воскресенье, 10 мая 2015 г.

Победа и Т-34. Достояние культуры – сегодня и тысячу лет спустя

Андрей Сорокин09.05.15
Издательский директор группы «Однако»

Родился в 1968 г. в Брянске. В 1990 г. окончил факультет журналистики Московского государственного университета. Работал в изданиях «Советская молодежь», «Час» (Рига, Латвия), «Независимая газета», «Красная звезда», «Профиль», «Промышленник России» (Москва).

Когда, открывая марш военной техники на Параде Победы,

из-за Исторического музея

вдоль стен Кремля

к Собору Василия Блаженного и памятнику Минину и Пожарскому

горделиво проплывает клин красавцев-«тридцатьчетвёрок»

и только вслед за ним на Красную площадь почтительно выглядывают «Тополя» и «Искандеры», «Курганцы» и «Арматы», –

в этом порядке нет никакого надуманного «символизма».

В этом есть справедливость, логика, единство, преемственность и навечность нашей истории и нашей культуры.

Да, именно культуры.

Культура ведь – это опыт познания, совершенствования и свершений многих поколений. Культура – это то, как мы себя мыслим здесь и сейчас в сравнении с этим опытом. Культура – это те образцы, с которыми мы себя сравниваем.

Идеалы и дух своей культуры каждый народ выражает в том числе и материально – мы называем это произведениями искусства, культурным наследием и культурным достоянием. Культурные ценности, рождённые гением и людьми великой эпохи, остаются образцом эстетики и содержания.

Бывает, что идеал и дух национальной культуры становится достоянием и образцом для всего человечества – даже независимо от того, что человечество по этому поводу считает.

Идеал нашей культуры, вершина нашего тысячелетнего опыта, его сумма и производная – это Победа.

Ради этой Победы Бог расстарался и ниспослал на Землю миллионы и миллионы своих лучших созданий – бойцов и маршалов, медсестёр и учителей, конструкторов и токарей…

Эти люди в свою очередь тоже расстарались и сделали главное орудие своей победы – Т-34. Безупречное по замыслу и исполнению, по эстетике и инженерии, по форме и содержанию произведение великой культуры.

В этом шедевре – дух и культурный подвиг народов, испокон веку живущих на нашей – на своей! – земле.

Бесшабашность и неприхотливость русского первопроходца.

Упрямство и основательность украинского крестьянина.

Бездонная глубина кавказского многоголосия.

Стремительность всадника азиатских степей.

Невозмутимость и надёжность северного морехода.

Плавная устремлённость православных куполов.

Простор и всеприимчивость души, рождённой нашей землёй.

Торжество отмщения и мгновенное снисхождение к поверженному.

Строго говоря, «тридцатьчетвёрка» и сегодня не перестала быть грозным оружием – хотя в XXI веке есть оружие и повнушительнее.

Но Парад Победы «тридцатьчетвёрка» открывает не в качестве оружия.

«Тридцатьчетвёрка» 70 лет назад, сегодня и тысячелетия спустя – наше историческое достояние, художественный и содержательный образец материального творчества, который связывает нашу культуру в единое и величественное целое.

С этим образцом мы обречены сравнивать и «Армату», и самих себя.

…Когда в художественных произведениях будущего

мы вдруг увидим знакомый стремительный и торжествующий силуэт

у Чудского озера

или с десантом смоленских стрельцов на броне,

на багратионовых флешах

или в пейзажах первых марсианских городов, –

мы простим творческим личностям столь вольное обращение с историческими фактами.

Потому что это Историческая Правда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий