18 августа
Андрей Макаревич удивительным образом умеет рождать обсуждение себя на фоне полной творческой импотенции. Судите сами, человек где-то год-два назад умудрился "поймать волну", когда списанные в тираж творческие деятели только-только начинали робкие шаги в направлении "а давайте сделаем острое политическое заявление, и нас позовут дать концерт", и теперь находится на самом ее гребне. Украинские власти зовут его давать концерты для солдат, россияне вразнобой бойкотируют его концерты, депутаты стремятся отобрать у него государственные награды, честь и достоинство Макаревича защищает новая правозащитница Всея Руси Элла Памфилова, а самые истовые поклонники, в 2008 году дававшие ссылки на интервью Макаревича о том, как сильно он любит Путина и Медведева, теперь многоэтажно матерят "ватников", усомнившихся в необходимости ехать в разгромленный украинской армией Славянск, чтобы давать оттуда рафинадные отзывы о мудрости киевских властей, убивавших своих же сограждан.
Дело дошло до того, что Артемий Троицкий, теперешний ВИП от оппозиции, оценивает важность Макаревича для страны "в миллион раз важнее, чем у всех депутатов". Учитывая, что Троийкий - все-таки арт-критик, и оценивает арт-деятельность вышеупомянутых персонажей, согласиться с ним сложно. Все-таки у депутатов перформансы побогаче и позрелищнее. Но загвоздка в другом. Можете ли вы вспомнить, как несколько лет назад оценивала Макаревича та самая прогрессивная общественность, которая подняла его сейчас на стяг? Вот, например, фрагменты типичной рецензии из 2009 года, написанной безвременным рупором прогрессивной общественности, журналом "Афиша":
Если описать нынешнее культурное положение Макаревича и группы «Машина времени» одним существительным, то, по-моему, самым верным будет слово «мем». И то сказать — коллектив в последние годы даже не особо утруждает себя придумыванием названий к своим альбомам. Все, что происходит вокруг «Машины времени», совершенно укладывается в определение «единица информации, распространяемая посредством имитации». В интернете пользуется нездоровой популярностью видеоролик из программы «Смак», где Макаревич готовит к зажариванию мертвого поросенка... Смешно? Смешно, конечно.
Существует, впрочем, и обратная сторона вопроса. Если описать культурное положение «Машины времени» одним прилагательным, то самым верным будет слово «сытый» — причем относится оно более-менее ко всей 40-летней истории народных артистов. «Машина времени» и ныне, и присно есть в чистом виде официальная культура; и есть какой-то саркастический парадокс в том, что про людей, выступающих в Кремле, у Кремля и для Кремля, про людей, поющих для миллионов свое застойное, застарелое караоке, сейчас слышишь в основном в контексте, простите, фистинга мертвой свинье. Парадокс есть также и в том, что группа, чья извечная пустопорожняя псевдоромантическая риторика (я легко себе представляю компьютерную программу, которая из слов «дом», «небо», «море», «ты» и, скажем, «блюз» в промышленных масштабах порождает тексты «Машины времени»), по сути, во многом сходится со стилистикой новостей Первого канала, — эта группа пишет и поет песни про то, как тяжело стоять по колено в говне и как непродуктивно засовывать башку в телевизор.
Хорошо успел пристроиться Макаревич за прошедшие пару лет? Конечно, хорошо. Из стыдной и сытой фигуры он превратился чуть ли не в честь и совесть нулевых, с концертами, упоминаниями, продажами и всем прочим. Только все его нынешние поклонники забывают о том, что когда музыкант перестает быть музыкантом, а начинает быть спикером, колумнистом, правозащитником и бог весть кем еще - он и музыкантом больше не будет, и спикера из него нормального не выйдет. Поэтому попробуйте абстрагироваться от тех скандальных заявлений и поступков, которые сейчас, по сути, и составляют всю славу Макаревича. И вы увидите, что ничего в этой фигуре с тех "стыдных" и "сытых" лет не поменялось. И это говорит гораздо больше о тех, кто сейчас музыканта хвалит, нежели о самом Макаревиче.
Андрей Макаревич удивительным образом умеет рождать обсуждение себя на фоне полной творческой импотенции. Судите сами, человек где-то год-два назад умудрился "поймать волну", когда списанные в тираж творческие деятели только-только начинали робкие шаги в направлении "а давайте сделаем острое политическое заявление, и нас позовут дать концерт", и теперь находится на самом ее гребне. Украинские власти зовут его давать концерты для солдат, россияне вразнобой бойкотируют его концерты, депутаты стремятся отобрать у него государственные награды, честь и достоинство Макаревича защищает новая правозащитница Всея Руси Элла Памфилова, а самые истовые поклонники, в 2008 году дававшие ссылки на интервью Макаревича о том, как сильно он любит Путина и Медведева, теперь многоэтажно матерят "ватников", усомнившихся в необходимости ехать в разгромленный украинской армией Славянск, чтобы давать оттуда рафинадные отзывы о мудрости киевских властей, убивавших своих же сограждан.
Дело дошло до того, что Артемий Троицкий, теперешний ВИП от оппозиции, оценивает важность Макаревича для страны "в миллион раз важнее, чем у всех депутатов". Учитывая, что Троийкий - все-таки арт-критик, и оценивает арт-деятельность вышеупомянутых персонажей, согласиться с ним сложно. Все-таки у депутатов перформансы побогаче и позрелищнее. Но загвоздка в другом. Можете ли вы вспомнить, как несколько лет назад оценивала Макаревича та самая прогрессивная общественность, которая подняла его сейчас на стяг? Вот, например, фрагменты типичной рецензии из 2009 года, написанной безвременным рупором прогрессивной общественности, журналом "Афиша":
Если описать нынешнее культурное положение Макаревича и группы «Машина времени» одним существительным, то, по-моему, самым верным будет слово «мем». И то сказать — коллектив в последние годы даже не особо утруждает себя придумыванием названий к своим альбомам. Все, что происходит вокруг «Машины времени», совершенно укладывается в определение «единица информации, распространяемая посредством имитации». В интернете пользуется нездоровой популярностью видеоролик из программы «Смак», где Макаревич готовит к зажариванию мертвого поросенка... Смешно? Смешно, конечно.
Существует, впрочем, и обратная сторона вопроса. Если описать культурное положение «Машины времени» одним прилагательным, то самым верным будет слово «сытый» — причем относится оно более-менее ко всей 40-летней истории народных артистов. «Машина времени» и ныне, и присно есть в чистом виде официальная культура; и есть какой-то саркастический парадокс в том, что про людей, выступающих в Кремле, у Кремля и для Кремля, про людей, поющих для миллионов свое застойное, застарелое караоке, сейчас слышишь в основном в контексте, простите, фистинга мертвой свинье. Парадокс есть также и в том, что группа, чья извечная пустопорожняя псевдоромантическая риторика (я легко себе представляю компьютерную программу, которая из слов «дом», «небо», «море», «ты» и, скажем, «блюз» в промышленных масштабах порождает тексты «Машины времени»), по сути, во многом сходится со стилистикой новостей Первого канала, — эта группа пишет и поет песни про то, как тяжело стоять по колено в говне и как непродуктивно засовывать башку в телевизор.
Хорошо успел пристроиться Макаревич за прошедшие пару лет? Конечно, хорошо. Из стыдной и сытой фигуры он превратился чуть ли не в честь и совесть нулевых, с концертами, упоминаниями, продажами и всем прочим. Только все его нынешние поклонники забывают о том, что когда музыкант перестает быть музыкантом, а начинает быть спикером, колумнистом, правозащитником и бог весть кем еще - он и музыкантом больше не будет, и спикера из него нормального не выйдет. Поэтому попробуйте абстрагироваться от тех скандальных заявлений и поступков, которые сейчас, по сути, и составляют всю славу Макаревича. И вы увидите, что ничего в этой фигуре с тех "стыдных" и "сытых" лет не поменялось. И это говорит гораздо больше о тех, кто сейчас музыканта хвалит, нежели о самом Макаревиче.
Боже! Какой бред эта статейка! Чушь натуральная.
ОтветитьУдалить