«Ще нам, браття молодийи, усмихнэться доля. Згынуть наши вороженькы, як роса на сонци. Запануем и мы, браття, у свойий сторонци. Душу й тило мы положым за нашу свободу и покажем, що мы, браття, козацького роду».
Эти стихи поэта-фольклориста Павла Чубинского, написанные под влиянием и по аналогии только что услышанной хоровой сербской песни на вечеринке Киевской громады в 1862 году, окрашенные наивным и открытым незамысловатым доморощенным патриотизмом, в течение полутора веков, по всей вероятности, так и остались неоценёнными ни профессиональным литературным критиком, ни обычной хорошо образованной интеллигенцией, ни простым обывателем, который составляет более 90% населения. Впрочем, последнему вряд ли есть дело до такого никчемного занятия как принуждение мозговых извилин к осмыслению текста какой-то там, пусть и официальной, песенки, пусть и имеющей прямое отношению к престижу родной страны.
Увы, эти жалкие ученические стишки и в самом деле являются Государственным гимном самой большой европейской страны. Задумываются ли сегодняшние руководители Украины о том, что именно он и является её лицом? Понимают ли, что именно текст гимна представляет собой экстракт пищи для размышлений о том, что же являет собой народ, представленный главным вокально-инструментальным произведением современного геополитического образования?
Музыка религиозного деятеля и композитора 19-века Михаила Вербицкого на стихи П. Чубинского в качестве Государственного гимна была почти единогласно утверждена Верховной Радой Украины сразу после распада СССР, а в 2003 году и текст – первое четверостишие с припевом.
Когда я впервые услышала его в исполнении государственного хора и оркестра, изумлению моему, равно как и потрясению, не было пределов. По-видимому, поэты в Украине свой ресурс исчерпали, и государственным деятелям не оставалось ничего другого, как обратиться к выверенной и такой привычной с детства «классике», тем более что она хорошо знакома народу как национальный гимн. Но что же это за классика? «Ще нэ вмэрлы Украйины и слава, и воля, ще нам, браття молодийи, усмихнэться доля». Разве не дышат эти строки мученической тоской, разве «слава и воля» не извивается в них в предсмертных судорогах агонии, отчаянно сопротивляясь и всё же вырываясь на простор, умоляя о помощи? Разве не утверждают эти печальные строки то, что доля-то до сих пор стране так и не улыбнулась, и это священное действо ей только предстоит в неопределённом, а возможно, мифическом будущем? Разве таким должен быть гимн государства? Разве не напоминает он заупокойную песнь?..
А что такое «згынуть наши вороженькы, як роса на сонци»? Т.е., вероятно, имеется в виду, что природные силы, возданные свыше, и победят «вороженькив», а после уж «браття» «запанують у свойий сторонци». Как же без «вороженькив»? Украине без них нельзя, иначе кто будет виноват в её страданиях и бедах? Тем не менее, далее в стихах следуют призывы вставать на борьбу «на святэе дило» и вспомнить славную смерть «лыцарства-козацтва, щоб нэ втратыть марно нам свойого юнацтва». То, что враг есть, не обсуждается, это очевидно, по определению, и где он находится тоже всем понятно – там, на востоке, в дремучей Азии с её голодными племенами с горящими кровожадными глазами, устремлёнными на такой лакомый кусок, да ещё и в непосредственной близости, как «нэзалэжна» Украина.
Вроде бы гимн-плач, вроде бы призыв обрести долгожданную свободу в честном благородном бою. Но не всё так просто.
Кем же был тогдашний президент страны Леонид Кучма, когда и стали эти беспомощные псевдо-патетические, равно как и псевдопассионарные, стишки Государственным гимном? Может, опытным политиком, разбирающимся в высокой поэзии? Или простым патриотом, который любит Родину как мать? Это тот самый президент, при убогом виде и примитивной речи которого хотелось спрятаться. Это тот самый президент, которому хватило совести приехать в Донбасс с государственной миссией усмирения восставшего региона. Знал ли он, что на самом деле там происходило? Но, впрочем, ему это было ни к чему: Украина должна остаться целостной и унитарной.
Хорошо помнится русский язык всех постсоветских украинских президентов, включая абсолютно циничную, не обременённую ни интеллектом, ни природным умом, ни совестью, фигуру Януковича, тех самых, для которых «шановни спиввитчизныкы» (уважаемые соотечественники) – не более как низкопородное раздражающее стадо. Русский язык украинских лидеров, которые не стесняясь, с поражающим рвением создали в стране мощнейшую коррупционную систему-пирамиду, не понимая, что де-факто под личиной народных радетелей являлись не более чем ворами-уголовниками, в результате чего и случился «Майдан».
Это не был русский язык. Это было настоящее деревенское просторечие без затей, которое слушать было просто стыдно. А как же хотелось, так и витало в воздухе, владеть им по-настоящему – его безупречно совершенной музыкой от честнейшего бога! Но не дано было, увы, не дано, что и поддерживало в их примитивных душах затаённую злобную зависть ко всем изъясняющимся на русском свободно и красиво. Очевидно явные их чувства ущербности и стали одним из истоков в стране для мощной пропаганды вражды к русскоговорящему народу, пусть даже и в своей стране.
Их, этих истоков, немало. За годы независимости согрелись и взошли ростки националистической идеологии потомков Бандеры и Шухевича, казалось, похороненные в СССР. А что ещё нужно было людям, оказавшимся на мутном гребне бесстыдно грязной «приватизации» советского наследия? Новоявленные нувориши грызли страну как разъярённые голодные тигры выбившуюся из сил антилопу. Народ нищал. Контролировать пределы его терпения, зарождающуюся и крепнущую ненависть к новой специфически выстроенной, преступной общественно-экономической формации с каждым годом становилось всё труднее.
Скорректировать направление вектора этой ненависти в сторону большой и сильной восточной страны было совсем нетрудно. Россия была объявлена врагом, мощным, неотвратным и безжалостным. Целенаправленная русофобия начала расползаться по всей Украине. Она поразила умы даже многих русскоговорящих. Пропаганда в СМИ делала своё дело.
Такой оголтелой ненависти к России со стороны поколения новой формации Украины, для которого понятия приличия, элементарной культуры поведения, внутренней чести личности – недоступны так же, как аборигену затерянного острова в океане компьютер, мы ещё не видели. «Слава Украине!», – кричало оно на Майдане, собравшем в зиму 2014 года как цвет нации, так и обычные доведённые до предельного отчаяния народные массы, а также, что самое страшное, всякое приезжее отребье человеческого рода. «Слава Украине!», – кричало это самое поколение с восторгом африканского племени аборигенов, пляшущего вокруг ритуального костра, подразумевая: «Украина над усэ» (Украина превыше всего).
Мы прекрасно знаем, почему собрался Майдан. И то, что поводом для этого послужила отсрочка подписания соглашения с ЕС президентом Януковичем, потом подло сбежавшим из страны «к другу в Ростов», не могло иметь никакого значения для того, что происходило на Майдане. Абсолютно справедливое требование смены власти – быстро и неотвратимо обретало зловещий лик будущей трагедии украинского государства. Всё это происходило на наших глазах.
Возвращаясь к гимну, надо признать, что здесь всё значительно как печальнее, так и серьёзнее. Первоначальный текст Чубинского гласит: «Ой, Богданэ, Богданэ, славный наш гэтьманэ, нащо виддав Украйину москалям поганым?!»
Вот и ещё один ключ к истокам ненависти к соседнему восточному народу, который является вовсе и не соседним, а им же самим. После того, как тремя «президентами» трёх единоплеменных республик было подписано «Беловежское соглашение», Украина ликовала: наконец-то за всю историю обрела независимость, и не от чего-то там, а от «поганых москалей», корни которых как раз и обретаются, как бы этого ни хотелось, с древнейших времён и навеки веков в самом сердце окраинных земель великой российской империи, на высоких живописных холмах роскошного Днепра. В славном городе, который по легенде основали братья Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь, а покороче, по имени старшего брата, Киеве.
Признавать этого украинцы, щедро обработанные своими президентами, политиками, журналистами, поэтами-писателями, спортсменами-чемпионами в течение почти четверти века, не желают. Да и как желать? Учебники по истории по указке главных патриотов не стесняясь переписали в духе вражды к России, не поскупившись на слёзы сочувствия к своему многострадальному и угнетённому народу, которому предстоит строить новое и счастливое будущее под руководством своих мудрых вождей. Именно они, несомненно, и выведут Родину на новые и невиданные дотоле рубежи к вожделенному воссоединению с великой, прекрасной, и такой заманчиво-загадочной, а главное – свободной, Европой.
Уж вывели. Что так беззастенчиво, а точнее, с распахнутой отвратительной откровенностью доказали всему миру.
Мне бесконечно жаль мою Родину. Мне беспредельно стыдно за нёе. Мне до ужаса больно за неё.
После всего, что произошло в Украине, можно смело утверждать, что «вмэрлы и слава, и воля» её в их словарном благородном смысле, и, если ей когда-нибудь и «усмихнэться доля», то это будет, увы, уродливый оскал, от которого огромная страна и сама, однажды прозрев и осмыслив всё, что происходило на её земле в 2014 году, содрогнётся в жутком чувстве своей неискупимой вины перед собой же, осознав, наконец, возданную высшими силами человеческую сущность.
Всё это происходило на наших глазах. Развесив портреты и флаги Бандеры рядом с жирными чёрными фашистскими свастиками, Майдан бурлил со средневековой яростью и вершил Революцию под знаменем вражды к России. И как только Крым заявил свой решительный и неотвратный протест киевской хунте, пришедшей к власти в результате бойни со стороны разъярённой фашиствующей молодёжи по отточенным заокеанским лекалам, она обрела невиданные до того масштабы. Народу внушалось, что Россия – агрессор, вероломно захватившая исконно украинскую территорию.
Но вернёмся к гимну. Стихи, как известно, живут самостоятельной жизнью и, переложенные на хорошую музыку, порой имеют магическую силу. И, хотя официально поют в Украине только первые шесть строк, стихи П. Чубинского явно и зримо, увы, прочно внедрены в сознание народных масс. Мысль в них стремительно развивается и доходит до весьма откровенных возлияний: «Ой, Богданэ, Богданэ, славный наш гэтьманэ, нащо виддав Украйину москалям поганым? Щоб вэрнуты йийи честь, ляжем головамы, наречемось Украйины вирнымы сынамы. Душу й тило мы положым за свою свободу и покажем, що мы, браття, козацького роду. Гэй-гэй, браття мыле, нумо братыся за дило, пора волю добуваты». Абсурд . И это – поэзия?!
Вот и добыли. Позором и кровью. Богдан Хмельницкий – враг украинского народа, коль в москалях увидел силу, способную противостоять разорению западных земель империи, коими и является территория современной Украины, от рук окружающих «соседей» – турок, поляков и прочих.
Это они, москали, жгли безоружных людей на Майдане. Это их снайперы стреляли в обе стороны, чтоб спровоцировать невиданную бойню и полюбоваться такой сладкой для сердца картиной льющейся крови. Это они, пусть и жители «нэзалэжной», жгли дом профсоюзов в Одессе, это они, те, которых «надо убивать из атомного оружия» или «вешать», устроили войну на востоке против «законной власти», это они хотят «аннексировать» весь юг. Это они «захватили Крым», который отчаянно сопротивлялся, но не сумел одержать победу под натиском превалирующих сил злого и беспощадного врага.
Наша дорогая русская интеллигенция от оппозиции, которая в любом демократическом обществе, без сомнения, нужна… Но должна ли она быть изначально и безусловно враждебной? Это из её утончённых философских умов в божий свет – на свободу вырвалась остроумная фраза: «Когда у соседа загорелся дом, бесчестно и низко захватывать его огород». Ведь люди в Крыму – огородные растения, что с них взять? Как будто не бурлил там народ, выступая против самопровозглашённой власти – киевской хунты, ворвавшейся в Раду в окровавленных грязных сапогах с откровенно нацистскими лозунгами.
И невдомёк, что Крым, восставший первым, не стань он русским, был бы залит кровью гражданской войны настолько, что весь мир содрогнулся бы от ужаса. Это она, наша оппозиционная интеллигенция, ходила по Москве «Маршем мира» за бандеровским флагом, это она несла транспаранты: «Украинцы, простите нас!» Боже, да отчего столько людей разом сошло с ума? Или дело совсем в другом? Может, в сладеньком и одновременно низеньком и подленьком чувстве осознания своей принадлежности к мизерному, а оттого такому волнующе желанному меньшинству, а значит, к чистопородной элите, которая далека как Венера?..
«Ще нэ вмэрлы Украйины и слава, и воля…» Нет, не умерла украинская слава, а заодно и воля. Убивать людей за то, что не хотят жить под властью, которая в первый же день своего воцарения, самым первым своим постановлением объявила о незаконности русского языка на территории страны. Языка, на котором в своей каждодневной как бытовой, так и общественной жизни изъясняется как минимум половина страны! Я это знаю! Языка, на котором говорит вся столица. Языка Пушкина и Лермонтова, Достоевского и Толстого, Гоголя и Тургенева, Некрасова, Бунина, Куприна, Платонова, Островского, Симонова, Белова, Распутина и многих-многих других. Того самого языка, из музыкальных недр которого вышли Глинка и Чайковский, Бородин и Даргомыжский, Мусоргский и Римский-Корсаков, Рахманинов и Прокофьев, Шостакович и Свиридов и многие другие композиторы мирового уровня.
Новая власть являла своему народу «дальновидный и мудрый» политический дар.
Может ли Украина представить хотя бы скромное подобие этих имён? А зачем, кто может ответить, переводить произведения великого Гоголя на украинский, да к тому же извращая тексты и превращая их в уродливую пародию на большую литературу? Неужели то, что родина Гоголя – Полтавская губерния, даёт на это моральное право?
Способен ли украинский язык, а на самом деле, посмотрим правде в глаза, южно-деревенский диалект русского, создать хоть более-менее значительное литературное произведение с его космической философией мысли, которой полнится самая великая в мире русская литература? Разве она не является наследием украинцев в той же степени, как и русских?! И разве не язык определяет идентичность народа? Помнят ли в Украине, что Тарас Шевченко, с именем которого связывают становление классического украинского языка, всю жизнь говорил и писал также на безупречном русском? Впрочем, у него тоже есть слова: «а москали – то злийи люды». И ошибался поэт, когда царскую жандармерию олицетворял в таком же угнетённом и бесправном народе.
«Ще нэ вмэрлы Украйины и слава, и воля…» Нет, не умерла украинская слава, а заодно и воля. Убивать людей за то, что не хотят жить в стране, в столице которой, на главной её площади, вот уже полгода весь мир лицезреет портреты и флаги кровавого злодея, «верного сына своего народа» Степана Бандеры, к тому же увековеченного в камне во Львове. Где обуреваемые сознанием собственного величия, подросшие, не обременённые трудом о чём-либо размышлять «патриоты» орут дурными голосами: «Слава Украине!!!» с непременным, окрашенным чувством «жертвенного благородства» откликом: «Героям слава!!!» Не напоминает ли нам этот «клич» воинственные гики первобытных варварских племён, коим и уподобляются молодые последователи «национальных героев», одухотворённые идеями разнузданного «свободолюбия»? Разве это не настоящий нацизм?
«Ще нэ вмэрла Украйины и слава, и воля…» Нет, не умерла украинская слава, а заодно и воля. Убивать людей за то, что не хотят жить в СТРАНЕ, где столичный житель с самодовольным презрением произносит: «ДАУНбасс мы сотрём», имея в виду восставший восток страны. Где, словно в одночасье ополоумевшие, сотни молодых недоумков на главных площадях Киева и Львова скачут как голодные козы на привязи, с восторгом крича: «Хто нэ скаче, той москаль!». Может ли им прийти в голову, что тем самым интеллект москалей и ставят на недосягаемую для них высоту? Может, кто-то скажет: это невинные детские забавы? Увы, нет. Это одно из отражений национальной идеи.
Так в чём же состоит «слава и воля» нэзалэжнойи? А разве не в той картине, где обезумевшие, со звериными обличьями «патриоты» в масках, с вилами, «законными» хозяевами страны забрасывали разобранной брусчаткой и бутылками с зажигательной смесью безоружных и беззащитных сограждан? Теми самыми, которые услужливо, с высоким чувством выполняемого патриотического долга готовили тут же, на баррикадах, хрупкие молодые девушки, время от времени успокаивая своих мам по телефону, что домой они сегодня не придут, т. к. оправдывают высокую предоставленную честь – строить новое демократическое общество своей Родины, справедливое и процветающее.
А в чём ещё «слава и воля» Украины? Не в зловещем ли зеве брезентовой палатки, где ЖЕНЩИНА производила пытки над пленённым противником? Не в объятом ли огнём автобусе с медикаментами, откуда бесследно похищали врачей, прибывших на помощь истекающим кровью согражданам? А может, в клубящемся чёрном дыму от полыхающих огнём автомобильных шин, казавшимся концом света? Или в панораме Майдана, где с чувством долга выполняемой миссии со сверкающими от бешеной злобы глазами животные на века запечатлели своё пребывание? Не в эпизоде ли Майдана «слава и воля» «самостийной», когда беспомощному раненому выкалывали глаза?..
Весна 2014 года. На главной площади украинской столицы на месте клумбы приезжие «революционеры» копают землю для огорода. О боже, этот огород! Это страшно, когда на главной площади страны вместо цветников зеленеют лук и петрушка! Понимает ли это кто-нибудь из украинцев?! Об этом огороде ещё будут слагать стихи, стихи безысходности и отчаяния, полные чувства бессмысленности жизни, которую дал Всевышний…
Посмотрим правде в глаза. Может ли быть достойное будущее у страны, главная площадь которой как минимум в течение полугода являет собой ужасающую гигантскую мусорную свалку, заставленную армейскими палатками, напоминающими первобытные пещеры дикарей? Может ли быть достойное будущее у страны, в областном центре которой сооружена виселица, по всей вероятности, для того, чтоб ополоумевший от страха народ, сомкнув рот и прикрыв глаза, в ужасе спешил укрыться в своих кельях?! Может ли быть приличное будущее у страны, граждане которой, упиваясь неожиданно свалившейся властью, не дрогнувшей рукой и не утруждая себя никакими сомнениями, зверски убивают соотечественников, в прямом смысле вырывая при этом сердце?
Как Украине жить дальше, когда её «Национальная гвардия», сформированная из жителей западных областей – людей особого психотипа с оголтелой фашистской идеологией, из выпущенных верноподданных уголовников-отморозков, а также из чернокожих гориллообразных американских наёмников!!!, хладнокровно и без всяких проявлений совести выполняя приказ новых властей, засыпает снарядами города и посёлки востока страны и расстреливает военнослужащих, отказавшихся стрелять в сограждан? В тех самых, которые защищают СВОЮ ЗЕМЛЮ от новоявленной нацистской власти.
Как ей жить дальше, Украине, на востоке которой весной 2014 года как неопровержимое доказательство этих зверств обнаружена яма, заваленная совершенно голыми трупами молодых мужчин, где оказалось двое живых раненых? Может ли быть светлое будущее у страны, где живёт маленькая девочка с одной ручкой, которой она прикрывает глаза?..
Какой она видит себя, Украина? Запомнит ли, начертит ли на своих географических картах тот исторический «гуманитарный коридор» во время гражданской войны, по которому выходили из «зоны боевых действий» старики, женщины и дети? Те самые, которых заставляли раздеваться почти догола. Что искали правоохранительные органы молодого демократического европейского государства на телах несчастных беззащитных соотечественников, которые, потеряв всё, спасали свои жизни? Как, кто может осмыслить эту отвратительную унизительную акцию? Как после этого ощущать этим людям свою, по сути растоптанную, личность на СВОЕЙ РОДИНЕ? Какую память обо всём этом унесут дети, прошедшие этот КОРИДОР ПОЗОРА РОДИНЫ в своё будущее? Чем она станет для них? Есть ли кому ответить?
«Ще не вмэрлы Украйины и слава, и воля…» А разве не относятся эти слова и к залежам сланцевого газа, выработку которого планирует мировой заокеанский жандарм?
Но что будет с этой землёй? Разве не знает марионеточная проамериканская киевская власть, что людям там нельзя будет жить? Может, им лучше просто умереть под снарядами и бомбами? Может, для того и истребляют граждан восточных областей, высказавшихся за отделение от государства, где они не более как русское быдло, чтоб освободить их территорию для такого фантастически многообещающего предприятия? И разве не знают новые украинские власти, что разработки таких месторождений оставляют за собой безжизненную пустыню с отравленной водой, имеющей способность гореть?
Увы, Украина так и не поняла, почему против хунты протестовали юго-восточные области страны, молниеносно и беспощадно «зачищенные» за исключением Донецкой и Луганской, где гибель людей, включая детей, является безусловно необходимой для престижа и целостности уже безнадёжно и бесповоротно расколотой страны при любом исходе «антитерростической операции».
К лету 2014 года киевский Майдан с его первобытным гулом и ледяным хладнокровием жестокого средневековья окончательно сформировал сегодняшний образ Украины. Она ли так горячо стремится стать частью просвещённой Европы, где фашизм жёстко осуждён и любое проявление его считается уголовным злодеянием? Но, увы, Европа уже не та. Европа в Украине с холодной прагматичностью решает свои геополитические и экономические устремления, и прекрасно осознаёт, что украинский коллапс экономики открывает для неё колоссальные перспективы для рынка сбыта её продукции, которую уже некуда девать.
Но посмотрим правде в глаза. Разве не представляет собой Украина отколотый по живому осколок исполинской глыбы мироздания из беларуса-русского-украинца? Способна ли она, отвергнув свою подлинную общую историю с Россией, создать самостоятельную и самодостаточную государственность, где власть имущие, люди, не обременённые никакой культурой, с отвратительно-циничной идеологией, умеют только воровать и ничего более? Разве не превращается Украина на глазах у всего мира в жалкий марионеточный протекторат Запада?!
А что же новоизбранный президент, миллиардер, господин Порошенко вкупе со своими соратниками? Разве они не яркие представители того самого олигархата, который и довёл страну до гражданской войны? Разве не с руками, обагрёнными кровью своих соотечественников, «возвращают они народ Украины на его исконную родину – в Европу?» ЭТО ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПНИКИ, И МЕСТО ИХ – НА СКАМЬЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРИБУНАЛА. Это они создали страну, которую покинуло более полумиллиона её граждан, спасаясь от гибели.
Мне бесконечно жаль мою Родину. Мне безумно стыдно за нёе. Мне до ужаса больно за неё.
Мне хочется кричать от этой невыносимой боли. От того, что произошло в Одессе, когда обезумевшее человекообразное железным прутом лупило обгоревшего человека, выпрыгнувшего из окна объятого беснующимся пламенем дома, и со звериным остервенением забило его до смерти. И это не чудовищная картина уголовщины!!! Это от имени государственной власти вершилось будущее самого большого европейского государства.
С этого дня прежняя Украина перестала существовать. Её больше нет. Та средневековая картина варварской инквизиции, которую на глазах у всего мира с хладнокровным наслаждением вида мучительной агонии задыхающегося от «неизвестного газа» человека, распластанного на асфальте, создавали «граждане-патриоты» своей страны, этот несмываемый её позор на всё время бытия, отпущенное человечеству свыше, и делают Украину страной призраков. Рождённая на Майдане, Одесса сделала своё дело. Отныне нормальный «человеческий» народ Украины будет жить в её тени. Одесса – символ. Одесса – флаг на небесах. И оттуда его никому не достать, не украсть, чтобы сжечь без следа… Это – флаг нынешней Украины. Страшен и вечен…
Валентина БЕЛЯЕВА
Уже на майдане было видно, что они все больные психически, - как толпа, так и ВСЕ остальные к этому причастные. ВСЕ, и куев и его закордонные улыбчивые "гости". Но даже тогда ещё невозможно было представить, во что это выльется. Особенно, тем, кто жил и помнил СССР.
ОтветитьУдалитьТем не менее, европа (о сша и говорить нечего), поучаствовав в славной "революции", должна была бы первая протрезветь. Но этого не случилось. И степень её бессовестности тоже была сюрпризом - даже для любящих её.
Если до недавнего времени я, напр, не был категоричен, что ЮВ вместе с этим идиотским образованием уже не может быть вместе, то уже после Одесы я таки стал категоричен.
Украины нет, во всяком случае, то, что от неё останется, надо будет называть как-то по-другому, хотя бы из суеверия.