждают знатоки-эксперты, Одесский областной и городской советы, Харьковский, Херсонский, Николаевский, Запорожский, Севастопольский, Днепропетровский и Луганский горсоветы, Краснолучский горсовет (Луганская область), Запорожский, Донецкий, Херсонский, Николаевский и Днепропетровский областные советы приняли решение о признании русского языка региональным. Венгерский язык стал региональным в городе Берегово (Закарпатье), молдавский (румынский) – в селе Тарасовцы Черновицкой области и в селе Белая Церковь Раховского района Закарпатской области. Это была, можно сказать, языковая децентрализация, ее прообраз...
Если же КС признает закон неконституционным и отменит его действие, то под удар будет поставлена не только децентрализация, а весь комплекс мер, предусмотренных «Минскими соглашениями-2» по достижению мира в Донбассе и выходу Украины из гражданского конфликта. А децентрализация в виде особого статуса ДНР/ЛНР, закрепленного в Конституции Украины, – это один из краеугольных камней всего «Минска-2». Сам же «Минск-2» уже провозглашен гарантом украинской нации безальтернативным. Если хотеть мира, конечно. Потому что, сказал украинский президент, альтернативы у «Минска-2» тоже две: война в Донбассе или война с Россией. И при этом гарант напомнил будущим «хероям» – как живым, так и потенциально мертвым – о, мягко говоря, ресурсной разнице и разнице в возможностях у Украины и России. Более чем откровенно это было сказано...
Сегодня не до конца ясно, почему КС, который еще 10 октября 2014 года открыл производство по делу о конституционности закона, более двух лет мурыжил вопрос, а сегодня взялся рассматривать. Самый простой ответ – сроки подошли – никого не устроит. В том числе и ситуационно. Объяснений же может быть тоже два: либо хотят признать конституционным и приблизить децентрализацию, либо хотят отменить и спровоцировать новый виток эскалации и продлить войну, распространив ее за пределы Донбасса. Зачем? А чтобы окончательно «победить вату и сепаров по всей Украине». Или проиграть. Тоже все окончательно. Тут все просто, как в математике, где дважды два – обычно четыре...
...Впрочем, есть третий вариант отношения к закону: мурыжить его и дальше, как при Януковиче. «Диктатор», как известно, «закон Кивалова–Колесниченко» подписал. И поручил Кабинету министров создать рабочую группу для разработки предложений по совершенствованию законодательства о порядке применения языков в Украине. А «рабочая группа» – это вернейший путь ничего не делать, а заболтать проблему до безобразия и полного паралича. В надежде, что как-нибудь он само рассосется. В Украине, как видим, не рассосалось...
Владимир Скачко
Если 17 ноября сего года Конституционный суд Украины (КС) начнет рассмотрение дела по конституционному представлению 57 народных депутатов о соответствии Конституции Украины закона «О принципах государственной языковой политики» от 3 июля 2012 года №5029-VI, то уже сегодня можно говорить: будет дан старт новой внутриполитической эскалации противостояния.
С непредсказуемыми последствиями. Как говорится, к гадалке не ходи.
Во-первых, есть горький опыт. Решение Верховной Рады об отмене этого закона, принятое сразу по следам госпереворота 22 февраля 2014 года, как сегодня говорят, «напугало» жителей Крыма и всего украинского юго-востока. И вызвало у них стремление обезопаситься от подобного самоуправства центра. Там началось то, что после окрестили «русской весной». Крымчане провели референдум о независимости от Украины и потом попросились в Россию, что и было принято Москвой. Крым был «наш», а стал «не наш». И превратился в мировую проблему, горькие плоды которой больше всех собирает Украина. И территорию она потеряла, и отношения с Россией испортила на многие годы, пожиная серьезные экономические потери, компенсировать которые не могут никакие всплески «арийского патриотизма» в исполнении людей с дуршлагами на макушках и Степаном Бандерой в головах.
Еще более страшными оказались события в Донбассе, где вслед за Крымом образовались ДНР с ЛНР. И началась полномасштабная гражданская война, которая сегодня называется в Киеве «агрессией России». Но убивают друг друга граждане Украины, и это красноречиво говорит само за себя и определяет более точную дефиницию...
За отмену закона тогда, 24 февраля 2014-го, проголосовали 232 народных депутата из 334 зарегистрировавшихся в зале. Эйфория майданной победы била в головы, и казалось, что расово правильная «украинская Украина» («УУ») победила навсегда и повсеместно. И. о. президента Украины и спикер Рады Александр Турчинов, что называется, «схамэнувся» (одумался) и не подписал закон. Но было уже поздно. И 14 апреля того же года Турчинову пришлось начинать АТО в Донбассе, а «противоядия» от «вежливых людей» в Крыму не нашлось вовсе – он «ушел»...
Во-вторых, нечто подобное в разных масштабах и в разных же регионах вполне можно прогнозировать уже сегодня, даже не дожидаясь вердикта конституционных судей. Отношение к закону как «ватно-колорадскому» проявлению расово правильные патриоты и идиоты сформировали в виде представления в КС еще летом 2014-го. И вот сейчас суд может приступить к его рассмотрению. Развитие же ситуации может напрямую зависеть от вердикта судей.
Если они признают закон конституционным, то он в новых условиях станет началом реальной децентрализации регионов в гуманитарной сфере. Упомянутый закон, известный еще как «закон Кивалова–Колесниченко», был полумерой и полупопыткой правящей Партии регионов выполнить свои предвыборные обещания предоставить русскому языку в Украине статус второго государственного. «Регионалы» трусливо и цинично на это не пошли, а приняли половинчатый закон, который сейчас предусматривает возможность официального двуязычия в регионах, где численность нацменьшинств превышает 10%. На основании этого закона, кстати, буквально на днях, несмотря на «Азов» и «Правый сектор», активисты Днепра (города) и Ужгорода потребовали усилить статус русского языка на своих территориях.
А тогда, в 2012-м, после принятия закона, в частности, как утверждают знатоки-эксперты, Одесский областной и городской советы, Харьковский, Херсонский, Николаевский, Запорожский, Севастопольский, Днепропетровский и Луганский горсоветы, Краснолучский горсовет (Луганская область), Запорожский, Донецкий, Херсонский, Николаевский и Днепропетровский областные советы приняли решение о признании русского языка региональным. Венгерский язык стал региональным в городе Берегово (Закарпатье), молдавский (румынский) – в селе Тарасовцы Черновицкой области и в селе Белая Церковь Раховского района Закарпатской области. Это была, можно сказать, языковая децентрализация, ее прообраз...
Если же КС признает закон неконституционным и отменит его действие, то под удар будет поставлена не только децентрализация, а весь комплекс мер, предусмотренных «Минскими соглашениями-2» по достижению мира в Донбассе и выходу Украины из гражданского конфликта. А децентрализация в виде особого статуса ДНР/ЛНР, закрепленного в Конституции Украины, – это один из краеугольных камней всего «Минска-2». Сам же «Минск-2» уже провозглашен гарантом украинской нации безальтернативным. Если хотеть мира, конечно. Потому что, сказал украинский президент, альтернативы у «Минска-2» тоже две: война в Донбассе или война с Россией. И при этом гарант напомнил будущим «хероям» – как живым, так и потенциально мертвым – о, мягко говоря, ресурсной разнице и разнице в возможностях у Украины и России. Более чем откровенно это было сказано...
Сегодня не до конца ясно, почему КС, который еще 10 октября 2014 года открыл производство по делу о конституционности закона, более двух лет мурыжил вопрос, а сегодня взялся рассматривать. Самый простой ответ – сроки подошли – никого не устроит. В том числе и ситуационно. Объяснений же может быть тоже два: либо хотят признать конституционным и приблизить децентрализацию, либо хотят отменить и спровоцировать новый виток эскалации и продлить войну, распространив ее за пределы Донбасса. Зачем? А чтобы окончательно «победить вату и сепаров по всей Украине». Или проиграть. Тоже все окончательно. Тут все просто, как в математике, где дважды два – обычно четыре...
...Впрочем, есть третий вариант отношения к закону: мурыжить его и дальше, как при Януковиче. «Диктатор», как известно, «закон Кивалова–Колесниченко» подписал. И поручил Кабинету министров создать рабочую группу для разработки предложений по совершенствованию законодательства о порядке применения языков в Украине. А «рабочая группа» – это вернейший путь ничего не делать, а заболтать проблему до безобразия и полного паралича. В надежде, что как-нибудь он само рассосется. В Украине, как видим, не рассосалось...
Комментариев нет:
Отправить комментарий