Фирменный знак медведевской внешней политики: много шума – и ничего
ФОТО: ИТАР-ТАСС
В дипломатической, как и
в большинстве остальных сфер своей президентской деятельности, Дмитрий
Медведев выполнял в основном формальную, «передаточную» функцию. Во всех его внешнеполитических решениях явно чувствовалось влияние Владимира Путина.
Русские правители всегда любили заниматься внешней политикой. Авторы «Нового Сатирикона» сто лет назад шутили: «По
утрам государь Иоанн Васильевич Грозный занимался иностранными языками:
вырывал языки заезжим иностранцам». Смягчение нравов, однако, коснулось
и России, так что за языки свои иностранцы могут больше не волноваться.
Но занятия дипломатией остались в числе любимых дел российских вождей,
как бы они ни назывались — императорами, генсеками или президентами.
Посему представление об уходящем в прошлое недолгом правлении Дмитрия
Медведева было бы неполным без взгляда на то, как третий президент
России действовал за рубежом и чего он на этом поприще достиг.
Русские правители всегда любили заниматься внешней политикой. Авторы
Первый
крупный внешнеполитический шаг Медведева был более чем серьезным: им
стала пятидневная война с Грузией в августе 2008 года.
Новый
президент тогда вел себя подчеркнуто уверенно, пытался говорить с
металлом в голосе, и в целом оценка его тогдашних действий укладывалась в
определение «мал,
да удал», хотя, конечно, в Москве, Тбилиси и западных столицах в это
выражение вкладывали разный смысл. Плоды той военной эскапады, однако,
трудно назвать обильными. Признание Россией независимости (от
Грузии) своих протекторатов, Южной Осетии и Абхазии, в мире не
поддержал никто, кроме нескольких экзотических стран. Грузинские власти
довольно быстро зализали раны, и общая расстановка сил на Кавказе в
результате «войны 080808» изменилась несильно.
Много
шума — и ничего. Это фирменный знак медведевской внешней политики, если
о ней можно говорить как о самостоятельном явлении. Самым громким
дипломатическим проектом Кремля за последние четыре года стала «перезагрузка»
отношений России и США, которые сильно испортились во время второго
президентского срока Владимира Путина из-за волны напугавших Кремль «цветных революций». Каков самый конкретный из результатов «перезагрузки»?
Пожалуй, подписанный три года назад в Праге Дмитрием Медведевым и
Бараком Обамой новый договор об ограничении стратегических вооружений.
Дело, бесспорно, нужное, но
в
условиях, когда ядерная война между США и Россией переместилась, слава
богу, в разряд фантастических сценариев, от СНВ-3 с самого начала веяло
чем-то безобидно-ненатуральным — «за всё хорошее, против всего плохого». Дела же более насущные для обеих сторон вперед продвинулись не особо.
С
помпой объявив об отмене задуманного Джорджем Бушем размещения системы
ПРО в Европе, администрация Барака Обамы просто слегка изменила
конфигурацию этого проекта — к явной досаде Москвы. Та, в свою очередь,
достроила АЭС в иранском Бушере, а в вопросе о ядерной бомбе, которой
хотят обзавестись аятоллы, осталась верна тактике сложных маневров между
Тегераном и Западом. По Афганистану и Северной Корее стороны вроде бы
сотрудничают, но в обоих случаях у России не так уж много рычагов
влияния на ситуацию.
Та роль, которую для российской политики в середине прошлого десятилетия сыграли «цветные революции», при Медведеве досталась «арабской
весне». Запад, пусть поначалу осторожно, поддержал в арабских странах
революционные силы, хотя некоторые из них выглядят довольно небезопасно
для самого Запада. Россия, напротив, выступила в роли защитницы
статус-кво, прежде всего в Сирии, где у нее есть серьезные
военно-политические и экономические интересы. Впрочем, горячая любовь к
Башару Асаду может быть следствием обиды, которую Москва почувствовала,
не получив вознаграждения за солидарность с Западом во время гражданской
войны в Ливии, когда Россия поддержала резолюцию СБ ООН,
санкционировавшую воздушные операции НАТО в этой стране.
Ну
а когда минувшей зимой пришел черед митинговой активности в самой
России, у российских верхов произошло такое же обострение синдрома
осажденной крепости, какое наблюдалось во время киевского майдана в 2004
году. Вновь пошли в ход зажигательные речи о деньгах госдепа, а
отношения с теми же США вернулись на уровень, не слишком отличающийся от
времен мюнхенской речи Владимира Путина. Случилась, можно сказать,
перезагрузка перезагрузки.
Кстати, это произошло не
только по отношению к Америке. В 2010 году был такой светло-трагический
момент, когда после гибели в смоленской авиакатастрофе части польской
элиты во главе с президентом Качиньским показалось, что благодаря
уместной и человечной реакции Москвы на это событие российско-польские
отношения выйдут из многолетнего тупика. Тогда Дмитрий Медведев совершил
красивый жест, прилетев на похороны Леха Качиньского, в то время как
многие мировые лидеры убоялись исландского вулкана, который как раз в те
дни парализовал авиасообщение над Европой. Но в итоге и здесь сработала
роковая формула «много
шума — и ничего». Расследование катастрофы польского самолета
обернулось очередной перебранкой Варшавы и Москвы, а оттепель в
отношениях вновь была отложена до лучших времен. Винить в этом, видимо,
следует обе стороны.
Для внешних наблюдателей ответ на вопрос «ху
из мистер Медведефф?» был в целом найден примерно к середине его
президентского срока. Тогда стало понятно, что эпоха Путина совсем не
кончилась, а видимую дипломатическую самостоятельность Медведева не
следует переоценивать.
В конце
концов, одна из немногих действительно существенных внешнеполитических
перемен последних лет — усиление позиций России на постсоветском
пространстве — оказалась связана с «авторскими»
проектами Владимира Путина вроде Таможенного союза и ЕЭП. Их будущее
далеко не безоблачно, но, по крайней мере, здесь у Москвы появилась
некая осмысленная стратегия — втягивание соседей в сферу своего
притяжения преимущественно экономическими средствами. На этом
направлении младший член тандема не проявил себя ничем, кроме послушного
исполнительства. Ездил в Киев, Минск и Астану, произносил нужные речи,
когда требовалось — «бодался»
с Лукашенко и Януковичем, когда нужда в этом отпадала — мирился... Но в
целом был куда более бледной фигурой в политике России на постсоветском
пространстве, чем всесильный премьер.
Завершением
внешнеполитической карьеры третьего президента России можно считать
недавний эпизод, когда из-за не выключенных вовремя микрофонов
достоянием гласности стала конфиденциальная беседа Обамы и Медведева.
Когда Барак сказал Дмитрию, что в случае победы на выборах в ноябре он
сможет быть более гибким на переговорах с Россией по ПРО, российский
президент ответил, что «передаст
эту информацию Владимиру». В этой фразе нет ничего удивительного или
неправильного: ко времени выборов в США президентом России вновь будет
Владимир Путин, и он должен быть в курсе дел. Но в ней много
символичного. В области внешней политики, как и в большинстве остальных
сфер своей президентской деятельности, Дмитрий Медведев выполнял в
основном именно «передаточную», формальную функцию. И
пребывание Медведева в Кремле вполне вписывается в рамки застольной прибаутки: «Между первой и второй перерывчик небольшой».
Так что, «закусив» Медведевым, российская история вновь «налила» себе Путина.
Комментариев нет:
Отправить комментарий