вторник, 9 июня 2015 г.

Е. Холмогоров. Дипломатия унтер-офицерской вдовы

Публицист Егор Холмогоров – о том, почему России не удается использовать имеющиеся на руках козыри

Дипломатия унтер-офицерской вдовы
Егор Холмогоров. Фото из личного архива
Когда «Минский процесс» запускался в феврале, все были уверены, что до реального обсуждения изменений в украинскую конституцию дело попросту не дойдет – война возобновится раньше, а потому содержанием политической части соглашений мало кто интересовался. Было совершенно невозможно представить, что Донецкая и Луганская Народные Республики и в самом деле могут превратиться в ОРДИЛОСОС (Отдельные районы Донецкой и Луганской областей с особым статусом) в неотъемлемом единстве с Украиной.

Но бюрократический процесс идет в своей логике и обладает удивительным свойством сотворять из небывшего бывшее, даже если это ведет к явному абсурду. Бумажки порождают новые бумажки, те, в свою очередь опираются на другие бумажки, которые порождают еще ворох бумажек. И вот уже сочинение нового меморандума становится самоцелью – бессмысленной и беспощадной, а главное – отрицает тот самый политический смысл, ради которого процесс бумагомарания был запущен.

Россия запустила «Минский процесс» ради того, чтобы остановить кровопролитие в Донбассе, способствовать мирной трансформации Украины в сторону федерализации или, хотя бы, децентрализации. Это замирение должно было способствовать снятию санкций с России, гарантом чего выступали президент Франции и канцлер Германии. А Россия внутри Украины должна была получить «друзей», обладающих особыми полномочиями. Этот план с самого начала выглядел политически абсурдным и ценностно унизительным, но отказать в своей дипломатической логике ему было нельзя.

Однако результаты «минского процесса»на сегодняшний момент прямо противоположны ожидаемым. Санкции не только не сняты, но и могут ужесточиться, если «семерка» исполнит свои угрозы. Никакой федерализации или хотя бы движения к децентрализации Украины не произошло, напротив, Киев сосредоточил в своих руках все рычаги, упразднив феодальные образования типа «каганата» олигарха Коломойского.

А сочиняемые под патронажем Москвы «бумажки» дошли, в соображении угодливости украинскому курсу, до прямого противоречия, если не сказать враждебности, конституционному устройству и политике России. Предложения об изменениях в Конституцию Украины, направленные ЛНР и ДНР Киеву предусматривают признание этими политическими структурами, превращающимися из непризнанных независимых государств в квазиавтономии, не более не менее чем принадлежности Крыма и Севастополя Украине.

«Систему административно-территориального устройства Украины составляют: Автономная Республика Крым…»; «В состав Украины входят: Автономная Республика Крым… города Киев и Севастополь»; «Исполнительную власть в областях и районах, городах Киеве и Севастополе осуществляют местные государственные администрации» - предложения от имени Донецка и Луганска буквально пестрят подобными пассажами, как будто сочинялись они во Львове и Тернополе.

Представим себе, на секунду, что Киев принял эти предложения и внес их в свою конституцию. Это значит, что граждане ДНР и ЛНР, перепревратившись в граждан Украины, официально признают Крым и Севастополь оккупированными территориями Украины, Россию – оккупантом.

Ополченцы, превратившись в народную милицию ОРДИЛОСОС-а, вынуждены будут участвовать, в случае необходимости, в «возвращении Крыма и Севастополя в конституционное поле Украины». Крыму, видимо, придется не оказывать Донбассу помощи, выслать назад его жителей, включая детей на лечении, поскольку жители эти могут оказаться потенциальной угрозой – элементом возможной агрессии со стороны Украины.

Как Россия будет строить отношения с Донецком и Луганском, при непризнании ими Крыма и Севастополя частью РФ? Ну в общем-то с Германией мы как-то отношения строим, - как-то вот так.

Российская дипломатия приняла на себя определенную ответственность за ДНР и ЛНР.

Время от времени Москва говорит если не «от имени и по поручению» республик, то как их покровитель и защитник. И вот, чтобы сделать «предложения» республик более приемлемыми для Киева, Москва, по сути, высекла сама себя. Невозможно вообразить грохочущую радость в украинских кругах, кричащих сегодня, что «Лугандон» (презрительное название Донбаса) сам признал Крым Украиной.

Не было, разумеется, никакой необходимости в ходе конституционного процесса или хотя бы его имитации, в предложениях республик упоминать Крым – его упоминание и так бы внесли в Киеве и совершенно не обязательно было проделывать за тамошних юристов работу в Донецке.

Не имеет никакого значения то, что для Киева эти предложения и в нынешнем виде неприемлемы и являются пустыми бумажками. Протокол судебного заседания тоже пустая бумажка, но если обвиняемый в процессе скажет «да, я украл», то сколько бы он до и после этого не твердил, что невиновен, скорее всего он получит обвинительный приговор.

У нашей дипломатии существовала блестящая позиция для дипломатического размена.

ДНР и ЛНР признают суверенитет Украины в обмен на отказ той от Крыма. Это не тот размен, который мне лично симпатичен, но в логике «реальной политики» он был допустим. И вот своими же руками мы отказываемся от возможности такого размена, возвращая Донбасс «де факто» и Крым – на словах украинской конституции, признанной представителями Донбасса.

Всемирная история дипломатии не много знает случаев подобного выбрасывания козырей в мусорную урну.

Взявшись «вести» ЛНР и ДНР в переговорном процессе, Москва на сегодня пришла к явному абсурду, когда предлагаемые «нашими на Украине» поправки в её конституцию прямо противоречат Конституции России.

Это, разумеется, не может не вызвать серьезного беспокойства и у граждан в Крыму. Не хотят ли им намекнуть, что после того, как Донецк и Луганск освоятся с «особым статусом», на него же вытолкают в состав Украины и крымчан, забыв про референдум, про Донецкий референдум 11 мая ведь забыли, забыв про паспорта и прочее?

Абсурдно, конечно, и полностью противоречит всему, что делает наше государство (или не всему?

Вспомним недавние декларации главы Сбербанка о том, что его структура по сути будет участвовать в международных санкциях против Крыма). Но объяснить это севастопольцам будет непросто.

Не думаю, что подобное нормотворчество от имени ДНР и ЛНР часть какого-то совсем уж злого умысла и «многоходовки» по сдаче всех с таким трудом доставшихся позиций. Вполне вероятно, то те, кто это сочинял, не придавали выходящим из их принтера бумажкам принципиального значения. Мол, бумага, всё стерпит.

Сам факт появления подобных формулировок говорит о некотором кризисе целеполагания на украинском направлении. В чем состоит наша политика в отношении Украины, в отношении Донбасса?

Москва пребывает в странной иллюзии, что возможно разделить Донбасский и Крымский вопросы, и первый разрешить без потери лица, но в пользу Украины, а второй, якобы, возможно разрешить в пользу России.

Как кавалер даже после тысячного «нет» и удара букетом по лицу, не верит, что девушка его отвергает, мы почему-то упорно не верим своим «западным партнерам», когда они утверждают обратное: «Украина должна получить назад все территории, которые за ней числились на 21 февраля 2014 года и никакие референдумы, воля народа, исторические права и что-то еще не имеют никакого значения. А если там «ваши граждане», то вывозите их на Кубань».

Пора уже нашим специалистам по Украине прочесть книжку «про отношения», называющуюся: «Просто ты ей не нравишься» и строить политику исходя из фактов, а не иллюзий.

В попытке любой ценой воссоединить расколовшуюся Украину мы совершенно забыли, что причины, которые вывели Донбасс из состава этой страны, – те же, что и причины, выведшие из «незалежной» и Крым. И никакой разницы тут нет. Да, - Крым получил возможность проголосовать за воссоединение с Россией. Республики Донбасса в бюллетени включили вопрос о независимости, а не о воссоединении. Но это – единственное различие в положительном определении статуса.

Отрицательное различие, связанное с неприятием украинизации, русофобской политики, неонацистской бандеровщины, криминально-олигархического строя, диктатуры, идеологических репрессий – всё это у Донбасса и Крыма общее. И если утратили силу отрицательные причины, которые разделяют Донбасс с порошенковским Киевом, то точно так же прекратили действие и причины разделяющие с Киевом Крым, о чем не преминут в самое ближайшее время напомнить наши западные «партнеры».

Составители «бумажек» подарили им великолепный аргумент: «смотрите, сами «сепаратисты» Донбасса, которые пострадали от Киева куда больше Крыма, признают, что и Крым и Донбасс должны быть Украиной». При этом все отлично понимают, что эти «бумажки» просмотрены и одобрены Москвой как участником Минского процесса, представляющим интересы Донбасса. Мы сами своими руками подрываем основы своего конституционного строя.

Право же, за такую дипломатию в духе высекшей саму себя унтер-офицерской вдовы, следует по меньшей мере предупредить о неполном служебном соответствии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий