среда, 8 апреля 2015 г.

Виват, Пекин! Китай показал класс…

 08.04.15
Блоги — Андрей Ганжа  
Версии
 
Многострадальный Йемен погружается в огненный хаос, и можно только строить версии, чем все это закончится. Диапазон прогнозов и фантазий более чем широк – от физического уничтожения мятежных шиитов-хуситов до развала Саудовской Аравии и начала новой мировой войны. Но это грядущее, а сейчас, как это обычно и бывает, в критическом состоянии оказались самые незащищенные люди в этой стране – иностранцы. 

Не все. Американцы еще 11 февраля предложили своим согражданам покинуть Йемен, а к 22 марта оттуда вывезли не только дипломатов, но и военных. Спецназовцы США покинули базу Аль-Анад, сохранив свое присутствие только на архипелаге Сокотра. Вовремя, поскольку Аль-Анад уже 25-го был захвачен хуситами. Янки особо не страдают из-за ухода из Йемена, поскольку убеждены, что у них «имеются в регионе силы и средства, чтобы нейтрализовать их (угрозы. – Авт.)» (Джефф Ратке, представитель Госдепартамента США). Вовремя убрались с раскаляющейся сковородки Йемена саудовские арабы и западноевропейские дипломаты.

Но многие попали в переплет – пакистанцы, китайцы, русские, египтяне, украинцы… Большинству правительств, особенно индийскому, следует отдать должное. Они делают практически все для вывоза и своих граждан, и иностранцев: кто морем, кто воздухом, а кто и по суше – в Оман и Аравию. Хотя спасатели не всегда встречают понимание сторон конфликта. Россияне послали в Сану (столицу Йемена) уже четыре самолета, но один из них почти сутки не пропускала Саудовская Аравия, опасаясь, что на борту находится вооружение для мятежников.

Где-то саудитов можно понять: 1 апреля Москва послала в Йемен один Ил-62, но вторым бортом был Ил-76ТД, пусть и гражданская модификация, однако военно-транспортного Ил-76МД (Candid-B по классификации НАТО). В результате саудиты испугались, почти сутки отказывали «Илюшину» в пересечении своего воздушного пространства и он был вынужден сесть на дозаправку в Каире, где мастные власти (в нынешнем Йеменском конфликте – союзники саудитов) смогли его заодно и досмотреть. Оружия не нашли, хотя западная пресса не преминула воспользоваться случаем и устроить короткую, но агрессивную истерику по поводу «вооружений на борту».

Но все хорошо, что хорошо кончается: россияне четырьмя бортами вывезли около 600 человек, в основном – женщин и детей. Из них 245 иностранцев – из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Польши, Литвы, Кубы…

Много людей вывезли Индия, Пакистан, Алжир. Украина, как ни больно об этом говорить, не вывезла (судя по новостным лентам) никого. Хотя отчитывается: «Спикер МИД Евгений Перебийнис сообщил, что министерство проводит комплекс мер по возвращению из охваченного войной Йемена граждан Украины» (сайт «Новое время»). Что получается: МИД есть, «комплекс мер» есть, охваченный войной Йемен есть – а украинцев вывозят почему-то российские самолеты. Известно уже о десяти украинских гражданах, вывезенных через Москву. Выразить благодарность России за спасение своих людей (в отличие от Польши, Литвы и Азербайджана) Украина тоже не посчитала нужным.

Преклоняюсь перед мужеством летчиков, поднимающих машины с разбомбленной полосы аэропорта Саны. Но ведь надо отдавать себе отчет, что суточное ожидание самолета для ждущих эвакуации, эвакуации из огня гражданской войны, женщин и детей – это недопустимо. Особенно если учесть, что даже после четвертого рейса «в список на эвакуацию записались еще больше 1000 человек» (Гульнар Салих, женщина с детьми, вывезенная из Саны).

В этом отношении искреннее восхищение вызывают действия Китая. Китайцы тоже вывезли почти 700 человек. И как!

Китайскому военно-морскому присутствию в районе Аденского залива и Аравийского моря мир обязан сомалийским пиратам. После того, как с 1991 года Сомали фактически перестало существовать как централизованное государство, одним из немногих средств выживания ее населения, особенно в северо-восточных провинциях (там, где сейчас существует странное «автономное государство Пунтленд»), стало пиратство. Они и понятно: за годы гражданской войны (с 1988 года) население вооружилось и перестало обращать внимание на закон. А лучшего морского транспортного маршрута из Азии в Европу, кроме как через Африканский Рог–Красное море–Суэцкий канал, придумать невозможно: не гонять же корабли через всю Африку, мимо вечных бурь Мыса Доброй Надежды?

Вот сомалийцы (путнелендцы?) и начали грабить торговые корабли. В том числе и китайские. В конце концов, терпение у Пекина лопнуло, поскольку в день через эти воды проходит до пяти китайских торговых кораблей. В 2008-м нападению сомалийцев подверглось семь суден. Чаша терпения переполнилась 17 декабря 2008-го: в этот день был атакован 65-тысячетонный «Чжень Хуа-4» (Zhenhua 4). Китайцы отчаянно отбивались из водометов и смогли дождаться помощи от малазийского военного судна, которое в соответствии с резолюцией Совбеза ООН участвовало в военных операциях по защите морской торговли от сомалийских пиратов. Уже на следующий день представитель МИД Лю Цзяньчао заявил, что «для борьбы с безудержным пиратством в Аденском заливе у побережья Сомали» Китай направит первую эскортную группу своих военных кораблей: эсминцы «Хайкоу» и «Ухань», а также корабль снабжения «Вейшангху».

Для мира отправка кораблей была определенным шоком, поскольку до этого времени Китай проводил политику военного невмешательства. И мир заинтересовано притих, наблюдая за первым активным развертыванием китайских ВМФ далеко за пределами Тихого океана. Он желал оценить, по словам корреспондента ВВС Джонатана Маркуса, «как китайцы справятся с комплексным обслуживанием и снабженческими проблемами эксплуатации так далеко от дома». Китайцы справились. В настоящее время в районе Аденского залива «тянет лямку» уже девятнадцатая целевая группа кораблей Китая: фрегаты стелс-технологии «Линьи» и «Вейфанг» в сопровождении все того же трудяги «Вейшангху». А китайские военные корабли стали уже повседневностью Аденского залива. И это естественно – глобальной экономике Китая необходимо и глобальное присутствие.

Немного отвлекаясь от темы, замечу, что китайское присутствие, похоже, уже однажды избавило Средиземноморье от очень большой проблемы в августе-сентябре 2013 года, когда у берегов Сирии друг против друга стояли 60-я оперативная группа Шестого флота США и французский фрегат (6 вымпелов) и сводная группа боевых кораблей Черноморского и Тихоокеанского флотов России (тоже 6 вымпелов). А с фланга, со стороны, кстати, Аденского залива, русских «выцеливала» авианосная ударная группа «Нимица». До военного столкновения в тот момент было рукой подать, в сторону Сирии 3 сентября даже запустили две ракеты «Томагавк». Русские их засекли и уничтожили: то ли противоракетами, то ли средствами радиоэлектронной борьбы. Но остановил конфликт явно не острый глаз российских радаров.

А скорее то, что 5 сентября европейские военно-морские источники сообщили, что китайский универсальный десантный корабль «Циньчэньшань» с 1000 морских пехотинцев на борту, вошел в воды Красного моря и направляется в Средиземное море, к сирийским берегам. Более того, по данным ресурса DEBKAfile, Пекин к тому времени втайне уже развернул несколько военных кораблей напротив Сирии. И опасения «Дебки» имели под собой основание: как раз в это время происходила ротация 14-й и 15-й целевых групп китайских кораблей в Аденском заливе.

Конечно, в военном отношении присутствие «Циньчэньшаня», как и четырех фрегатов эскорта, мало что меняло. Но сам факт подхода к зоне конфликта крупнейшего военного судна Китая был безусловным сигналом: Поднебесная не желает боестолкновения. А ведь Пекин в настоящее время обладает массой других, менее летальных способов заставить и США, и Европу уважать свое мнение. Поэтому конфликт затих.

