Armenia Today [ 14.10.2012 ] |
В
сентябре 2011 года на ярославском форуме в выступлении одного из самых
известных в России американских политологов Збигнева Бжезинского
прозвучал неожиданный для присутствующих, знакомых с биографией оратора и
его концепциями, пассаж о возможности выстраивания альянса Запада и
России «от Ванкувера до Владивостока». Повторение этого же тезиса в его
последней книге озадачило многих.
Трудно
поверить, что один из наиболее последовательных и жестких противников
Москвы пытается пересмотреть основы концепции, которая на протяжении
нескольких десятилетий требовала если не борьбы не на жизнь, а на
смерть, то изоляции и игнорирования страны, в советский период бывшей
для него и его коллег «империей зла», а в современный ставшей «черной
дырой» мировой геополитики. Земля круглая и обеспечивать мир «от
Ванкувера до Владивостока» можно в обоих направлениях, не только включая
в зону безопасности Россию, но и останавливаясь на ее восточной
границе. Бжезинский никогда не был замечен в симпатиях к России, но с
чувством юмора у него всегда все было в порядке. Предположим, однако,
что новая концепция безопасности Запада в целом и США в частности
предложена им всерьез.
Америке нужны новые партнеры
Сама
по себе его доказательная база проста. Америка слабеет, как и весь
западный мир. Все больше вопросов на планете решается без ее участия или
не так, как она бы хотела. Традиционные союзники и сателлиты ведут себя
все более независимо и не склонны уже подчинять собственные интересы
интересам патрона. Наращивает силы Китай – наиболее вероятный претендент
на статус конкурирующей с США сверхдержавы. Как следствие однополярный
мир, сформировавшийся после самороспуска Советского Союза, трещит по
швам: на повестке дня становление мира многополярного. В этом мире США и
весь Евро-Атлантический блок рискуют занять существенно более скромное
место, чем то, к которому Запад привык на протяжении как минимум
последних ста лет. Резюме: необходимы союзники, которыми могут быть
Турция и Россия. Прием первой в Евросоюз и интеграция второй в систему
глобальных ценностей либеральной демократии решат проблему. В противном
случае Западу грозит не только забвение былого величия, но через
некоторое время катастрофическое падение влияния.
Сокращение
в обозримой перспективе возможностей военно-политического блока,
упрощенно именуемого в отечественной практике Западом, до пределов,
которые недавно представлялись достижимыми только в рамках
агитационно-пропагандистских штампов идеологической войны, – такая же
реальность, как исчезновение с карты мира СССР и Югославии, не говоря
уже о прекращении существования Варшавского договора и СЭВ.
Объявление
Фрэнсисом Фукуямой статус-кво, достигнутого по результатам начала 90-х,
«концом истории» тем, кто с историей был знаком в объеме курса
советской средней школы, представлялось не более чем сомнительной
спекуляцией. Понимание такими людьми, как Бжезинский, того, что этот
оптимистический для Вашингтона и Брюсселя прогноз – не более чем
очередное желаемое, выданное за действительность, реверансы в адрес
России, а также готовность принять концепцию Евгения Примакова о
многополярном мире, не есть повод для радости. Мир становится не столько
многополярным, сколько бесполярным: на военно-политическую арену в
соответствии с раскритикованной за неполиткорректность концепцией «войны
цивилизаций» Самуэля Хантингтона выходят движения и организации,
неготовые подчиняться какому бы то ни было внешнему центру. Конкуренция
ведущих мировых игроков позволяет им успешно изыскивать необходимые для
своего функционирования ресурсы, используя борьбу международных альянсов
в собственных интересах. Помимо прочего, совершенно неясно, зачем
России превращаться в опору Запада в его гипотетическом будущем
противостоянии с Китаем, как, впрочем, и то, зачем это сегодняшней
Турции.
Альянсы с Россией: бывшие и возможные
Альянс
Москвы с Лондоном и Вашингтоном в противовес оси Рим – Берлин – Токио
был естественной данью раскладу сил, сложившемуся в начальный период
Второй мировой войны, и распался немедленно после ее завершения. В
годовщину 200-летия Отечественной войны 1812 года уместно вспомнить, что
русско-британский альянс против Наполеона в конечном счете окончился
Крымской войной. Точно так же, как победа во Второй мировой – холодной
войной и гонкой ядерных вооружений. Разумеется, бог троицу любит, но
мало кого в России может воодушевить традиция, в рамках которой Россия
объединяется с ведущими державами англосаксонского мира исключительно на
тот период, пока она им нужна в качестве спасательного круга, когда они
проигрывают войны, и союз разрывается сразу же после того, как вынесшая
на своих плечах основное бремя этих войн Москва вводит войска в столицу
побежденного противника. Или не вводит, поскольку союзники нарушили
свои обязательства в этой части, как было в случае оккупации Японии.
Осуждать тут некого и незачем, но учеба на предшествующих ошибках –
разумная плата за них.
Злорадство
по поводу того, что Запад, с обычным для него пренебрежением и
недоверием относившийся и продолжающий относиться к России, может
оказаться в положении, когда ему в очередной раз понадобится опереться
на нее, столь же неуместно, как и оптимизм по этому поводу. Умение
выжимать из обстоятельств все, что можно, не испытывая сантиментов, не
впадая в эйфорию, точно рассчитывая соотношение сил и возможностей, не
перегибая палку и не ставя перед собой невыполнимых задач, традиционно
не является сильной стороной России. Притом что обстоятельства часто
предоставляли ей все шансы для того, чтобы занять прочное место в ряду
держав первого ряда. Но пренебрежение разумной достаточностью в пользу
разорительных и рискованных проектов вроде Русско-японской или Первой
мировой войн, введения войск в Афганистан или участия в гонке
вооружений, в конкуренции с большинством стран в рамках «звездных войн»
столь же часто и последовательно обрушивало эти перспективы.
Рациональное
зерно в концепции Бжезинского для Москвы состоит в том, что в ней,
несмотря на сохраняющуюся риторику времен противостояния двух
идеологических систем, не видят больше главного противника, на борьбу с
которым необходимо поднимать весь западный военно-политический блок,
пока что, несмотря на все возможности его ослабления в будущем,
неизмеримо более влиятельный и могущественный, чем Россия. Это можно и
нужно использовать – не более того.
Перспективы
союза с конкурентами и противниками Запада против него самого, будь то
Иран, отдельные страны арабского мира или исламский мир в целом или тот
же Китай, – не более чем повторение ошибок руководства Российской
империи и СССР на последнем этапе существования этих предшественников
современной Российской Федерации. Попытки втянуть Москву в
противостояние с Западом, предлагаемые как альтернатива сегодняшнему
курсу руководства страны, успешно блокирующему международные инициативы
по проведению интервенции в Сирии на дипломатическом поле, без прямой,
тем более военной конфронтации с теми, кто пытается эту интервенцию
организовать, – следствие не только и не столько усилий иранского или
сирийского лобби, сколько естественной реакции целого поколения
отечественных военных и политиков. Последние уже устали ждать на
протяжении двух десятилетий начала сотрудничества с Западом, вместо него
они наблюдают попытки давления на Россию, игнорирования ее интересов и
невыполнения взятых на себя обязательств, которые большая часть
партнеров Москвы нарушала и нарушает по мере необходимости и
возможности. Реакция объяснимая, но нерациональная.
Союзники и противники
Повторим
еще раз: выиграть у Запада в рамках прямого военного столкновения не
только невозможно, но и бессмысленно – времена, когда результатов
добивались военными победами и оккупацией государств противника, прошли.
Провалы США в Ираке и Афганистане свидетельствуют об этом точно так же,
как и успешная с военной точки зрения кампания в Ливии, ставшая для
НАТО пирровой победой, приведя к дестабилизации всей Северной Африки и
открыв дорогу в Европу миллионам африканских нелегалов. По самым
скромным подсчетам, «арабская весна», уничтожив заградительный барьер в
лице авторитарных режимов Туниса, Ливии и Египта, привела в движение
около 18 миллионов человек, направившихся к южному побережью
Средиземного моря на настоящий момент. Демографические, экологические и
военно-политические сдвиги в Африке южнее Сахары позволяют предположить,
что это только начало нового «великого переселения народов», которое по
объективным причинам имеет мало отношения к России, но состояние дел в
Европе может изменить катастрофически.
Это
реальная угроза, но, повторим, не для нашей страны в отличие от так
называемой желтой угрозы со стороны Китая, Японии или других стран
Тихоокеанского региона. Старение населения в Китае, спровоцированное
политикой «одна семья – один ребенок», означает невозможность
демографической экспансии. Реальное положение дел с китайской
иммиграцией в Сибири и на Дальнем Востоке заставляет говорить не о
китайской экспансии, опасной для российского будущего этой части страны,
а о ее стремительной деградации по сравнению с активно и эффективно
обустраиваемым Северным Китаем. Борьба с Китаем за Дальний Восток при
поддержке США, которую предполагает концепция Бжезинского, означает
встраивание России в программу обеспечения стратегической безопасности
Соединенных Штатов в качестве северного фронта их будущего
противостояния с КНР, что для Москвы не имеет никакого смысла.
Нейтральная
позиция вне схватки этих сверхдержав – нынешней и будущей при
сохранении отношений с ними обеими, напротив, смысл имеет. Говоря
предметно, совместные учения, обмен информацией в объемах и по
направлениям, где это представляется целесообразным Москве, точечное
участие в совместных операциях по борьбе с наркоторговлей, действующими в
международных водах пиратами или террористами для России полезны.
Участие в глобальном противостоянии на любой стороне – нет. Тем более
что в рамках концепции Бжезинского оно предполагает подчиненное
положение Москвы, которая должна перестраивать свою внутреннюю и внешнюю
политику не исходя из собственных интересов, а подчиняясь необходимости
«соответствовать» рекомендациям старшего партнера.
Этот
подход опоздал на 20–30 лет. В 80-х, когда советские войска еще не ушли
из Афганистана, интеграция с СССР вместо борьбы с ним позволила бы США
избежать не только теракта 9/11, но и всех будущих войн в исламском
мире. В начале 90-х, сразу после распада СССР российская политическая
элита и общественное мнение полагали неоспоримыми преимущества западного
политического устройства и были готовы на интеграцию в качестве
младшего партнера Запада. Два десятка лет, прошедших с тех пор, не
только подорвали веру в целесообразность и пользу партнерства на таких
условиях, но и доказали несостоятельность Запада в целом и США в
частности в качестве мирового лидера. Если заявка на это лидерство была
бы подкреплена делом, оно, возможно, и могло бы обсуждаться в качестве
одного из вариантов развития, и в этом случае России, не исключено,
имело бы смысл вместе с Турцией или самостоятельно интегрироваться в
будущую систему мироустройства по сценариям, рассматриваемым Збигневом
Бжезинским.
Однако
ситуация противоположна. Присутствие западных войск в горячих точках не
дает ни стабильности, ни безопасности. Само их количество недостаточно
для того, чтобы добиться успеха в войне с противником, действующим
партизанско-диверсионными методами. Стратегические союзники Запада в
исламском мире – последовательные враги России, и их интересы как в
разрушении светских режимов арабского мира, так и в продвижении
ориентированных на них версий радикального ислама на территории РФ в
корне противоречат базовым российским интересам вне зависимости от того,
являются ли этими союзниками арабские монархии Залива, полагающие
Россию территорией джихада, или Турция, для которой она главный торговый
партнер. Да и сама Турция отнюдь не стремится больше в Евросоюз, но
лишь использует лозунги евроинтеграции для подавления генералитета в
пользу политиков, опирающихся на исламизм.
Политический
ислам не является союзником США и Европы вопреки иллюзиям западных
политологов и политиков, среди которых Бжезинский занимал и занимает не
последнее место, о том, что это возможно. Использовать Запад в
собственных интересах, игнорируя призывы к соблюдению прав человека и
успешно извлекая пользу из экономического сотрудничества, исламский мир
будет – не более того. Попытки скопировать этот опыт в российском случае
были изначально обречены на провал, как и любое копирование,
производимое без учета сложившегося баланса интересов, соотношения сил и
уровня конкуренции за внимание местных элит, при которой Россия не
может быть источником бесплатных вооружений, инвестиций под иллюзорные
гарантии или контингентов вооруженных сил, действующих в местных войнах в
качестве военных советников, каким был СССР. Точнее, вмешательство в
эти войны, вне зависимости от того, на чьей именно стороне, теоретически
возможно, но приведет только к банкротству и распаду самой России.
Не
учитывать этого нельзя, какие бы аргументы «за» ни выдвигали сторонники
или противники Бжезинского. Тем более что местные игроки проявляли и
проявляют нелояльность в отношении необходимого им Запада и совершенно
неясно, почему не будут вести себя так же в отношении России. Речь не
только о Турции, Пакистане или арабских союзниках США, которые при
случае поддерживают группировки, открыто враждебные по отношению к
Америке, будь это ХАМАС, «Братья-мусульмане», «Исламский джихад» или
движение Хаккани. Иран ведет себя ненамного более дружественно в
отношении РФ, что демонстрируют как иск на четыре миллиарда долларов,
поданный в швейцарский суд в связи с непоставкой Тегерану комплексов
С-300, так и неприкрытое давление на Россию в отношении передела
бассейна Каспийского моря.
В
конечном счете, как показывает практика, единственное государство
Ближнего и Среднего Востока, которое не действует против США или ЕС, –
это Израиль, но Иерусалим вопреки мифологии и стереотипам, сложившимся в
отечественном силовом истеблишменте в советскую эпоху, и касательно
России действует корректно, несмотря на сложное восприятие
российско-сирийских и российско-иранских связей. Однако сами США в
отношении Израиля (даже Израиля с его мощным лоббистским ресурсом во
внутренней американской политике) действуют, мало считаясь с его
интересами, нарушая обещания и обязательства и игнорируя не только там,
где полагают это полезным для американской политики в целом, но и там,
где этого требуют корпоративные или личные карьерные интересы чиновников
Государственного департамента, оборонных ведомств или разведывательного
сообщества.
Для
России это хороший пример того, как поступают США с ближайшими
союзниками, к числу которых наша страна не относится и относиться не
будет. С союзниками временными и тем более попутчиками, даже если их и
называют союзниками, принято считаться еще меньше и не только в
Вашингтоне. Впрочем, пытаться вовлечь союзников США в зону своего
влияния невозможно. По крайней мере в арабском мире отношения между
местными элитами и Западом основаны на сотнях миллиардов взаимных
деловых интересов и инвестиций, десятилетиях сотрудничества и имеют
перспективы на поколения.
Как
бы то ни было, гражданская война в Сирии вышла на фазу межобщинного
противостояния, распространилась на Ливан и, не исключено, пойдет на
турецкую и иорданскую территорию. В случае свержения Асада, когда
палестинские исламисты практически наверняка попытаются ограничить
власть иорданских Хашимитов, а в идеале свергнуть династию, формирование
в сирийской части Курдистана самостоятельного анклава в добавление к
Курдистану иракскому активизирует курдский сепаратизм в Восточной
Анатолии. До той поры пока Асад не ликвидирован физически, не смещен
ближайшим окружением, против него не организована внешняя интервенция
или в Сирии не воплотился в полной мере сценарий ливанской гражданской
войны, у него есть шанс сохранить власть. Если он усидит до начала
большой войны в Заливе с участием Ирана, вероятность которой особенно
высока в первое полугодие 2013 года, между американскими и иранскими
президентскими выборами, то, не исключено, свержение алавитского режима в
Дамаске перестанет интересовать Катар, Саудовскую Аравию и Турцию в
качестве первостепенной задачи и режим получит шанс на трансформацию.
Северокорейский пример заставляет предполагать наличие такой
возможности.
Ситуация
с Ираном куда сложнее. Прорыв в ядерной сфере, демонстрируемый
Тегераном, означает обрушение режима нераспространения. Удар по Ирану
Израиля возможен, хотя остановит продвижение ИРИ к ядерной бомбе не
более чем на год-два – большой срок для такого региона, как Ближний
Восток. Удар Соединенных Штатов и их европейских союзников по блоку НАТО
уничтожит иранскую ядерную программу со стопроцентной вероятностью,
хотя идеи о смещении или вестернизации иранского режима можно заранее
отнести к несостоятельным мечтам американских идеалистов от политики,
таких как многократно упоминавшийся Бжезинский. Для России
нестабильность вокруг Ирана малоприятна, но в конечном счете означает не
столько угрозу распространения американского влияния в ближней
периферии РФ – как показывает афганский и иракский опыт, это влияние не
стоит преувеличивать, сколько отсутствие конкуренции с Ираном на
европейских рынках энергоносителей на протяжении сравнительно
длительного времени. Как говаривал Уинстон Черчилль: «Некоторые видят
кризис в каждой возможности. Другие находят возможность в каждом
кризисе». Россию сэр Уинстон любил не больше, чем Бжезинский, но в
отличие от него обладал завидной ясностью мышления и железной логикой.
Евгений Сатановский, ("Военно-промышленный курьер", Москва)
|
воскресенье, 14 октября 2012 г.
Евгений Сатановский: О реальности и целесообразности альянса «от Ванкувера до Владивостока»
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий