Фрагмент из докладной записки "О расследовании причин резкого падения курса рубля" Б.Ельцину от А. Коржакова, А.Ильюшенко, С.Степашина, 31.10.1994 (из книги Коржакова "Борис Ельцин: от рассвета до заката") -
"В результате комплекса мероприятий, проведённых Федеральной службой контрразведки совместно со Службой безопасности Президента и Генеральной Прокуратурой РФ, установлено следующее. Резкое снижение курса рубля явилось результатом по существу согласованной акции ряда коммерческих банков, финансово-промышленных групп и отдельных должностных лиц Правительства и Центрального банка России. Фактически группой политических деятелей на переломном для России этапе предпринята попытка вызвать правительственный кризис, подорвать позиции президента и продемонстрировать обоснованность претензий на власть.
В числе основных лиц, способствовавших этому - вице-премьер Правительства А.Шохин, первый заместитель министра финансов А.Вавилов (ныне врио министра), заместитель председателя Центробанка Д.Тулин (в октябре назначен исполнительным директором МВФ от России), начальник департамента иностранных операций Центробанка А.Потёмкин, и руководители коммерческих банков: "Мост-банка", "Альфа-банк", "Менатеп", "Инкомбанк", "Мосбизнесбанк", "Росместбанк", "Империал" и некоторых других. В числе фигур, стоящих за акцией и осуществляющих её активное пропагандистское обеспечение в средствах массовой информации - Б.Фёдоров, Е.Гайдар, Г.Попов.
Реализация идеи взорвать финансовый рынок указанными лицами была начата в конце августа с.г., когда сложились объективные предпосылки падения курса рубля. В этот период Фёдоров и Кагаловский (в то время исполнительный директор МВФ от России, близкая связь Фёдорова, Вавилова и Авена - президента "Альфа-банка") развернули в российских и зарубежных средствах массовой информации пропагандистскую кампанию по дискредитации финансово-экономической деятельности Правительства, спровоцировав руководство Международного валютного фонда к отказу от предоставления запрашиваемых Россией кредитов. Активную роль в этом сыграли Шохин и Вавилов, чьё личное поведение и позиции фактически привели к неудачному для России исходу переговоров на ежегодной встрече МВФ в Мадриде.
В сложившейся сиутации ряд крупных банков, связанных с Шохиным, Вавиловым, Фёдоровым (через Авена и Гусинского - председателя правления "Мост-банка") по существу согласованно (имеетя оперативная информация о создании ими своеобразного "устного пула") перешли к активной игре на повышение курса доллара. Оперативные данные свидетельствуют, что при этом они в полном объёме владели информацией о планах Правительства и Центробанка о минимизации валютных интервенций и возможно введении фиксированного курса рубля.
Пробный шар "финансовой диверсии" её главные участники запустили 4 октября с.г., когда курс рубля упал более чем на сто пунктов. При этом ими внимательно отслеживалась реакция на данное событие руководства страны. 9 октября в Сочи на совещании у Председателя Правительства наряду с обсуждением бюджета рассматривалось предложение Минфина о введении фиксированного курса рубля с 1 ноября 1994 года. Все участники (Шохин, Чубайс, Заверюха, Шахрай, Геращенко, Парамонова, Уринсон, Дубинин, Петров, Вавилов, Алексашенко, Ясин, Тринога) имели на руках записку Минфина по данному вопросу. Как следует из объяснений должностных лиц, а также по оперативным данным, эта информация сразу же стала известна представителям финансовых и предпринимательских кругов, задействованных в акции.
В ходе торгов 11 октября Центральный банк и Министерство финансов заняли пассивную позицию, несмотря на то что развитие событий на ММВБ давало возможность руководству ЦБ (Геращенко, Тулин, Потёмкин) и Минфина (Вавилов) оценить складывающуюся ситуацию и принять необходимые меры. Имеются данные о том, что участниками акции предпринимались и предпринимаются до сих пор активные усилия по расстановке нужных им людей на руководящие посты в Правительстве и Центробанке. В настоящее время, опасаясь резкой реакции Президента, они не планируют скачкообразного повышения курса доллара.
Оперативные данные свидетельствуют, что Гайдар и Вавилов находятся на "содержании" концерна "Олби". Посредником в установлении ими тесных контактов с руководством концерна являлся Потёмкин. При содействии Потёмкина и Вавилова Гайдару в "Мост-банке" была выдана "золотая кредитная краточка" (после создания Государственной комиссии срочно закрыта).