Но это – прошлое. А в настоящем у Китая была иная задача. Вывезти из зоны конфликта китайских и пакистанских граждан. Пакистанских – потому что Пекин крайне заинтересован в своем проекте CPEC (China-Pak Economic Corridor): шоссе, железная дорога и трубопроводы от своего Кашгара северо-запад страны до пакистанского порта Гвадар на Арабском море, что находится на границе Пакистана и Ирана. Уже сейчас 248 миллионов долларов Китая превратили Гвадар из рыбацкой деревушки в глубоководный порт. Все права на эксплуатацию которого принадлежат Поднебесной.

Внимательно просмотрев новостные ленты я не нашел упоминаний о переговорах Китая и Саудовской Аравией или Египтом. Тем более – с властью Йемена: легитимный президент Мансур Хади в бегах, а повстанцы-хуситы как страшный сон не хотят видеть Пекин в числе своих врагов. Поэтому Пекин особо не церемонился.

30 марта фрегат «Вейфанг» сопроводил вместительный «Вейшангху» в порт Ходейда на западе Йемена, который еще в октябре 2014 года был захвачен повстанцами-хуситами. И там принял на борт 449 граждан Китая. Это были сотрудники китайских компаний в столице Йемена. Все было очень организованно: «В Сане работают 12 китайских компаний. На протяжении последних двух дней мы провели встречу со всеми сотрудниками и проработали план эвакуации. Понадобилось 30 транспортных средств, чтобы вывезти весь персонал. Мы постарались просчитать все моменты, чтобы сделать 200-километровую дорогу безопасной» (Ху Яоу, представитель посольства КНР в Йемене). На следующий день корабли были уже на противоположном, африканском берегу Красного моря, в Джибути.

Ходейда – это было просто. Сложнее оказалась операция в Адене, где шли бои между сторонниками свергнутого президента, боевиками «Исламского халифата» и повстанцами-хуситами. Плюс бомбовые удары саудовской авиации. Эти не церемонятся. В ночь с 1 на 2 апреля они тщательно «уложили» авиабомбу на российское консульство, разрушив его внешнюю стену. Потом консульство, естественно, разграбили мародеры. Реакции России в адрес Саудовской Аравии не последовало.

Эвакуация под обстрелом вынудила китайцев отказаться от использования тихоходного «Вейшангху», зато взять на борт спецназ: более 30 (взвод) «людей в черном», вооруженных автоматами QBZ-95-1 с подствольным гранатометом QLG-10A. Судя по эмблеме – из Морских десантных сил ВМС Китая. Очень вежливые…

Спецназ пригодился. Сразу после швартовки фрегата вблизи раздалось несколько выстрелов. «Черные» перемахнули через борт и растворились на периметре. После чего оппоненты китайского присутствия как-то очень быстро разошлись. Зато шуму было потом много: топ-новостью информационных лент в течение добрых суток было сообщение о том, что в порту Адена десантировались военные без опознавательных знаков. У страха глаза велики: знаки были на обоих рукавах морских десантников.

И что особо впечатляет: фрегат «Линьи» пришел под огонь не за «своими». Он вывез 225 человек: 176 людей из Пакистана, 29 из Эфиопии, пять из Сингапура, четырех из Польши, по три из Италии и Германии, двоих из Великобритании и по одному из Канады, Ирландии и Йемена. Через восемь часов, уже ночью, они были в Джибути. В безопасности…

Ну, что можно сказать? Китай показал класс… Как надо правильно применять силу или угрозу силы. Как надо относиться к своим. Как надо относиться к союзникам. Как надо относиться к чужим, если те в опасности.

Моряки Китая вывезли почти семьсот человек. Из них не менее 230-ти иностранцев. Значит, у Пекина теперь есть не менее 230-ти друзей. Так что – виват, Пекин!

2015-04-08

Комментариев нет:

Отправить комментарий