17.07.14
Дмитрий Грасов
Полемика
Ненависть, страх, ложь, смерть… Кажется, происходящему в Украине кошмару не будет конца, потому что накопленный с обеих сторон конфликта негатив не оставляет ни малейшего шанса на то, что мир все же будет установлен. При этом ни одна из сторон явно не способна одержать полную безоговорочную победу на поле боя. Все это создает ощущение не пессимизма даже, а обреченности – страна разламывается, а на линии этого разлома – только выжженные дома, трупы и усталая ярость.
Тем не менее – остановить развал страны и достичь мира вполне возможно.
Описанное ниже не претендует на прогноз, потому что сейчас стороны не готовы к примирительным шагам. Тем не менее, путь, которым должна пройти страна для установления мира, должен быть очерчен. Хотя бы для того, чтобы трезво оценивать перспективы гражданского мира на каждом этапе противостояния и, исходя из этого, пытаться хоть как-то планировать свое будущее.
Гражданская война в Украине. А дальше что?
Первое, и главное, что должны сделать обе стороны конфликта – изменить свое отношение к происходящему. Это, пожалуй, самое сложное, но без этого никакого мира точно не будет. Изменение отношения и риторики – фундамент, без которого любые шаги по установлению мира превратятся в профанацию и более, того, усугубят конфликт, потому что в условиях масштабного гражданского противостояния предпринимать шаги неуспешные подчас даже хуже, чем не делать вообще ничего.
Киевская власть должна, наконец, признать, что «террористы», «сепаратисты» и прочие «кремлевские наймиты», вне зависимости от их национального состава или гражданства отдельных бойцов и командиров, выражают мнение значительной части населения Донбасса, т.е. граждан Украины, таких же, как жители Киева или Львова. Тонны информационного мусора, бесконечные поиски «руки Москвы» и категорическое нежелание видеть очевидный садизм и гражданскую войну, прикрывающуюся названием «Антитеррористическая операция», с легкой руки авторов этого названия записывает в террористы тысячи украинцев, а в пособники сотни тысяч. Все это делает изменение риторики сложным, но не невозможным.
Прежде всего, необходимо заткнуть рты тем, кто орет в эфире телеканалов «Путин х..ло» и
несет всякий горячечный бред о войне с Россией до победного конца. Все эти Шкиряки должны быть полностью вычищены из общественного дискурса, причем, вычищены быстро и жестко, вплоть до повторения судьбы Сашка Билого. Это кажется невозможным, но, учитывая тотальную продажность украинских СМИ и трусость украинских патриотов, операция «Заткни рот идиотам» вполне может увенчаться успехом.
Второе, что нужно сделать обязательно – найти виновных. На эту роль подойдут практически все украинские силовики, прежде всего, фейсбучный министр Аваков, который как будто специально метит на роль отданного на заклание. Пожалуй, единственный, кто в этом плане неприкасаем – Наливайченко – не по той квоте он получил должность, чтобы его можно было легко слить. Виновные должны быть наказаны, причем, наказаны жестко и показательно.
Третья задача перекликается со второй, да и с первой – уничтожение, пусть не физическое, но, по крайней мере, путем дискредитации патриота номер один – господина Коломойского. Таким образом, исчезнет агрессивный спикер и появится виноватый, на которого можно списать действия карателей.
Конечно, вряд ли это радикально изменит отношение на Донбассе к «хунте», но точно будет воспринято положительно - как жест доброй воли. Ну и конечно, загнать Коломойского под лавку – это и без того, похоже, одна из насущных задач киевской власти, так что эту работу они явно сделают с большим энтузиазмом.
Изменив тональность общественного дискурса и публично выпоров виновных в бесчинствах на Юго-востоке, украинская власть вполне может начинать переговоры. Если же этого не сделать, любые переговоры будут обречены на провал. Потому что в данном случае для нормального старта переговорного процесса важно не столько удовлетворение конкретных требований, сколько восстановление хоть какого-то доверия. Разумеется, даже если украинская власть сделает все, что необходимо, стопроцентного доверия жителей и командиров Юго-Востока это не вернет. Но, по крайней мере, это заложит фундамент для диалога.
Теперь о другой стороне конфликта. Повстанцы, вернее их лидеры, должны сделать шаг еще более сложный, который сейчас кажется вообще невозможным, но сделать его надо. Надо признать возможность того, что Донбасс останется в составе Украины. При этом вопросы о том, какими полномочиями будет обладать регион, и даже какой при этом будет Украина – могут и должны остаться открытыми. Но вариант – Донбасс в составе Украины должен, по крайней мере, появиться в качестве варианта в повестке повстанцев. Если для киевской власти изменение взгляда на ситуацию таит себе технические и организационные сложности, то для восставших сложности будут скорее психологические – такая резкая смена курса вряд ли дастся легко. Но вряд ли это невозможно – ирландцы воевали за Северную Ирландию более сотни лет, накопив за это время массу обид и претензий к Великобритании, но, тем не менее, мир, пусть зыбкий, был достигнут.
Хотя и организационные сложности возникнут – обвинения в «предательстве» неизбежно вызовут раскол в рядах ополченцев, что приведет к тому, что и без того смахивающее на махновщину ополчение еще больше атомизируется и будет еще менее подконтрольно центральному командованию.
В этом смысле очень важно, чтобы изменение позиции задекларировали действительные лидеры, пользующиеся непререкаемым авторитетом – Стрелок, Бес, Абвер, Моторола и прочие известные каждому ополченцу полевые командиры.
Что еще крайне важно – пакет требований, который они должны сформировать. Этот пакет должен содержать в себе не только пункты сугубо военные (прекращение огня, амнистия и т.д.), но и политические. Как вариант, это может быть требование исключения из состава исполнительной власти людей, назначенных по квотам националистов, конкретные меры по защите прав русскоязычного населения, изменения в законодательство, позволяющее политическим проектам Донбасса пройти быструю регистрацию и обеспечить участие в парламентских выборах для достойного представительства региона в Верховной Раде и т.д. Кроме того, это могут быть требования административного характера, закрепляющие особый статус региона в составе Украины. Более того, ничто не мешает лидерам повстанцев выдвинуть требования социальные – мораторий на сокращение социальных выплат, на рост коммуналки и т.д.
Конечно, никто в здравом уме не возьмется утверждать, что все эти требования будут удовлетворены. Но сам факт их выдвижения будет иметь серьезный эффект по двум направлениям. Первое – сейчас бойцы ополчения и сотни тысяч людей, которые его поддерживают, отчасти деморализованы «предательством» России и явной неспособностью руководителей самопровозглашенных республик хотя бы приступить к государственному строительству. После выдвижения полевыми командирами политических и социальных требований у восставшего Юго-Востока появится внятная, и что очень важно, вполне достижимая цель.
Второй важный аспект выдвижения политических требований – полевые командиры обретут политическую субъектность, перестав быть только «боевиками». Причем, субъектность эта поможет не только в будущем - для имплементации русского Донбасса в политический процесс Украины, но и сразу.
После выдвижения внятных политических и социальных требований полевые командиры автоматически станут стороной, которую уже никто не сможет игнорировать. Видеть в их действиях «руку Кремля», т.е. автоматически отказывать им в самостоятельности, можно до тех пор, пока они представляют сами себя и своих подчиненных, выдвигая требования сугубо военные. С появлением принципиально иного пакета условий прекращения огня все геополитические игроки, заинтересованные в прекращении конфликта, прежде всего – Россия и Германия, тут же сделают то, чего, к слову сказать, не делали до сих пор - включат руководителей ополчения в переговорный процесс на правах самостоятельной стороны.
В общем, уже сейчас для начала переговоров есть многое. Прежде всего, это военный паритет, который, судя по сводкам с фронта, явно имеет место: разрыв в количестве личного состава и оснащенности компенсируется разницей в уровне подготовки украинских войск и ополченцев, уровне мотивированности бойцов, поддержкой местного населения и тактическими преимуществами, которые получили повстанцы, окопавшись в крупных городах.
Этот паритет служит залогом того, что каждая из сторон должна, наконец, понять бесперспективность дальнейших боевых действий – взять верх ни одна из сторон конфликта не сможет, а количество жертв среди личного состава и мирных жителей может стать катастрофическим.
Есть также изменение позиции Запада, прежде всего, европейцев, которые, похоже, наелись досыта сказками про страшного Путина. Им портить отношения с Россией ради американских интересов и нищей страны, которая лишь задекларировала «европейский выбор», нет никакого интереса. Есть позиция России, которая была неизменной с самого начала конфликта – Юго-Восток – часть Украины, но права его жителей Киев обязан соблюдать. Есть также население Юго-Востока, да и всей Украины, которое, за исключением горстки воинственных боевиков, воевать не желает, да и вообще от всего этого противостояния просто устало.
Нет пока лишь одного: желания главных сторон конфликта – Киева и повстанцев - сесть за стол переговоров, переступив через свои обиды, ненависть и амбиции. Остается надеяться, что желание это все же появится. Хотя бы потому, что вариантов других просто не существует.
Дмитрий Грасов
Полемика
Ненависть, страх, ложь, смерть… Кажется, происходящему в Украине кошмару не будет конца, потому что накопленный с обеих сторон конфликта негатив не оставляет ни малейшего шанса на то, что мир все же будет установлен. При этом ни одна из сторон явно не способна одержать полную безоговорочную победу на поле боя. Все это создает ощущение не пессимизма даже, а обреченности – страна разламывается, а на линии этого разлома – только выжженные дома, трупы и усталая ярость.
Тем не менее – остановить развал страны и достичь мира вполне возможно.
Описанное ниже не претендует на прогноз, потому что сейчас стороны не готовы к примирительным шагам. Тем не менее, путь, которым должна пройти страна для установления мира, должен быть очерчен. Хотя бы для того, чтобы трезво оценивать перспективы гражданского мира на каждом этапе противостояния и, исходя из этого, пытаться хоть как-то планировать свое будущее.
Гражданская война в Украине. А дальше что?
Первое, и главное, что должны сделать обе стороны конфликта – изменить свое отношение к происходящему. Это, пожалуй, самое сложное, но без этого никакого мира точно не будет. Изменение отношения и риторики – фундамент, без которого любые шаги по установлению мира превратятся в профанацию и более, того, усугубят конфликт, потому что в условиях масштабного гражданского противостояния предпринимать шаги неуспешные подчас даже хуже, чем не делать вообще ничего.
Киевская власть должна, наконец, признать, что «террористы», «сепаратисты» и прочие «кремлевские наймиты», вне зависимости от их национального состава или гражданства отдельных бойцов и командиров, выражают мнение значительной части населения Донбасса, т.е. граждан Украины, таких же, как жители Киева или Львова. Тонны информационного мусора, бесконечные поиски «руки Москвы» и категорическое нежелание видеть очевидный садизм и гражданскую войну, прикрывающуюся названием «Антитеррористическая операция», с легкой руки авторов этого названия записывает в террористы тысячи украинцев, а в пособники сотни тысяч. Все это делает изменение риторики сложным, но не невозможным.
Прежде всего, необходимо заткнуть рты тем, кто орет в эфире телеканалов «Путин х..ло» и
несет всякий горячечный бред о войне с Россией до победного конца. Все эти Шкиряки должны быть полностью вычищены из общественного дискурса, причем, вычищены быстро и жестко, вплоть до повторения судьбы Сашка Билого. Это кажется невозможным, но, учитывая тотальную продажность украинских СМИ и трусость украинских патриотов, операция «Заткни рот идиотам» вполне может увенчаться успехом.
Второе, что нужно сделать обязательно – найти виновных. На эту роль подойдут практически все украинские силовики, прежде всего, фейсбучный министр Аваков, который как будто специально метит на роль отданного на заклание. Пожалуй, единственный, кто в этом плане неприкасаем – Наливайченко – не по той квоте он получил должность, чтобы его можно было легко слить. Виновные должны быть наказаны, причем, наказаны жестко и показательно.
Третья задача перекликается со второй, да и с первой – уничтожение, пусть не физическое, но, по крайней мере, путем дискредитации патриота номер один – господина Коломойского. Таким образом, исчезнет агрессивный спикер и появится виноватый, на которого можно списать действия карателей.
Конечно, вряд ли это радикально изменит отношение на Донбассе к «хунте», но точно будет воспринято положительно - как жест доброй воли. Ну и конечно, загнать Коломойского под лавку – это и без того, похоже, одна из насущных задач киевской власти, так что эту работу они явно сделают с большим энтузиазмом.
Изменив тональность общественного дискурса и публично выпоров виновных в бесчинствах на Юго-востоке, украинская власть вполне может начинать переговоры. Если же этого не сделать, любые переговоры будут обречены на провал. Потому что в данном случае для нормального старта переговорного процесса важно не столько удовлетворение конкретных требований, сколько восстановление хоть какого-то доверия. Разумеется, даже если украинская власть сделает все, что необходимо, стопроцентного доверия жителей и командиров Юго-Востока это не вернет. Но, по крайней мере, это заложит фундамент для диалога.
Теперь о другой стороне конфликта. Повстанцы, вернее их лидеры, должны сделать шаг еще более сложный, который сейчас кажется вообще невозможным, но сделать его надо. Надо признать возможность того, что Донбасс останется в составе Украины. При этом вопросы о том, какими полномочиями будет обладать регион, и даже какой при этом будет Украина – могут и должны остаться открытыми. Но вариант – Донбасс в составе Украины должен, по крайней мере, появиться в качестве варианта в повестке повстанцев. Если для киевской власти изменение взгляда на ситуацию таит себе технические и организационные сложности, то для восставших сложности будут скорее психологические – такая резкая смена курса вряд ли дастся легко. Но вряд ли это невозможно – ирландцы воевали за Северную Ирландию более сотни лет, накопив за это время массу обид и претензий к Великобритании, но, тем не менее, мир, пусть зыбкий, был достигнут.
Хотя и организационные сложности возникнут – обвинения в «предательстве» неизбежно вызовут раскол в рядах ополченцев, что приведет к тому, что и без того смахивающее на махновщину ополчение еще больше атомизируется и будет еще менее подконтрольно центральному командованию.
