вторник, 10 июня 2014 г.

Отжыг недели. Откупорить шампанского бутылку...

09.06.14
Нюра Н.Берг
polemika.com

Пока в Киеве стреляли в потолок пробки откупориваемых бутылок церемониального шампанского, в города Донбасса методично стреляли из всех видов легкой и тяжелой военной техники, последовательно ровняя с землей Семеновку и Славянск. Никакой эклектики, большой стиль, полиэкран. Стрельба так стрельба, страна-то едына. Картинка получилась на диво стереоскопичной – на заднем плане заплаканные беженцы, наспех одетые во что попало, засыпанные известкой, катящие перед собой тележки-кравчучки и коляски с одинаковыми клетчатыми сумками челнока. На переднем – нарядные в меру своих представлений о прекрасном гламурные представители украинского бомонда с одинаковыми сумками мастхэв, в которых главное – ценник, обнимающиеся и лобызающиеся на глазах умиленной общественности. На левом экране – оторванные ноги и кровь на тротуаре, на правом – объятия вчерашних врагов, сплетающиеся раздвоенными язычками бывшие хулительницы друг друга и в качестве cum granо salis горстка майданных горлопанов, допущенных к столам. Стальной революционер Парасюк млеет в объятиях олигарха Ярославского, возможно, уже допущенный в клуб избранных, и это портит аппетит заслуженным майданщикам, которые не первый день ноют, что их таки обманули, ну надо же.

Лучшие люди столицы, предместий и даже регионов, которые дружественно бомбит украинская власть, с приличествующими случаю смайлами на лицах поздравляли инаугурируемого президента Порошенко.

За кадром исходили на повидло телеведущие, комментировавшие церемонию так неупередженно, так сладостно, что хотелось предложить им инсулину. Политикум ликовал, социальные сети заходились от восторга, желая новому президенту попутного ветра, лавров миротворца и Бога в пути. Высокохудожественные тексты, вдохновенно наваянные лучшими представителями интеллигенции, по праву войдут в анналы сучасной украинской литературы как образчики глубоко патриотической лирики в формате «Без лести предан». Ну, не считать же лестью идущие от сердца оды и рулады, которые я даже не решаюсь здесь повторить. Боюсь, клавиатура слипнется.

Дружное общее мнение состояло в том, что президент прекратит войну и станет гарантом самой демократической демократии в мире. Насчет прекратит войну верится пока с большим трудом, ибо президент по-прежнему намерен вести переговоры о мире не с теми, от кого реально зависит актуальная ситуация в регионах, а с теми, кого он сам согласен видеть переговорщиками. Искать, то есть, полтинник под фонарем, а не там, где уронил. Заверения Петра Алексеевича о том, что в Донбасс он приедет вскоре и с миром, немного омрачались агрессивной риторикой, но - ноблес оближ. Поэтому после торжественной и пышной инаугурации с банкетом и поцелуями антитеррористическая операция стала еще агрессивней, и под Славянск пригнали танки, а также, если верить свидетелям, применили установки «Град».

Внезапно оказалось, что Петр Порошенко не просто пообещал прекратить войну, но даже назвал конкретные даты – до конца недели. Жаль, не уточнил, какой именно недели. А пока донбасские города ровняют с землей.

10-го - очередной дедлайн возврата газового дога России. Является ли ужесточение миротворческой операции намекающей телеграммой Путину? Гадаем. Сегодня понедельник, и обстрелы Славянска идут полным ходом, безостановочно, тяжелой артиллерией, есть новые жертвы, включая пятилетнюю девочку и мальчика-подростка. Говорят, стреляют в Краматорске и в Мариуполе. Все по-взрослому.

Разница лишь в том, что украинские телеканалы почти перестали показывать армейские операции, а, как известно, «если мы вас не показали, вас просто не существует». Может, новый президент имел в виду такое окончание военных действий?

Эта циничная журналистская присказка работает все лучше, все эффективнее. Лучше полного игнорирования только трактовки информации. Они сами себя сожгли, это был кондиционер, террористы сами палят по детсадам, боевики переодеваются в солдат ВСУ и расстреливают семьи донбассян.

Украинские СМИ должны быть по праву признаны воюющей стороной. Если свержение диктатора и установление настоящей демократической демократии заключается в том, чтобы вместо отображения реальной ситуации – без эмоций, без трактовок, без пиара – лепить мобилизующие симулякры, то да, мыздобулы. Нацию объединяют ненавистью к врагу, которого последовательно расчеловечивают в каждом слове.

Не понимаю, какой еще демократии нужно Петру Алексеевичу, если наши медиа и так демократизированы по самую маковку. Злопыхатели говорят, что, мол, главным редакторам рассылаются темники. Я не верю – ребята пишут и снимают от души, просто они понимают патриотизм как создание параллельной реальности, не имеющей с настоящей ничего общего, но полезной в смысле оправдания любых свинцовых мерзостей власти, которую, как мы помним, по консенсусу запрещено критиковать.

Крестная мама всех украинских медиа, Виктория Сюмар, прежде бывшая беззаветным борцом с любой цензурой, какими бы нанодозами ее ни использовала прежняя власть, в должности, которую она на днях покинула, стала главным геббельсом страны. Сама Виктория уходит со скучного поста замсекретаря СНБО, на котором трудновато развернуться во всю мощь собственных креативных талантов, а можно лишь выклевывать мозг медиаменеджерам, контролируя каждую букву и звук. Уходит с ощущением отлично выполненного долга.

Наши СМИ наконец-то стали украинскими, - объявила Сюмар. Понимать это надо так – наконец-то наши медиа достигли высоких стандартов моделирования искусственной реальности, и не так с целью тотального обмана граждан других стран, черпающих информацию, в том числе, из украинских СМИ, как с целью пропагандистской обработки собственных сограждан. Контрольное задание – убедить потребителей том, что в Луганской ОГА взорвался кондиционер – выполнено на ять, эту мантру повторяют даже люди с высшим образованием, худо-бедно проходившие в школе мимо физики. После этого хомячкам можно скормить хоть толченое стекло, главное - посадить в кадр правильных мосейчуков. Кстати, о мосейчуках. Канал 1+1 вместе с Пятым каналом, информационным сопротивленцем Тымчуком и главой пресс-центра АТО получил премию Национального союза журналистов "Лучшие фейкометы на вентилятор" к профессиональному празднику.

Стоит напомнить хотя бы последние достижения нашей демократии и ее обязательного компонента, свободы слова, воцарившихся после свержения диктатора.

Насчет кондиционера уже сказано. Даже после того, как генерал Москаль признал, что Луганск бомбили с самолета кассетными бомбами (здесь есть варианты, но не суть), и упрекнул соратников во лжи, 1+1 продолжал скорбно рассказывать о кондиционере. Самолет, который сбили ополченцы, пресс-центром АТО был объявлен миротворческим, несшим на территорию конфликта гуманитарный груз. Несколько дней с загадочной единообразной настойчивостью (ведь в темники мы не верим?) украинские СМИ жевали эту тему, пока не появились неопровержимые доказательства того, что самолет вел воздушную разведку, высматривая цель для бомбардировок. Но и после этого каналы не изменили риторику, убеждая свою благодарную пластилиновую аудиторию, что жители Донбасса по национальности сепаратисты – циничные отморозки.

Столичные украинские журналисты вообще высоко несут знамя демократической прессы и высоких моральных стандартов, которые годами предъявляли мечтательным провинциальным дебютантам, лениво распиливая жирненькие гранты на мастер-классах, а то и просто в финансовых отчетах. Аресты и пытки российских коллег, которым вменяли шпионаж и подрывную деятельность, а также сбор информации (чуднО, что за капризы, разве журналисты должны собирать информацию?), не просто оставили украинских медиазвезд равнодушными. Многие ликовали и праздновали, влекомые допысами Виктории Сюмар и некой Оробець к истине – те уверяли, что корреспонденты российских СМИ прибывают в нашу страну с целью командования военными операциями и даже возят с собой через границу переносные зенитно-ракетные комплексы.

Я не видела ни одного, даже самого тихого, даже одинокого голоса украинского медиачеловека из тусовки, поднятого в защиту коллег, а только громкое злорадство и ату именем АТО. После того, как ребят возвращали на родину, ни один украинский журналист так и не задавал очевидного вопроса – так они были диверсантами или нет? Везли ПЗРК или нет? Командовали боями или нет?

Сегодня мы узнали, что очередных арестованных российских репортеров вернули в РФ. Как они сами рассказывают – было жарко, голодно и больно. Мешки на голову и допросы, обвинения в диверсиях. Читали что-нибудь от десятков наших журналистских грантоедских защитников свободы слова? Я – нет.

Помалкивают и многочисленные международные ЦРУ Репортеры без границ. Одиночные попискивания об озабоченности и беспокойстве ничего не решают. Украинская власть как будто щупом проверяет, как далеко ей можно зайти под одобрительное молчание международных демократов, которые не так давно еще заходились в истерике из-за косого взгляда в сторону прежних оппозиционных журналистов. Реально гнули истерическую дугу, если кто умеет читать заявления между строк.

В парламенте плешивый фигляр Ляшко устроил очередное шоу имени себя, вытолкав репортеров ВГТРК. Ну, Ляшко равен сам себе, и было бы странно, если бы он, увидев вражеские объективы, не воспользовался столь сочным поводом. Но порадовали коллеги. Вместе с депутатами они счастливо аплодировали изгнанию. Тотальное хуторянство – завистливое, злобное – торжествует в бомонде. А если бы их так вытолкали, скажем, из Госдумы? Ответ известен – а нас за что?

Но это все постановки разной степени убедительности, неприятные, но все же рюшки и бантики. А вот избитые участники антифашистской акции в Киеве – это реальная кровь. Во дни, когда мир отмечает важную дату в борьбе с фашизмом… Главный редактор одного известного сайта, известный своими указаниями Генштабу и любовью к доносам, гордо рассказывает, как он сдал властям милиционеров, не захотевших публично поддержать бандеровское приветствие. Стукачок счастлив – мужиков выгнали со службы без перспективы когда-то получить пенсию. Это – реально. Демократия рулит, демократы надыхають.

В Интернете множатся видео под общим названием «Мы прозрели, нас нагнули». Некоторые реально страшны. Вот рассказ майданщика о циничном демонстративном убийстве врача, бескорыстно помогавшего майданщикам же. Вот свидетельства о расправах со своими же. Быть майданщиком теперь не модно, и горе тому, кто не понял. Украинские СМИ, снова загадочным образом все враз, уверяют пластилиновых своих зрителей, что революционеров больше нет, а есть лишь маргиналы, бомжи и отребье, которое надо разогнать самым решительным образом. Они там все еще собирают вече, чего-то требуют, пишут наказы, плачут, жалуются на прекращение кормления, на «Мы не за это скакали на майдане», но ни президент, ни премьер их больше не слышат, а вчера еще живописавшие беззаветных героев протеста журналисты упражняются в желчных эпитетах.

В социальных сетях глухое ворчанье – те, кто вчера еще желал Порошенко и Кличко Бога навстречу, сегодня отчаянно разочарованы. Вчера и сегодня – не фигуры речи. Это реально – вчера и сегодня. От любви до ненависти у наших революционеров традиционно один шаг. Первый не угодил составом приглашенных на банкет, второй – составом приглашенных в киевскую власть. Не выдержал, пишут, Кличко испытания властью. А думали же, что выдержит. Слушали, вникали, верили, мечтали. Вчера еще возлагали надежды, сегодня уже не выдержал. Снова грозят майданом. Он у нас как таблетка от всего. В любой сложной ситуации пугай майданом, пой гимн и кричи героям слава.

И только несколько человек в стране вполне довольны. Руководители Днепропетровской области с удовлетворением отмечают, что донецкий бизнес потянулся регистрироваться у них, в оазисе покоя и справедливости.

Эх, потекут налоги рекой. Ринат Леонидович не комментирует – в его вотчине война, и Филатов сочувственно констатирует снижение инвестиционной привлекательности региона…

Вот что хотелось вкратце сказать под хлопки шампанских пробок и эхо славянских обстрелов о демократии, свободе слова, миротворчестве и бизнесе в формате «ничего личного» в нашем прекрасном Отечестве.

 Нюра Н. Берг, специально для  Полемики

2 комментария: