суббота, 13 июня 2015 г.

От нас ничего не останется

Взгляд11.05.15
Антон Копасов, инженер, публицист

Фото: из личного архива

В рамках проекта «Клуб читателей» газета
ВЗГЛЯД представляет текст Антона Копасова о том, что мы оставим в наследство потомкам.

От нас ничего не останется. Эта грустная мысль пришла ко мне по поводу довольно пустячному. Увидел фотографию разрушенного Энтертейнмент Центра в Сиднее.Вспомнил, как в 2003-м забрел в его недра и вышел с приступом тоски, граничащей с депрессией. Мрачно, темно, сыро, бетон, арматура (кое-где уже проглядывавшая), трещины в потолке.

В тот год центру исполнилось 20 лет, а выглядел он, как склеп, оставшийся от цивилизации Кин-дза-дза. Наконец-то его сносят, давно пора!

А за окном разбирают небоскреб. Зрелище не для слабонервных. Снимают всю обшивку (гнилье – ужас, как там люди работали?), оставляют скелет из швелеров и, не побоюсь этого слова, двутавров.

На него, видимо, будут нашивать новые стены. Узнал у строителей, сколько лет было ветерану небоскребостроения. Оказалось, тридцать два. Невдалеке крушат еще один. А всего по центру таких «лом-площадок» штук восемь.

Получается, что средняя продолжительность жизни офисных зданий от 30 до 40 лет. А на Невском стоят купеческие конторы и доходные дома, датированные серединой ХIХ века, и хорошо стоят!

Но бог с ними, с конторами, не слишком-то о них потомки пожалеют! Вот объекты культуры – другое дело! Это в теории, а на практике – то же самое. Даже послевоенные дома культуры сбрасывают гипс с колонн и кирпичи со стенной кладки, а что говорить о храмах муз 70-х и 80-х?

Пресловутая Европа и та сподобилась в последние полвека привнести в мировую сокровищницу архитектуры лишь несколько недоразумений вроде Центра Жоржа Помпиду. О вкусах не спорят, но то, что площадь вокруг него считается самым криминальным местом в Париже, уже о чем-то говорит.

Культовые объекты всегда и всюду выручали археологов. Но это было раньше, «до исторического материализма». Не знаю, из чего строят новодельные храмы в России, но на Западе современные спиритические сооружения лепят из той же гипсофанеры, что и офисы. В лучшем случае из быстро распадающегося бетона.

И чего мы покажем внукам? Книги, фильмы, музыку? Ну, внукам, может, еще и покажем, а вот правнукам уже вряд ли достанется!

Писательство и композиторство превратилось из профессии в хобби. Либерально-демократический интернет упразднил буржуазный пережиток – авторские права. Даже суперпопулярный писатель-фантаст, ранее появлявшийся на страницах этого ресурса, недавно опубликовал капитуляцию перед Сетью.

А ведь еще каких-нибудь лет за пять до этого тот же автор у себя в блоге писал, что не надо бояться человека с копипастой, надо, мол, его использовать для саморекламы и так далее. Человек оказался хитрее.

После уничтожения грамзаписи музыканты надеются лишь на YouTube для раскрутки, а потом на корпоративы и свадьбы детей олигархов, куда их пригласят, если они тронут струны душ крошек-мажоров. И как вы думаете, кто доберется до этих струн? Только Ксюша-Нюша-Хрюша знают туда путь.

Современный интернет-пользователь, тем не менее, питает очень мало сочувствия к горе-литераторам и прочим художникам. Это не профессия, говорит он тоном бывалого искусствоведа, это потребность! Художник должен быть голодным! Классики творили не за деньги!

Так-то оно так, но даже голодный художник мечтает в конце концов наесться. Почитайте письма-жалобы Пушкина. И еще высказывание человека-парохода Михаила Светлова. Один начинающий поэт протянул автору «Гренады» замасленную тетрадку со своими творениями и пояснил с гордостью: «Вот, в первую смену тружусь в механическом, а во вторую пишу стихи».

Мастер пробежал глазами по строчкам и ответил: «Запомните, молодой человек, стихи нельзя писать во вторую смену».

Многие радетели бесплатно-электронного будущего указывают на появляющиеся в Сети литературные сайты, где сначала читаешь, а потом, если хочешь, можешь перечислить автору сколько не жалко. Здорово! Особенно если представить энтузиазм столяра-мебельщика, узнавшего, что теперь он должен выставлять свои табуретки на улице для свободного разбора, а рядом класть шляпу для пожертвований.

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино», однако под кино вождь мирового пролетариата подразумевал то, что идет в кинотеатрах. Ну, с нашими кинотеатрами все понятно. Но, говорят, в них народ по-прежнему ходит. Ходят, сам видел.

Только вот наш земляк Стивен Спилберг с кино прощается. В интервью калифорнийскому киножурналу он предрек Голливуду скорую и безболезненную смерть.

Кинотеатры держатся за счет тинейджеров, которые отказываются смотреть то, что не летает и не крошит лазерными мечами головы до странности штампованных монстров. Но такие фильмы стоят очень дорого, жалуется Стива-белорус, их окупаемость на грани, и любая промашка грозит студии разорением. Кроме того, Спилбергу не нравится, что эта продукция не имеет ничего общего с искусством. Вот и решил он податься в сериалы. Это которые снимают утром, чтобы показать вечером под рекламу уцененного нижнего белья. Нет скидок на белье, нет сериала.

И что получается? Старческое брюзжание? Можно и так сказать. А можно и по-другому. Автором движет гордость. Мы принадлежим к первому поколению, которое не оставит после себя следа в истории человеческой цивилизации. Вот как только это донести до потомков?

Может, закопать на видном месте плиту с надписью: «Уважаемые товарищи потомки! Привет вам от рожденных во второй половине ХХ века! Не забывайте, что мы тоже были, хотя этому нет никаких доказательств. Привет, в общем!». Глядишь, и прочтут, если все еще грамотные.

Комментариев нет:

Отправить комментарий