Вавилов за время работы "оброс" множеством коррупированных связей из числа бизнесменов и банкиров, в пользу которых стремится решать большинство финансовых вопросов. Наибольшая поддержка оказывается им "Империалу", "Инкомбанку", "Российскому кредиту", в деятельности которых у него есть личный интерес. Имеются и другие сведения о злоупотреблениях Вавилова своим служебным положением и участии в коммерческой деятельности в целях личного обогащения. По оперативным данным, ряд ответственных и наиболее профессионально подготовленных сотрудников Минфина высказывают намерение уйти с работы в случае утверждения Вавилова на посту министра..."
***
2013 год. "ЦБ закручивает банки", 22 марта
Правительство согласовало изменения в законодательство, радикально расширяющие полномочия ЦБ по надзору за банками. Если поправки будут приняты, регулятор сможет вводить жесткие санкции в отношении акционеров кредитных организаций, получит право устанавливать повышенные нормативы для рискующих игроков и даже возможность контролировать вознаграждения менеджмента. Банкиры готовы подчиниться санкциям, но неофициально называют новые меры беспрецедентно жесткими. Противостоять их критике придется уже Эльвире Набиуллиной.
Хотя правительственные поправки внесены ко второму чтению законопроекта о консолидированном надзоре, значительная их часть направлена на иное — серьезное ужесточение контроля со стороны ЦБ за отдельными банками. Дополнительный жесткий контроль вводится на трех уровнях: за акционерами, рисками и вознаграждениями сотрудников банков.
Акционеры
банков в результате принятия поправок рискуют стать номинальными. Их
предлагается отстранять от управления банками за нарушение порядка
раскрытия информации о структуре собственности банка, заключение с
банком сделок, повлекших нарушение обязательных нормативов, а также
бездействие в ситуациях, когда необходимы меры по предупреждению
банкротства банков. Сначала ЦБ направит акционеру-нарушителю предписание
об устранении нарушений (вплоть до конкретных шагов, которые нужно
предпринять), а в случае его невыполнения в течение 45 дней отстранит
акционера от управления банком. Его акции станут неголосующими и не
будут учитываться при определении кворума на общих собраниях акционеров.
[...]
Ужесточение надзора за рисками предполагает установление для конкретных банков "индивидуальных предельных значений обязательных нормативов". Такому наказанию банк подвергнется за недостаточно качественные риск-менеджмент и внутренний контроль. При этом ЦБ будет ориентироваться на соответствие имеющихся в банке систем риск-менеджмента и внутреннего контроля характеру и масштабу его бизнеса. [...]
Ужесточение надзора за рисками предполагает установление для конкретных банков "индивидуальных предельных значений обязательных нормативов". Такому наказанию банк подвергнется за недостаточно качественные риск-менеджмент и внутренний контроль. При этом ЦБ будет ориентироваться на соответствие имеющихся в банке систем риск-менеджмента и внутреннего контроля характеру и масштабу его бизнеса. [...]
Вознаграждения
банкиров, судя по поправкам, тоже будет контролировать ЦБ. Они наделяют
регулятора правом "оценивать систему оплаты труда кредитной
организации". Причем в рассмотрение будут приниматься не только
вознаграждения топ-менеджеров, но и рисковиков, а также "иных
работников", результаты которых могут критически повлиять на банк. Если
имеющаяся в банке система оплаты труда не соответствует характеру и
масштабу бизнеса банка, уровню принимаемых рисков, финансовым
результатам, ЦБ предпишет банку изменить ее. Например,
риски банк принимает вдолгую, а результаты для начисления
вознаграждения оценивает только за год. Получается, топ-менеджер может
два года получать бонусы, а на третий, когда должны сработать риски,
уволиться — безболезненно для своего кошелька. Это дестимулирует
сотрудников банков наращивать прибыль с оглядкой на риски, указывают в
ЦБ. .[..]
"Если поправки будут приняты, Банк России получит довольно эффективное оружие против крупных владельцев банков, которые используют их для кредитования собственного бизнеса",— считает председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин. [...] "Понятно, зачем это делается: ЦБ фактически бессилен против намеренных банкротств банков и не может вернуть выведенные деньги за рубеж. Но в целом поправки выглядят по-кипрски,— считает бенефициар Национальной резервной корпорации (владеет одноименным банком) Александр Лебедев.— Получается, что владельца фактически отодвигают от управления своим активом, причем достаточно избирательно". [...] по мнению экспертов, учитывая грядущие изменения в руководстве самого ЦБ и сроки вступления в силу поправок, перемены в надзоре скорее реальность, чем теория.
Комментариев нет:
Отправить комментарий