Раймонд Паулс — о любви к кабацкой музыке, проблемах российской эстрады и Леди Гаге
Фото: Марис Морканс
— Как вы настраивались на атмосферу Одессы? Это ведь особый менталитет.
— Для более веселого настроения надо
начать с того, что у меня жена из Одессы. Может быть, поэтому я и
согласился, хотя поначалу из-за своей неподходящей национальности думал
отказаться. Одесситы — это очень специфическая публика, а рассказы
Бабеля — удивительно объемные и сложные, в них смешивается драма и
комедия, да и судьба писателя была трагической. Но когда я писал музыку
для спектакля, то не стремился выдумывать какие-то сложные композиции в
современном духе, а наоборот, идеалом для меня была группа из 4–5
человек, которая играет на сцене, словно в ресторане 1920-х годов.
— Вы слушали ресторанных музыкантов, когда писали?
— Более того, первое время я сам таким
был, я ведь начал выступать с 13–15 лет. Если отсчитывать с тех пор, я
уже почти 60 лет на сцене. Помнится, во время поступления в
консерваторию преподаватели очень скептически отнеслись к моему
ресторанному опыту, говорили, мол, такой-сякой, в кабаках играет, и
пытались завалить. По мнению многих, это довольно унизительное занятие,
так же как тапер, аккомпанирующий немому кино. Но я вас уверяю — дай бог
всем так играть, как это делали они. Кабацкий опыт очень сильно помог
мне в моей музыкантской практике. Наверное, поэтому даже спустя столько
лет я каждый вечер могу играть по-разному. Сегодня я не сыграю так, как
играл вчера, да, впрочем, я и забыл, что там было. Ловить настроение
нужно заново.
— Можно сказать, вы поймали настроение «Новой волны». Конкурс успешно идет уже 10 лет.
— Я бы не сказал, что успешно. Это как в
театре — пьесу играют, и она хорошо идет, но все равно приходит время,
когда ее надо снимать, даже если постановка самая гениальная. У «Новой
волны» те же самые проблемы. Да, 10 лет. Но куда дальше?
— Вы мрачно смотрите на будущее конкурса?
— Я бы не сказал, что мрачно, но мы
начали буксовать — выступают одни и те же лица, которых мы каждый день
видим по московскому телевидению.
— А молодых нет?
— С молодыми проблема, сегодня уже нет
звезд такого уровня, какими в свое время были Пугачева, Леонтьев или
Агутин. Да, они своего добились и их время прошло, но взамен никто не
появился. Это доказывает и конкурс «Евровидение».
— Вы правда его смотрите?
— Конечно, одним глазом слежу, что там
делается. Я знаю, «Евровидение» принято ругать. Все громко ругают, и при
этом все смотрят. Многие говорят, что это дешевка, ерунда. Но в то же
время, а что другое у нас есть? Поэтому логично, что «Новая волна»
должна меняться, но куда, я даже не знаю.
— Почему Алла Пугачева перестала быть «музой» конкурса?
— Я могу задать контрвопрос: а почему она
ею стала? Думаю, это был не особенно хороший ход, потому что на самом
деле фестиваль в ней не нуждался. Она, конечно, великая певица, я
никогда не скажу про нее ничего плохого. Но при чем здесь данная
ситуация? Шла работа по конкурсу, она появилась как известная фигура и
начала давать свою премию, как будто назло жюри: «Нет, я награжу
другого». Думаю, это было лишнее.
— Почему нынешние молодые эстрадные исполнители так измельчали?
— Не знаю. Мода, наверное.
— При чем здесь мода?
— Все эти рэпы, которые откуда-то
появились, — это ведь то же самое, как в свое время мы увлекались
Элвисом Пресли, подражая ему, а потом начали слушать «Битлз». Это все
были новые волны, так происходит и по сей день, но сегодня почти нет
суперзвезд.
— В какой стране сейчас самая развитая эстрадная культура?
— Я думаю, в Америке и Англии, но больше в
Америке — они сумели взять весь мир в руки, и сегодня у них
великолепная музыка и множество исполнителей экстра-класса. Хотя в то же
время, судя по нелестным отзывам с концерта Мадонны и выходкам нынче
модной Леди Гаги, американская музыка перешла какую-то опасную грань. Та
же Леди Гага, между прочим, очень хорошая певица, но то, как эта дама
действует на сцене, немножко выходит за пределы допустимого. Хотя зачем
мне быть старым и говорить, что все плохо? Это не плохо, но удержится ли
такая музыка сколько-нибудь долго, сомневаюсь.
— Вы поддерживаете отношения со звездами, которых создали?
— Ну что я создал? Ничего я не создавал.
Знаете, золотым периодом были 1980-е, а потом начались политические
изменения, появились границы и все изменилось. Хотя мы и не выступаем
вместе, у меня со всеми сохранились очень хорошие отношения. Сейчас
просто другие времена.
— Ностальгируете по СССР?
— Я ненавижу, когда говорят, что в
Советском Союзе было все плохо. Совсем нет — была культура высочайшего
уровня, кино, которое сейчас не умеют делать, песни, которые больше не
пишут. Конкурсы собирали весь многонациональный колорит, где каждая
республика разыгрывала что-то свое. Сейчас, конечно, больше
возможностей, но тогда у нас была одна мечта — попасть в Сопот, на
фестиваль «Песня года», ведь Польша считалась заграницей. Я сам был там
членом жюри и хорошо помню, что был специальный приз для Советского
Союза «За лучшее исполнение массовой песни». Приезжал Кобзон и забирал
его. На это можно посмотреть с улыбкой, потому что в наше время совсем
другие возможности — можно увидеть и услышать все что угодно.
Используются ли эти возможности? Сомневаюсь.
— Почему, на ваш взгляд, советская и российская эстрадная музыка так и не вырвалась на всемирный уровень?
— Да, это проблема. Не знаю, почему,
наверное чего-то не хватает. Классическая музыка вот вышла на весь мир, и
мы с легкостью сможем назвать русских дирижеров и исполнителей,
находящихся в мировой десятке. Возможно, популярная музыка никуда не
годится из-за языкового барьера, а петь на английском у нас не всегда
хорошо получается. Хотя я за то, чтобы писать песни на русском, — каждая
национальность имеет право петь на своем языке.
— Часто в России бываете?
— Не очень, и сейчас я приехал, чтобы просто
помочь театру. Концертную деятельность я веду исключительно для
удовольствия. Люблю играть камерную симфо-джазовую музыку — как сейчас.
— Недавно вышла ваша биография. Вы принимали участие в ее создании?
— Нет, в ней просто собрали какие-то фотографии, и книга
на самом деле больше похожа на фотоальбом с пояснительным текстом.
Авторы говорили с людьми, с которыми я работал или был вместе, выжимали
из них что-то. Я уже говорил открыто, что никогда не скажу всю правду до
конца, и никто не скажет. Зачем? Всегда есть события или мнения,
которые при оглашении могут причинить людям боль. Один великий человек
оставил свои письма запечатанными и в завещании сказал, что открыть их
можно, только когда все его современники уйдут из жизни — через 70–80
лет. Он все просчитал, и это правильно. А моя биография — это не
художественная литература, не Толстой и не Достоевский. Сейчас вообще
очень модно писать мемуары, и каждый поливает как умеет. Я, например, с
удивлением обнаружил, что со многими учился в одном классе, хотя я их
знать не знаю. Это как с Лениным было — сколько человек помогали ему
таскать бревно? Два? А оказалось сколько?http://izvestia.ru/news/539618
Комментариев нет:
Отправить комментарий