пятница, 6 марта 2015 г.

Сможет ли «єдина країна» вновь стать единой страной?

http://polemika.com.ua/news-151968.html
06.03.15
Александр Каревин
Полемика


«Сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет», - гласит восточная мудрость. И задуматься об этом Украине самое время.

Можно долго и нудно повторять мантры про «единую страну» («єдину країну»). Можно рассказывать о том, что перед лицом обрушившихся бедствий украинцы стали «едиными, как никогда раньше». Можно даже изображать бурную радость по поводу этого «единства». Только ведь на практике-то никакого единства нет.

Есть лишь иллюзия единства. В реальности же, позволю себе предположить, Украина близка к распаду. Близка не потому, что «агенты Путина» взорвут ее изнутри, а «фээсбэшные провокаторы» растащат по кускам в разные стороны. Все гораздо серьезнее и прозаичнее.
Распад может произойти по той же схеме, по какой развалилась страна без малого сто лет назад, после другой «революции» (речь не о «Великой Октябрьской», а о петлюровской, произошедшей в декабре 1918 года).

Тогда ведь тоже вроде бы  существовала центральная власть (впрочем, весьма никудышная). Она издавала «законы» и «распоряжения», назначала «министров», иногда посылала дипломатические миссии за границу, однако в действительности контролировала очень незначительную территорию. На остальном пространстве хозяйничали всевозможные банды во главе с разнообразными «батьками» и атаманами. Чуть ли ни каждое село представляло собой отдельную республику.

Почему так произошло? Потому, что в условиях всеобщей катастрофы люди не видели пользы от такой центральной власти и игнорировали ее. Они старались выжить небольшими или сравнительно большими общинами и группами, воевавшими друг с другом либо заключавшими союзы. Так было. И спустя столетие может повториться вновь.

Думаю, никому не надо доказывать, что катастрофа на Украине уже произошла. Как, наверное, мало кто будет спорить и насчет никудышности существующей власти (в принципе, появление такой власти в стране – само по себе катастрофа). В общем, предпосылки для распада уже созданы. А это очень плохо, ибо наметившийся процесс, как правило, сопровождается многочисленными жертвами, каковых за последний год в Украине и без того несметное количество.
Что делать? Век назад, после массового кровопролития и множества смертей, последовавших от других, «некровавых» причин, ситуация кое-как была стабилизирована - благодаря вооруженному вмешательству извне.

Возможен такой вариант и ныне. Альтернативой ему может быть иное развитие событий.
Давайте посмотрим в корень. С чего начался нынешний кризис? Нет, не с Евромайдана. Евромайдан был лишь проявлением желания жителей преимущественно одного региона (конкретно – Галиции), навязать свою волю обитателям остальных частей страны. Причем, проявлением далеко не первым.

Ну, вспомните практически всю историю независимости нашей страны. Из Галиции постоянно неслись «указания» во все концы государства. На каком языке смотреть фильмы в кинотеатрах и сериалы по ТВ? На каком языке обучать детей? В храмы какой конфессии ходить? Как трактовать собственную историю? Кому поклоняться как национальным героям? С кем из соседних стран дружить и сотрудничать, а от кого отгородиться высокой стеной?

На все эти и многие другие вопросы во Львове «знали» четкие и «единственно правильные» ответы. И если бы просто «знали», а не навязывали собственные представления другим! Так ведь нет!

Галичане (разумею тут не обычных людей, а «национально сознательную», доминирующую в данном регионе часть общества) приезжали в Одессу, чтобы протестовать против установки памятника Екатерине II. Галичане на Новый год устраивали факельные шествия в Киеве в честь дня рождения Степана Бандеры (потому, дескать, что «Новий рік, то не українське свято, а день народження Бандери - українське»). Галичане хотели, чтобы Донецкому университету присвоили имя популярного в Галиции (но не в Донбассе!) поэта.
Галичане устраивали «языковой Майдан» против закона, дававшего возможность предоставления русскому языку статуса регионального. Ибо, мол, сей закон ущемит их, галичан, «конституционные права». Хотя, казалось бы, как пострадают права львовян, тернополян, иванофранковцев, если люди, проживающие, например, в Николаеве, Херсоне или Харькове  воспользуются возможностью в своих городах смотреть фильмы в кинотеатрах на родном языке или учить своих детей на родном языке?

Разве не было всего этого? Пока действия галичан носили локальный характер или касались отдельных вопросов жизни общества, Юго-Восток страны молчал. Но зимой 2013-2014 годов на Украине был совершен государственный переворот, ударной силой которого оказались, опять-таки, галичане, претендовавшие на установление откровенной диктатуры. Это и раскололо страну.

Отпал Крым. Восстал Донбасс. Началась междоусобная война. Рухнула экономика. Положение ныне очень плачевное.

Какой же выход? Да очень простой. Если невозможно (а это в нынешних условиях невозможно!) сформировать правительство, устраивающее все регионы Украины (и западные, и юго-восточные), значит, необходимо передать большую часть полномочий местным органам власти, оставив за Центром решение некоторых общих вопросов и координирующие функции.

Если нельзя договориться об устраивающем всех статусе языков, значит, пусть в каждом регионе люди сами решают, на каком языке им смотреть фильмы и телепередачи, слушать радио, какие языки учить детям в школе и вообще  - на каком языке детей учить. Если одним регионам выгоднее торговать с Россией, а другим с Евросоюзом, значит, не надо никого силком тянуть во всякие ассоциации. Пусть люди на местах сами определяются.
Иными словами, чтобы вернуть стране единство, следует провести федерализацию. В конце концов, именно федерализация логично вытекает из Минских соглашений. Без этого невозможно прочное примирение с Донбассом. Невозможна и единая страна, как бы пафосно ни разглагольствовали о ней украинские политики. Ведь сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет.

Александр Каревин, специально для  Полемики

Комментариев нет:

Отправить комментарий