В этом смысле очень важно, чтобы изменение позиции задекларировали действительные лидеры, пользующиеся непререкаемым авторитетом – Стрелок, Бес, Абвер, Моторола и прочие известные каждому ополченцу полевые командиры.
Что еще крайне важно – пакет требований, который они должны сформировать. Этот пакет должен содержать в себе не только пункты сугубо военные (прекращение огня, амнистия и т.д.), но и политические. Как вариант, это может быть требование исключения из состава исполнительной власти людей, назначенных по квотам националистов, конкретные меры по защите прав русскоязычного населения, изменения в законодательство, позволяющее политическим проектам Донбасса пройти быструю регистрацию и обеспечить участие в парламентских выборах для достойного представительства региона в Верховной Раде и т.д. Кроме того, это могут быть требования административного характера, закрепляющие особый статус региона в составе Украины. Более того, ничто не мешает лидерам повстанцев выдвинуть требования социальные – мораторий на сокращение социальных выплат, на рост коммуналки и т.д.
Конечно, никто в здравом уме не возьмется утверждать, что все эти требования будут удовлетворены. Но сам факт их выдвижения будет иметь серьезный эффект по двум направлениям. Первое – сейчас бойцы ополчения и сотни тысяч людей, которые его поддерживают, отчасти деморализованы «предательством» России и явной неспособностью руководителей самопровозглашенных республик хотя бы приступить к государственному строительству. После выдвижения полевыми командирами политических и социальных требований у восставшего Юго-Востока появится внятная, и что очень важно, вполне достижимая цель.
Второй важный аспект выдвижения политических требований – полевые командиры обретут политическую субъектность, перестав быть только «боевиками». Причем, субъектность эта поможет не только в будущем - для имплементации русского Донбасса в политический процесс Украины, но и сразу.
После выдвижения внятных политических и социальных требований полевые командиры автоматически станут стороной, которую уже никто не сможет игнорировать. Видеть в их действиях «руку Кремля», т.е. автоматически отказывать им в самостоятельности, можно до тех пор, пока они представляют сами себя и своих подчиненных, выдвигая требования сугубо военные. С появлением принципиально иного пакета условий прекращения огня все геополитические игроки, заинтересованные в прекращении конфликта, прежде всего – Россия и Германия, тут же сделают то, чего, к слову сказать, не делали до сих пор - включат руководителей ополчения в переговорный процесс на правах самостоятельной стороны.
В общем, уже сейчас для начала переговоров есть многое. Прежде всего, это военный паритет, который, судя по сводкам с фронта, явно имеет место: разрыв в количестве личного состава и оснащенности компенсируется разницей в уровне подготовки украинских войск и ополченцев, уровне мотивированности бойцов, поддержкой местного населения и тактическими преимуществами, которые получили повстанцы, окопавшись в крупных городах.
Этот паритет служит залогом того, что каждая из сторон должна, наконец, понять бесперспективность дальнейших боевых действий – взять верх ни одна из сторон конфликта не сможет, а количество жертв среди личного состава и мирных жителей может стать катастрофическим.
Есть также изменение позиции Запада, прежде всего, европейцев, которые, похоже, наелись досыта сказками про страшного Путина. Им портить отношения с Россией ради американских интересов и нищей страны, которая лишь задекларировала «европейский выбор», нет никакого интереса. Есть позиция России, которая была неизменной с самого начала конфликта – Юго-Восток – часть Украины, но права его жителей Киев обязан соблюдать. Есть также население Юго-Востока, да и всей Украины, которое, за исключением горстки воинственных боевиков, воевать не желает, да и вообще от всего этого противостояния просто устало.
Нет пока лишь одного: желания главных сторон конфликта – Киева и повстанцев - сесть за стол переговоров, переступив через свои обиды, ненависть и амбиции. Остается надеяться, что желание это все же появится. Хотя бы потому, что вариантов других просто не существует.
Дмитрий Грасов, специально для Полемики
Ирландцы не пример. Он был бы, может, примером, если б ЮВ не был Россией. Люди не могут жить в чужом да ещё фашистском образовании, с какими-то сумасшедшими существами, обёрнутыми в жёлто-голубую тряпку и всё время что-то орущими. Да ещё постоянными готовыми убивать. Этих дебилов уже столько, что не вылечить. А тут, рядом, - своё, и этой реальности сознание не принимает. Кроме того, нет власти в киеве, а порошенко нелегитимен. С кем разговаривать? Признать его за президента - это потакать маразму и садизму. Как им верить? Как верить публичным особам, которые абсолютно простодушно заявляет, что на ЮВ не люди и что с ними нечего церемониться. То есть, подчиняться умалишённым?
ОтветитьУдалить