среда, 10 сентября 2014 г.

Гусеница интеллигента

Пишет Фриц Моисеевич Морген
 fritzmorgen
 




Парус

Разбирал вчера известные русофобские цитаты. Выяснилось, что приписываемый Карамзину анекдот про «пьют и воруют» является поздним искажением дошедшей до нас в пересказе реплики, а знаменитые строки якобы Лермонтова о «немытой России» принадлежат авторству некого малоизвестного либерала XIX века.

http://ruxpert.ru/Поддельные_русофобские_цитаты

И вскрылась в процессе одна интересная деталь. Россия невероятно богата поэтами, писателями и прочими творческими людьми. Богата Россия и либералами оппозиционного толка, которые почитают нашу страну «отсталой» и воспринимают её не иначе как варварские задворки великого западного мира.

Тем не менее, почему-то эти две группы людей не пересекаются. За всё время, прошедшее с появления большой русской литературы, не нашлось почему-то по-настоящему масштабных творцов, которые поливали бы Россию грязью. Разве что бросит бывало мимоходом Пушкин что-нибудь о том, что он «презирает отечество с головы до ног», но тут же из дальнейшего текста становится ясно, что это не более чем поза светского бунтаря, и что на самом деле никакого презрения к России нет у Пушкина и в помине.

Вместе с тем, огромные залежи русофобских высказываний можно обнаружить в высказываниях современной нам либеральной интеллигенции. Вот, пожалуйста, целый сборник жемчужин желчи наших мыслящих оппозиционеров:

http://ruxpert.ru/Либеральный_цитатник

Там есть и режиссёры, писатели, поэты, сатирики, художники, критики… кого там только нет. Вот, например, Вероника Долина, бард:

К сожалению, мы — носители неистребимой дурноты и привносим ее всюду, где присутствуем. Впрочем, там, где живу я, на севере Франции, россиян мало. Это не Юг, где много нашей публики бродит, несильно улучшая атмосферу Лазурного берега.
А вот Юрий Нестеренко, поэт:
Россия — это зло. Россия — это зло в его чистом, беспримесном виде… Нашим врагом — и врагом всего свободного мира, всей западной цивилизации, всех принципов, которые нам дороги — является Россия как таковая… Россия остается и останется злом при всех режимах и любых правителях. Зло в самой ее сути, и потому бессмысленны любые попытки ее "исправить", "улучшить", "освободить", "спасти". Россия — это не то, ЧТО следует спасать, а то, ОТ ЧЕГО следует спасать
Войдут ли эти люди через 200 лет в учебники литературы наравне с Пушкиным и Лермонтовым?

Далеко не факт. Как я уже сообщил выше, стихотворение «Прощай, немытая Россия» специалисты приписывают не Лермонтову, а пародисту Дмитрию Минаеву:

http://ruxpert.ru/Поддельные_русофобские_цитаты

Одним из признаков авторства Минаева служит его известная пародия на лермонтовского «Демона», в которой есть выражение «голубые мундиры» (а сам Лермонтов эту метафору не употреблял):


Бес мчится. Никаких помех
Не видит он в ночном эфире.
На голубом его мундире
Сверкают звезды рангов всех…
Кроме того, надо понимать, что строчки про «немытую Россию» также являются пародией. Пародией на знаменитое пушкинское «К морю»:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
Обратите внимание, как натужно Минаев кромсает украденные им рифмы. «Стихия» перелицовывается в «Россию», голубые волны становятся нелепыми голубыми мундирами, и даже рифма «раз» не отбрасывается сходу, а переделывается в «глаза/Кавказа».

Невозможно представить себе Лермонтова, который осквернил бы стихи любимого им Пушкина такой низкопробной переделкой. И невозможно представить себе, чтобы Лермонтов — которого называли «русоманом» — высказался бы столь плохо о России.

Вот, для сравнения, два стихотворения о России — одно Лермонтова, второе Минаева. Я не подписываю, где чьё, разница в уровне стихов видна и так:
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю — за что, не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
Шлет нам гостинцы Восток
Вместе с посольством особым.
"Ну-ка, веди, мужичок,
Их по родимым трущобам".
Ходят. Всё степи да лес,
Всё как дремотой одето…
"Это ли русский прогресс?"
- "Это, родимые, это!.."

В села заходят. Вросли
В землю, согнувшись, избенки;
Чахлое стадо пасли
Дети в одной рубашонке;
Крытый соломой навес…
Голос рыдающий где-то…
"Это ли русский прогресс?"
- "Это, родимые, это!.."

Город пред ними. В умах
Мысль, как и в селах, дремала,
Шепчут о чем-то впотьмах
Два-три усталых журнала.
Ласки продажных метресс…
Грозные цифры бюджета…
"Это ли русский прогресс?"
- "Это, родимые, это!.."

Труд от зари до зари,
Бедность — что дальше, то хуже.
Голод, лохмотья — внутри,
Блеск и довольство — снаружи…
Шалости старых повес,
Тающих в креслах балета…
"Это ли русский прогресс?"
- "Это, родимые, это!.."

"Где ж мы, скажи нам, вожак?
Эти зеленые зимы,
Голые степи и мрак…
Полно, туда ли зашли мы?
Ты нам скажи наотрез,
Ждем мы прямого ответа:
Это ли русский прогресс?"
- "Это, родимые это!.."
Как видите, русоман Лермонтов вне всякого сомнения талантлив — его стихи красивы, легки и читаются одним глотком, словно это не стихи, а вкусная чистая вода. Русофоб же Минаев демонстрирует довольно посредственного качества вирши, в которых он — будучи уже весьма опытным поэтом — позволяет себе ленивую неряшливость типа «вросли/пасли» и «два-три».

Так вот, к чему я веду. Возможно, ненавидящие Россию наши современники, которых мы привыкли считать интеллигентами, на самом деле таковыми не являются? Возможно, это всего лишь гусеницы интеллигентов, которым, подобно Дмитрию Минаеву, за всю их долгую жизнь так и не удалось стать бабочками?

Тогда их русофобия вполне объяснима. Отсутствие крыльев делает человека злым. Даже если его печатают в каких-то журналах и одобряющие треплют по плечу друзья-либералы, он всё равно понимает, что обречён ползать, что летать на уровне Лермонтова он не будет никогда.

Если я прав в своих выводах, то попадание в статью «Либеральный цитатник» можно считать творческим приговором. По-настоящему талантливый человек русофобом не будет: не сможет быть.

Комментариев нет:

Отправить комментарий